Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Владыка, у нас есть традиция: когда спрашивает ребенок, мы разрешаем спросить на любую тему. Вопрос из социальной сети: Аня (10 лет, Свердловская область) спрашивает: «У меня одноклассники злые. Как мне научиться их любить и не обижаться на них, когда они обижают меня?».
– Аннушка, миленькая, Христос тоже был Такой, как ты, – маленьким, Он никогда не обижался на тех Своих друзей, которые толкали Его, били, игрушки, возможно, ломали, Он всегда радовался и все прощал. Так и ты научись прощать своих обидчиков и своим чистым, святым, ангельским сердечком люби их так, как любишь маму и папу, как любишь сама себя. Христос сказал в Евангелии: как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Ты еще маленькая, подрастешь и поймешь. Тебе хочется, чтобы тебя любили, слушали, уважали, – так вот и ты терпи, прощай, люби, уважай и всегда старайся им даже за зло платить только добром – так учил Христос, так учит нас наша Мать – Святая Церковь.
– Владыка, есть ли принципиальная разница, на каком языке православный христианин должен изучать Священное Писание?
– Было бы очень хорошо, если бы во всех учебных заведениях, начиная со школы, учили наших людей церковно-славянскому языку, это ведь наши корни. Славянским языком пользуются сегодня русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары – вот сколько народов объединяет славянский язык. Очень жаль, что в советский период никто в школах детям не открывал тайны церковно-славянского языка. Именно на церковно-славянском языке написано Луцкое Евангелие, нами изданное. По всей вероятности, это не разговорный язык того времени, это богослужебный язык. Таким языком люди не говорили, а только прославляли Господа в храме во время богослужений. Конечно, каждый священнослужитель, прочитав отрывок из Евангелия, всегда пояснял его. Изучать Священное Писание можно на любом языке, это кто как пожелает. Но, повторю, было бы хорошо, чтобы церковно-славянский язык знали все мы и наши дети, внуки и правнуки.
– Звонок – Пенза на связи.
– Родители моего мужа проживали в Ратновском районе Волынской области, но в свое время там было окатоличивание. А теперь они все умерли, и муж мой умер. И вот у меня такая скорбь – могу ли я заказывать обедни в православном храме или нет?
– Дорогая сестра, я родился в соседнем с Ратновским районе – Старовыжевском. Мне 65 лет, не знаю, сколько было вашему мужу, но то, что были там католики, неверно. Там были униаты. В XX веке там никто никого не перекрещивал, все были православными, очень глубоко верующий народ, весь отдан Церкви и Господу.
Вы полное право имеете записывать в записочку об упокоении имя драгоценного вашего мужа и молиться об упокоении его души. Не сомневайтесь. В другой части Украины бывают сомнительные моменты, а Ратновский район – это Полесье, где Православие сохранялось.
У нас был такой епископ Алексий (Громадский), он объезжал в 30-х годах, где на лодке, где возами, полесские села. Он называл этих людей святыми: они не умели читать-писать, но как они любили Бога, как они в воскресный день все с маленькими детишками шли в церковь! Так что молитесь об упокоении, и пусть Господь хранит вас в добром здравии.
– Следующий звонок – из Белгородской области.
– Владыка, в Евангелии все время Христос обращается к Богу Отцу как к более высокому по статусу, а в учении говорится, что все три Ипостаси равны. Святой Дух исходит от Бога Отца, а Сын Рождается, значит, Бог Отец по статусу выше, чем две эти Ипостаси?
– Я с вами не согласен, дорогой брат. Христос сказал: «Кто видел Меня, тот видел Отца, ибо Я и Отец – одно». Я не знаю, как вам пояснить эту тайну Троицы по-простому...
Вот вы – живое существо, сотворенное Богом, человек. Вы тоже в своей сути троичны. Давайте помыслим: вы говорите, из ваших уст что выходит? Слово. В Святом Писании написано: в начале было Слово, и Слово было Бог, и Бог был Слово. В тот момент, когда вы говорите, вместе со словом, что еще из уст выходит? Дух. Духом Святым всякая душа живится. Да, явление Троицы было трижды, так описывает нам святое Евангелие. Первый раз мир увидел и услышал Троицу в момент Крещения Господня в реке Иордан. Тогда Иисус Христос в образе Человека, или Богочеловека пришел на берег Иордана; Иоанн Креститель знал, ему было сказано, кто это будет, будет Агнец, ягненок, кроткий, смиренный, Который берет на себя грехи всего мира. Пришел Христос на берег реки, Иоанн Креститель увидел, что это Тот Мессия, Тот Спаситель, Который должен прийти. В страхе и ужасе он подошел к Христу и сказал: «Как Ты пришел ко мне креститься?», – а Иоанн Креститель крестил, как вы знаете, покаянием. Христос не имел нужды в покаянии, Он был безгрешен, и Христос сказал Иоанну Предтече: «Оставь теперь, ибо так нам должно исполнить всякую правду». Какая же это правда? Когда Христос вошел в воды Иордана, Иоанн Предтеча погрузил Его в воду. Когда Христос из воды выходил, открылось Небо, и с Неба был слышан голос Бога Отца, Которого никто никогда не видел нигде, ибо Единородный Сын, Который внутри Отца, в лоне Отчем, явил Собой невидимого Бога в образе Иисуса Христа. То есть открывается Небо, и с Неба голос Бога Отца – первая Ипостась, вторая Ипостась – Сын Божий в образе Богочеловека Иисуса выходит из реки Иордан, третья Ипостась – Дух Святой, невидимый, но вездесущий и все наполняющий. Принимая здесь образ кроткого голубя, Он трепещет Своими крыльями над головой Иисуса Христа.
Это явление Бога в Троице, Троица нераздельная и неслиянная, и невозможно сказать, что Бог Отец – высшая инстанция. Иисус Христос молился как Человек в Гефсиманском саду: «Отче, аще возможно есть, чаша сия да мимоидет – чаша страданий, но не Моя воля, а Твоя воля да будет». Здесь не нужно искать высшие и нижние инстанции, ибо это Бог, в Троице прославляемый.
– Следующий вопрос в социальной сети из Перми задает Денис: часто спрашивают, кто слышал разговор Пилата со Христом, откуда его содержание стало известно автору-евангелисту?
– Читая Евангелие, мы видим, что была толпа народа во дворе, толпу подстрекала верхушка духовная, чтобы просили распять Иисуса, отпустить Варавву. Пилат уговаривал толпу, вопрошая, что же Он злого сделал? А толпа кричала, что Он подстрекал разрушить храм, а Он, мол, потом в три дня его созиждет. Видимо, и во время суда на заседании Синедриона тоже были люди, и люди эти смогли записать. Потом, всюду следовали ученики за Иисусом, и на судилище тоже были ученики. Припомните, как Иоанн Богослов и Петр пришли вместе со Христом, когда Христа привели к Пилату на судилище, к Петру обратилась женщина и сказала: «Ты тоже был с Иисусом Назореем», а Петр отрекался. Кто-то же это слышал, да потом сам Петр об этом сказал. И даже беседу, которую вел Пилат с Иисусом Христом, Пилат, по всей вероятности, сам не однажды рассказал.
Есть очень интересный момент в Евангелии, когда жена Пилата просит его ничего не делать этому праведнику, ибо она много пострадала во сне. То есть она видела, что Иисус Христос это Спаситель мира.
– Наш телезритель задает еще и такой вопрос: откуда стало известно о профессии Иисуса Христа? Ведь нигде не сказано, что Он работал плотником.
– Конечно, не сказано. Изучая Священное Предание, которое дополняет Священное Писание, мы лучше понимаем Евангелие. Скажите, по какой причине сходил каждый год ангел Божий в купальню и возмущал воду? Какая причина была туда погружаться ангелу и возмущать, делать мутной воду? Чтобы только после этого больной исходил в купель и получал исцеление. Так и здесь. Иосиф Обручник был плотник, это известно было всему Назарету. Иисус Христос рос под наблюдением Иосифа, и, само собой разумеется, что Христос маленьким помогал Иосифу, Своему мнимому отцу, делать что-то из древесины. Поэтому в Евангелии и сказано, что это Сын плотника.
(Окончание в следующем номере)
Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»
«Пост – потрясающее средство освобождения от того наносного, что человек нагребает за время невнимательной жизни в повседневности...» Наконец-то дождались мы весны – весны души, как говорят святые отцы, имея в виду пост. Пост – потрясающее средство освобождения от того наносного, что человек нагребает за время невнимательной жизни в повседневности. Пост – это удивительное средство для исполнения цели жизни христианина, которая состоит в стяжании благодати Духа Святого Божия. А благодать Духа Святого должна выражаться в плодах, и плоды Святого Духа состоят в воздержании. Пост – это упражнение в воздержании.
Вступительная лекция митрополита Волоколамского Илариона
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.