Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Епископ Вениамин (Милов). «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви»
Как отмечает Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской епархии, из всего сонма подвижников, пастырей и архипастырей, несших свое служение на саратовской земле, самый известный и любимый – епископ Вениамин (Милов). За полгода Архипастырских трудов на кафедре Владыка снискал огромную любовь своей паствы, которая не угасла до наших дней. Многие верующие уверены в святости почившего подвижника, просят его предстательства перед Богом о себе и своих близких. Тем, кто никогда не знал Владыку, секрет этой любви и почитания может открыться через его сочинения; одно из них мы сегодня представляем.
В основу книги положена магистерская диссертация архимандрита Вениамина (впоследствии ставшего епископом Саратовским и Балашовским) и называется она «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви (Опыт раскрытия нравственной стороны православно-христианских догматов веры из начала любви)».
Труд Владыки Вениамина (Милова) «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви» представляет собой исследование в весьма неразработанной области. Автор исследует нравственный смысл православной догматики применительно к началу любви и подробно раскрывает, каким образом христианин обретает в Боге источник сверхъестественной силы любви.
Издатели отмечают: магистерская диссертация Владыки Вениамина – не только результат его научной богословской работы, но и плод работы его души. «Усвоение богословия, – писал он в «Дневнике инока», – зависит от состояния человеческого сердца. Если Спаситель близок к сердцу, Он прививает ему и истины веры, нравственности, учит претворять их в жизнь. В противном случае богословские понятия оседают в душе, как ни с чем не связанная груда песчинок. Опытное переживание спасения во Христе есть единственно верный способ познания и общих положений веры». На жизненном пути Владыки не раз встречались христиане, – как монашествующие, так и миряне, – в сердцах которых теплилась искра Божественной любви, и свет ее отражался на их лицах и проявлялся в отношениях к ближним. Но Владыка видел и примеры сухого, схоластического отношения к вере, отнюдь не привлекающего искренние и чистые сердца. Архимандрит Вениамин постарался раскрыть свое сердце Богу и людям, вывести свою душу на путь жизни в Божественной любви: «Догматы веры, – пишет он, – все без исключения, подобно рекам, текут в одно безбрежное море любви, хотя слияние их со своим морем пока и не обозначено на карте русского школьного богословия с надлежащей отчетливостью».
Христианство, проповедуемое первоначально апостолами и учениками Христовыми, как горчичное зерно, произрастило из себя богатый плод мучеников и преподобных, распространившийся по всему миру и покоривший многие города и страны. Что за сила побуждала людей полностью изменять свою жизнь, отрекаться от мира страстей, превращаться из холодных эгоистов в «земных ангелов» и «человеков Небесных», спешащих на помощь ближнему, и с радостью принимать смерть за Христа? Или, удаляясь из этого мира, отказываясь от удовольствий и удобств, всю жизнь молиться за этот мир? Эта сила, по словам автора, и есть Божественная любовь. Она согревает сердце человека куда сильнее, чем любовь дружеская, супружеская и даже материнская. Человек, вкусившей этой любви, обретает смысл жизни, смысл существования всей вселенной. Он становится подлинно счастливым и уже не может умереть, потому что духом соединен с Тем, Кто вечен.
По свидетельству знавших Владыку людей, труд этот он писал в годы служения в Никитском храме города Владимира, в короткий период между двумя ссылками. Несмотря на неусыпный надзор, отцу Вениамину удавалось ускользать в Москву, к своим духовным чадам, где он проводил время в молитве и богословских исследованиях. Писал он, как правило, в квартире близких ему людей, пользуясь их домашней библиотекой. И действительно жил тем, чему посвятил этот труд: «В «Божественной любви», – писал Владыка, – я скомбинировал все, что люблю более всего на свете, чем живу и во что от глубины души погружаюсь». Эту тему он продолжал вынашивать и после защиты диссертации, что свидетельствуют слова, которые архимандрит Вениамин написал в 1950 году: «...сам я глубоко сожалею о том, что не могу более поработать в централизации из христианства всего того, что поднимает сердце и делает его Божиим. Не нужны здесь пышные слова, а ценны выношенные в опыте души краткие и ясные изображения ценности тех даров, которые сообщает доныне Господь, чтобы при всяком воспоминании о них можно было бы всей душой подняться к Богу». И даже находясь в ссылке, священнослужитель продолжал разрабатывать поднятую в диссертации тему, рассматривая ее в ином аспекте: «За последний месяц... я, несмотря на недомогания, сделал на основании одного только библейского текста анализ понятия «любовь» в разрезе психологическом. <...> Все, что я пытался сказать о любви в последней своей работе, совсем не то, о чем я говорил в диссертации. Жалко, что не имею литературы под руками». Диссертацию «Божественная любовь по учению Библии и Православной Церкви» архимандрит Вениамин (Милов) защитил в июле 1948 года, получив степень магистра богословия, и был утвержден в звании профессора кафедры патрологии Московской Духовной академии.
Книга публикуется по машинописи, хранящейся в библиотеке академии. При подготовке издатели старались сохранить авторские особенности стиля; ссылки на цитаты из Священного Писания перенесены из примечаний в текст работы, а библиографические ссылки для удобства читателей вынесены из-под текста в конец первой и второй частей и оформлены в соответствии с современными ГОСТами.
В предисловии издатели отмечают: Владыка Вениамин был эрудированнейшим русским богословом, блестящим исследователем православного догматического учения. Его и русского апологета Николая Николаевича Фиолетова епископ Василий (Родзянко) называл каппадокийцами 20 века.
При жизни Владыки были опубликованы только отдельные его проповеди и статьи (все в «Журнале Московской Патриархии» за 1947–1948 годы). Сегодня его труды выходят отдельными книгами. Хочется надеяться, что и данная публикация труда епископа Вениамина послужит укреплению и дальнейшему развитию лучших традиций русской богословской школы и принесет духовную пользу боголюбивым читателям.
О Божественном попеченииФилистимляне делают из хорошего дерева телегу, запрягают в нее двух только что отелившихся коров, ставят на эту телегу ковчег Завета и кладут туда как бы жертвоприношение – пять золотых изображений своих наростов
Храм Московской Патриархии в Барселоне освящен в честь Благовещения. В последние годы число русскоязычных, приезжающих в столицу Каталонии значительно возросло, соответственно вырос и приход храма. В 2012 году было принято решение совершать здесь богослужения ежедневно.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.