Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
18– 21 марта
«Постное время светло начнем!» – поется в первом великопостном богослужении. И действительно, начальные дни Великого поста – дни особенные, неповторимые. Утренние богослужения, длящиеся по 5–7 часов, сразу вводят нас в особое духовное состояние – молитвенное, отрешенное от всего земного.
Вечером в храмах (обычно около 17.00) в первые четыре дня поста читается Канон святого Андрея Критского. Он назван святыми отцами Великим, и не столько из-за продолжительности, сколько по внутреннему достоинству и красоте.
22 марта
В конце утреннего богослужения совершается молебный канон великомученику Феодору Тирону.
Угодники Божии, великие постники, поддерживают и укрепляют нас в дни Святой Четыредесятницы. Великомученик Феодор некогда сотворил чудо, не допустив христианам оскверниться нечистой пищей в первую седмицу Великого поста, – и сегодня его молитвы помогают нам достойно проходить подвиг воздержания.
В память чуда Феодора Тирона в этот день освящается коливо – особенное кушанье из пшеничных зерен, орехов и сушеных фруктов, которым насытил когда-то святой Феодор всех христиан Константинополя.
23 марта
На этот день переносится празднование памяти сорока Севастийских мучеников. Эти святые особенно почитаются в Церкви за их долготерпение и необыкновенную твердость. «Люта зима, но сладок рай!» – воспевает Церковь словами мучеников, которых бросили на мучение в холодное озеро, и желает укрепить всех нас в терпении трудностей поста.
24 марта
Первая Неделя (воскресенье) Великого поста – Торжество Православия.
Святая Церковь празднует сегодня победу Православия над иконоборцами и над всеми ересями, победу Апостольской веры, которая сохранится в Церкви на все века.
30 марта
Во вторую, третью и четвертую субботу Великого поста совершается поминовение усопших. В эти дни на заупокойных богослужениях Церковь молится о всех христианах, отошедших в вечность, и православные люди стараются особо помянуть своих усопших родных и близких: заказать за них требы в храме, подать милостыню в их воспоминание, совершить и другие дела милосердия.
31 марта
Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, защитника православного учения о благодатном Божественном свете, озаряющем сердце каждого истинно кающегося христианина.
7 апреля
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Накануне, на Всенощном бдении читается необычный канон, который написан в форме разговора Архангела Гавриила с Пресвятой Богородицей. Возвышенный и эмоциональный, он помогает нам проникнуть в глубокий смысл праздника.
В этот же день – Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная. Названа она так потому, что в этот день мы совершаем торжественное поклонение Кресту Господню. «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение!» – восклицает Церковь в песнопениях. В храмах в конце Всенощного бдения торжественно совершается вынос Креста из алтаря и всеобщее поклонение ему. При этом воспевается: «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Это напоминание о милосердии и бесконечной Божией любви ободряет нас на дальнейшее шествие по пути Великого поста, навстречу Воскресению Христову.
Четвертая седмица Великого поста называется, как и предыдущая Неделя, Крестопоклонной.
8,10 и 12 апреля.
В понедельник, среду и пятницу этой седмицы на утренних богослужениях совершается поклонение Кресту, который все это время пребывает на середине храма. В пятницу после утренней службы его торжественно заносят обратно в алтарь.
13 апреля
Поминовение усопших.
14 апреля
Четвертая Неделя Великого поста – память преподобного Иоанна Лествичника. Его богомудрыми писаниями многие и многие поколения христиан научаются покаянию, которое, по слову преподобного, есть «возобновление Крещения, дщерь надежды и отвержение отчаяния, очищение совести, примирение с Господом».
18 апреля
«Стояние Марии Египетской».
В этот день на утрене (в некоторых храмах ее служат накануне вечером) прочитывают весь канон святого Андрея Критского, перемежая его с чтением жития преподобной Марии Египетской, которая своим примером показала нам, как человек из самой глубины порока может взойти на равноангельную высоту добродетелей.
20 апреля
Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы.
На утрене (утром в этот день или вечером накануне) поют торжественный и в то же время трогательный Акафист Пресвятой Богородице. Это первый из всех известных акафистов Божией Матери.
21 апреля
Пятая Неделя Великого поста – память преподобной Марии Египетской.
Мы снова вспоминаем ее беспримерное покаяние и вновь удивляемся неисчерпаемому милосердию и человеколюбию Божию – спастись может каждый, если только сам этого пожелает.
27 апреля
Лазарева суббота, день, в который Господь воскресил праведного Лазаря четверодневного.
Лазаревой субботой заканчивается Святая Четыредесятница и начинается воспоминание великих и страшных Евангельских событий – спасительных страданий и Распятия Господа нашего Иисуса Христа.
28 апреля
Шестая Неделя Великого поста, двунадесятый праздник – Вход Господень во Иерусалим.
Много названий у этого дня – Неделя ваий (то есть ветвей), цветоносная или Вербное воскресенье. В этот день вспоминается торжественный Вход Спасителя в Иерусалим. С глубокой древности христиане приносят в этот день в храмы цветущие ветви деревьев – подражая ликующим иерусалимлянам, встречавшим Христа. Спасителя приветствовали пальмовыми ветвями, символизирующими победу, и масличными, с которыми в древности приходили к судьям просить милости и помощи. В России сложился обычай в день Входа Господня в Иерусалим приносить в храм распустившуюся вербу, которую затем весь год хранят в домах как святыню.
Последняя и самая строгая седмица поста посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестных страданий, смерти и погребения. По величию событий, воспоминаемых в Страстную седмицу, каждый день ее именуется Великим. И день за днем мы следуем умом и сердцем за Господом, грядущим на вольную смерть, и становимся очевидцами все новых подвигов Его и страданий.
В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются очистить свою душу в таинстве Исповеди и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток.
29 апреля
Великий Понедельник.
В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо – символ уничтожения греха, который совершили наши прародители Адам и Ева и страшные последствия которого унаследовали все мы.
30 апреля
Великий Вторник.
На богослужении читаются главы из Евангелия, где Спаситель обличает книжников и фарисеев и произносит притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде – Господь призывает и нас задуматься о своей вечной участи, чтобы мы, проводя жизнь со вниманием к своим мыслям и поступкам, умножили данные нам от Господа таланты, сохранили в своем сердце елей добродетелей и, совершив добрые дела, услышали от Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!»
1 мая
Великая Среда.
В этот день Иуда, «неблагодарный ученик», предавая Своего Господа, «благодать отлагает и смрадом одевается», как поется в церковных песнопениях. Блудница же, омывшая ноги Спасителя покаянными слезами, «целомудренна явися». Кому из них уподобимся мы? Возвышенные слова песнопений заставляют нас внимательно всмотреться в свое сердце.
После Литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме (кроме поклонов у Святой Плащаницы).
2 мая
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.
Сегодня Церковь вспоминает установление Господом таинства Святого Причащения, и все христиане стараются в этот день приступить ко Святым Таинам. «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», – это песнопение мы слышим сегодня вместо привычной Херувимской песни и словно оказываемся рядом со Спасителем и апостолами в Иерусалимской горнице в последний вечер перед Его страданиями.
В этот же день мы вспоминаем, как поздним вечером в Иерусалиме Христос был взят под стражу и начался Его путь на Голгофу. На вечернем богослужении читаются двенадцать Евангелий, повествующие об аресте Спасителя, суде над Ним и Его распятии. Единственный раз в году мы слышим все эти Евангелия вместе – и зрелище страстей Христовых потрясает каждую душу.
Во время чтения Евангелий все держат возжженные свечи в знамение духовного бодрствования, а после окончания богослужения уносят горящие свечи в свои дома.
3 мая
Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Сегодня пред нашими духовными очами предстает страшное и величественное событие – Господь Иисус Христос распят за нас на Кресте. С этого дня прошло уже почти две тысячи лет, но сердцем и умом мы стоим при Кресте с учениками Господними и взираем на Его спасительное распятие.
Утром совершается Последование часов Великого Пятка (Литургия в этот скорбный день не совершается), затем во второй половине дня – вынос Святой Плащаницы и пение «Плача Пресвятой Богородицы». Вместе с благообразным Иосифом и Никодимом мы созерцаем снятие со Креста нашего Бога и положение Его всесвятого Тела во гроб.
4 мая
Великая Суббота. В этот день вспоминается погребение Спасителя и пребывание Его во гробе Телом, во аде душою и на Небесах Божеством. Совершается утреня, в конце которой Святая Плащаница обносится вокруг храма Крестным ходом, с пением погребального «Святый Боже…» Это величественное шествие символизирует погребение Спасителя – Евангельские события так близки каждому, что кажется, мы идем вместе с женами-мироносицами, чтобы увидеть, «где полагают» нашего Господа.
Все богослужение Великой Субботы представляет беспримерное сочетание самых противоположных чувств – скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. На богослужении читаются древние пророчества о грядущем Воскресении. Перед чтением Евангелия священнослужители переоблачаются в светлые ризы.
«Да молчит всякая плоть человеча…» – поют на Литургии вместо Херувимской песни. И действительно, все словно замирает в этот день в ожидании величайшего чуда. Пройдет всего несколько часов, и в ночной тишине первый раз прозвучит ликующее: «Христос Воскресе!»
Сайт Ново-Тихвинского женского монастыря: www.sestry.ru
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (г. Москва), председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями
Сотрудники Богородице-Владимирского храма на Семи Ключах научили приходских детей особенностям зимней рыбалкиНакануне Дня защитника Отечества Детский просветительский центр екатеринбургского храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах организовал поездку приходских детей на Исетское озеро. Сотрудники прихода показали ребятам первые навыки зимней рыбалки. Никто из детей ранее не занимался этим делом
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.