Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №9 (714) → Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан: «Доброе семя традиционных ценностей надо нести в народ»

Митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан: «Доброе семя традиционных ценностей надо нести в народ»

№9 (714) / 1 марта ‘13

Александр СергиенкоАрхипастырь

Без традиционных ценностей никуда

– Во время Рождественских чтений этого года Святейший Патриарх в очередной раз говорил о традиционных ценностях. К сожалению, многие о них забыли. Я бы предложил поговорить о нравственности всего нашего народа и о тех искушениях, которые подстерегают подрастающее поколение. Итак, возможно ли традиционные ценности сохранить, нужно ли их возрождать и кто пытается в молодые умы вложить иные понятия?

– Не просто можно, а необходимо сохранить наши традиционные ценности, и об этом постоянно говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Потеря традиционных ценностей в государстве неминуемо приведет к катастрофе, катастрофе нравственного порядка, что, пожалуй, более опасно, чем иные катастрофы.

Другой вопрос – можно ли? Мы просто обязаны сохранять традиционные ценности! Они тесно связаны с нравственным состоянием нашего общества, и особенно молодежи. Приведу простой пример: сохранение заповедей Божиих. Есть одна заповедь, которую начинают не просто забывать, а игнорировать, и это негативно отражается на жизни нашего общества: чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

Посмотрим, каковы последствия... Давайте походим по старинным кладбищам и постоим у могильных плит. Нередко люди, пережившие гражданскую, Великую Отечественную войны, коллективизацию, голод, холод, тюрьмы, проживали 70–80 лет. Почему? Закалка была нравственная, нравственные ценности имели особый вес в их жизни. А теперь посмотрим на молодое поколение, которое жило в потере нравственных ценностей и этой заповеди – чтить отца и матерь твою. К великому сожалению, мы должны признать – все больше умирают молодыми. Это величайшая опасность.

Нередко на сегодняшний день при живых обеспеченных детях, брошенные родители тяжко влачат существование! Нередко они вообще паразитируют на родителях, не говоря уж о том, чтобы чтить: живут на пенсию родителей – не хотят работать и не хотят почитать. И в конечном итоге нет ни благоденствия, ни долголетия.

Вторая заповедь о семье: не прелюбодействуй. И посмотрите, что у нас с семьями творится! Вопрос демографии – это же вопрос традиционной ценности семьи, и у нас уже демографический кризис. Нередко можно слышать: «Зачем нищету плодить?». Якобы социальная причина. Но в богатейших странах, где социально защищены граждане (возьмите скандинавские страны, Европу – сытую, богатую), проблема с деторождением есть – и там потеря семьи. Я многие годы провел на Кавказе, на Ближнем Востоке, там хранят традиционные ценности: нет брошенных стариков, уважение к старшим, тем более к родителям, нет брошенных детей, нет и проблемы демографии. Вот наш Кавказ – посмотрите: люди хранят традиции, которые помогают им сохранять и семейные ценности, и себя как нацию.

Поэтому утеря традиционных ценностей – это великая беда. Задача и общества, и Церкви, и государства – не разрушать традицию своего народа, культуру. Как часто говорит Святейший Патриарх, мы же некий код разрушаем наш национальный, разрушая традиции. Надо объединить усилия, ведь традиции наши, здоровые, крепкие традиции – это путь к здоровому, богатому и нравственно ориентированному обществу. И надо нам об этом говорить не только с экранов телевизоров, но и во всех сферах, особенно работать с молодежью.

– Владыка, если политики, государство в целом, будут заниматься сохранением традиционных ценностей, – но если говорить о заповеди почитания родителей: разве не сами родители должны научить этому своих детей?

– Вспомните, как передавалось мастерство... Из рук в руки. Традиция семьи была, да? Семья художников, музыкантов, архитекторов, семья каких-нибудь рукастых людей. Конечно же, родители должны в первую очередь показывать пример своим детям, у родителей тоже есть родители, и они всегда должны думать, какова их будет старость, каковы будут их взаимоотношения с собственными детьми. Личный пример уважительного, заботливого отношения не только к родителям, но и вообще к старшим – это самый лучший образ воспитания своих детей.

– А если старшее поколение вдруг почему-либо не имеет высокой нравственности? Тогда старшие не могут научить.

– Мы же люди, мы же не стая волчья, мы живем в социуме. Есть порочные люди, но в целом все-таки я не могу сказать, что наше общество все порочно, в целом наше общество пока еще здорово. Да, мы болеем, но мы живы. Так вот, задача общества в целом, каждого из нас, – если мы видим, что наши соседи увлекаются алкоголем или еще каким-то непотребством, а у них дети, – не надо отворачиваться ни от них, потому что они болеют, ни тем более от детей: они дома видят нечто плохое, а ты, рядом живущий, покажи пример добра, чуткого внимания к этим детям.

И очень важна здесь роль школа. Школа, конечно же, должна знать, как живут их ученики, знать родителей, и школа должна и с родителями работать. Это задача государства в целом. Не просто опека, которая может только отнять ребенка, поместить в детский дом, а в целом вся система и государственная, и образовательная, и Церковь, конечно же, в первую очередь, и семья, и те, кто живет рядом, должны с этими проблемами бороться.

Вот постепенно и будет все выравниваться.

Самый верный путь

– Владыка, у нас звонок, Одесская область на связи.

– Я читал книгу про старца Самуила, там описывается, что он вытаскивал из ада детей женщин, которые делали аборт. Он там описывает, что видел Бога, видел Троицу, и описывает, что вытащил из ада апостола Иуду и тот опять стал нравственным... Я хотел бы спросить Ваше мнение насчет этих книг...

– Дорогой мой, не советую читать таких книг. Этот, как вы называете, старец видел и Святую Троицу, и Архангела, и из ада, так сказать, своими молитвами изводил тех, кто туда попал, и даже самого Иуду… Это называется на языке духовной аскетики – прелесть. Путь один – путь Церкви, а не какого-то неизвестного старца. Их много сейчас, так называемых лжестарцев, и лжекниг очень много. Путь, который Церковь указывает, – самый верный путь.

Никто же Бога не видел. Всегда святые отцы, такие, как преподобный Серафим Саровский, с трепетом боялись всяких видений. Преподобному Серафиму Саровскому Богоматерь реально явилась, и то он молчал.

– Следующий звонок – из Белгородской области.

– Владыка, Вы говорили о ветхозаветных заповедях Моисеевых, что мы их не соблюдаем. Если уж мы ветхозаветные заповеди соблюсти не можем, что говорить о блаженствах Христовых? Если все мы живем, получается, по принципу: «ищи в жизни все, а все Небесное само приложится», мы не христиане, а язычники какие-то.

– Большинство из нас забывают, что ветхозаветные заповеди никто не отменял, и Христос их не отменял. Вспомните Евангелие – юноша спросил: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? И Христос говорит: чти, соблюдай Заповедь. Он же не сказал, что заповеди отменяются. А многие из нас забыли не просто заповеди Божии, дорогой мой друг, но и человеческие нормы общения забыли, нормы простой человеческой морали.

Но все-таки пессимизма не должно быть: у нас есть заповеди, есть Церковь Христова, у нас есть святые таинства, у нас есть, по милости Божией, иерархия, все у нас есть. От нас самих очень многое зависит. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», – как сказал преподобный Серафим Саровский. Не должно быть радужных мнений, что все хорошо, но и ни в коем случае христианство не должно иметь пути уныния. Всегда в христианстве главный был средний, царский путь по заповедям Божиим, по заповедям Христовым и по тем нормам, которые оставили нам опытные отцы Церкви. Они через личный опыт познали путь христианского совершенства.

Важен христианский пример

– Следующий звонок – Краснодарский край на связи.

– Часть православных христиан считают, что можно сохранять традиции в целомудренной одежде, особенно это касается женщин: не носить обтягивающее, не украшать свое тело, не соблазнять одеждой и не надевать брюки ни в коем случае. А другие православные говорят, что это не имеет вообще никакого значения. Очень важно Ваше мнение.

– Если вы пойдете в брюках работать на огороде, если пойдете в брюках в лес, на прогулку – я не вижу великого в этом греха. Но если вы пойдете в брюках в храм… В храм принято пойти прилично, как и положено женщине, в женском одеянии, – пойти и никого не искушать, не соблазнять и самой не соблазняться. Конечно же, здесь надо придерживаться нашей доброй христианской традиции.

– Вопрос из социальной сети, спрашивает Инна из Казани: часто возникает мысль о целесообразности рождения детей; жалко детей уже рожденных – что будет с их душами в современном мире? Если эти мысли неправильны, то как от них избавиться? У нас с мужем 5 детей.

– Дорогая моя, это как раз и есть ваш христианский пример. Я вас поздравляю, что у вас 5 детей. Если Господь дает вам детей – молитесь. Господь за то, что вы исполняете заповедь о чадородии, даст вам и вашим детям силу, крепость, убережет их от пути соблазна. Дай Бог вам помощи, и помните: дети – это наше богатство, дети – это исполнение заповеди Божией.

Наш град – это Иерусалим вечный

– Если земной враг нападает на человека, как-то можно защититься. Если нападение происходит внутри, здесь проблема. Сейчас мышление человека полностью перестроено на товарно-денежные отношения, и порой это распространяется даже на проповедь, которая ведется в Церкви.

– Очень непростой вопрос. Это опасно в целом для общества, когда идет размывание самосознания нашего, как нации. Вспомните, что говорит апостол: «Наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной». Важно самое главное понять внутренне, особенно нам, христианам православным. Мы о многом говорим, но забываем о главном: наш град – это Иерусалим вечный, наш град – это Царство Небесное, вот наша конечная цель.

Какие приоритеты ведут в Царствие Божие? Мы уже говорили о заповедях Божиих, о Заповедях блаженства, о пути святых отцов. А когда внутренне определены приоритеты ценностные, что главное будет? Раз вечность, значит, все, что в этой жизни приходит и уходит, не должно деформировать нашу душу. Когда внутренне человек поймет конечную и главную цель жизни, тогда и то, что внушает целый мир, на него не повлияет. Известно выражение Федора Михайловича Достоевского: «Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердце человеческое» – об этом мы должны знать, вот здесь должны стоять на страже.

– Звонок из Магнитогорска.

– Я работаю в детском саду, и в этом году на Рождество мы попытались отобразить праздник в картинах, украсив улицу. Постояла картина ровно пять часов, потом ее убрали, сказав, что у нас государство светское. Хотя очень многие радовались, видя изображение Рождества. Но вот что меня возмутило: почему Рождество у нас никак не отражается на праздничных улицах, а вот змеи, драконы в последнее время все просто заполонили…

– Замечательный вопрос – и не замечательный, но показательный случай. Я вас прошу – напишите, пожалуйста, на мое имя, на имя митрополита, вашу проблему; желательно знать, кто же дал распоряжение снять повествование о том, что сегодня у нас Рождество, и дальше мы все-таки будем постепенно этот вопрос поднимать. Я, когда приехал в Челябинскую область, был, мягко говоря, удивлен, когда Дни славянской письменности, церковно-государственный праздник на Южном Урале, ограничивался практически одним Крестным ходом. И я этот вопрос поставил перед губернатором, перед администрацией Челябинской области. И, слава Богу, я хочу прямо сказать, открыто: я благодарен губернатору, что он дал указание министерству культуры и иным профильным министерствам и ведомствам. Надеемся, что в этом году Дни славянской письменности проведем достойно.

А то сегодня сняли то, что символизирует Рождество Христово, а завтра, как это пытаются сделать на Западе, заставят снять крестики. Нет, мы должны отстаивать наше право сохранять наши традиционные духовные ценности, не нарушая закона. Я думаю, это можно сделать только тогда, когда наше общество поймет: теряя традицию, веру, культуру, мы близимся к потере (больно сказать) нашего государственного суверенитета.

(Окончание в следующем номере)

 
Церковный календарь

Нужно учиться видеть себя

Протоиерей Евгений Попиченко

13 марта – память Иоанна Кассиана Римлянина Преподобный Иоанн, великий духовный муж, родился в Галлии в семье славных родителей, в юности изучил все светские науки, особенно философию и астрономию, затем всего себя предал изучению Священного Писания.

 
Дивен Бог во святых Своих

Сибирской страны чудотворец

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДС

11 февраля – Собор Екатеринбургских святыхНа протяжении уже более трех столетий духовным покровителем Урала и Сибири считается святой праведный Симеон Верхотурский. Как известно из его жития, появился он в окрестностях Верхотурья в начале XVII века; вся его недолгая праведная жизнь была связана с селом Меркушиным.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс