Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
24 февраля – память священномученика Власия
Родом святой происходил из области Каппадокийской. Богобоязненный с раннего детства, за свои великие добродетели был он избран в епископы города Севастии. Был Власий ярким духовным и нравственным светочем в этом языческом городе. В эпоху жестокого преследования христиан святой Власий ободрял свою паству и посещал Христовых мучеников в темницах. Среди них особо выдающимся был славный Евстратий. Когда Севастия осталась совсем без христиан – одни погибли, другие бежали в иные места, – старец Власий удалился в горы и поселился там в пещере. Дикие звери, узнав святого человека, собирались вокруг него, и он их нежно ласкал. Но гонители разыскали святого в этом сокровенном месте и повели его на суд. По дороге Власий исцелил одного отрока, у которого в горле застряла кость, и, выслушав жалобы некоей бедной вдовицы на то, что волк утащил у нее поросенка, силой своей молитвы сделал так, чтобы волк вернул ей пропажу.
Мрачные судьи жестоко его истязали, били. Своей непоколебимостью в вере Власий многих язычников обратил ко Христу. Вместе с ним в темнице находились 7 женщин и 2 ребенка, сначала мечом усекли этих женщин, затем и Власия вкупе с теми двумя детьми. Пострадал он и прославился в 316 году. Люди молятся святому Власию о добром росте домашнего скота, о защите от зверей. На Западе к нему же молятся и в случае болезни горла.
Каждый человек, когда обращается к Богу, – за духовной ли нуждой, за поддержкой, здоровьем, помощью в житейских делах – всегда ожидает, что Господь отреагирует на его просьбу, поучаствует в его жизни, но не каждому человеку Бог уделяет Свое внимание, не каждому подает Свою помощь. Даже в Священном Писании есть такие слова: грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает (Ин. 9, 31). И всякому ожидающему от Бога помощи, хорошо было бы задуматься: что мне необходимо сделать, чтобы Бог меня увидел, услышал, пришел ко мне? Есть в Священном Писании удивительная история про мытаря Закхея.
Однажды Господь зашел в Иерихон – большой город, в котором жил человек по имени Закхей. Как говорит Священное Писание, он был начальником мытарей (начальник – это дело всегда выгодное, денежное). Закхей был человеком богатым (это особо подчеркивается), поскольку в то время (да наверняка и в иные, например, при Петре I) точно были такие должности, на которых платили маленькое жалованье – с тем, чтобы человек добирал с подчиненных или зависимых от него людей на свой счет.
Закон Римской империи гласил: мытарь – сборщик подати, он должен в определенное время платить определенную сумму налогов, а поскольку Рим держава военная, огромное войско находится в перманентной войне, понятно, что требуется много средств, и с оккупированных территорий брали серьезные налоги. Так вот, мытарь должен был эти налоги предоставить, но если с кого-то не мог что-то взять, то разрешалось заплатить свое, а затем с того человека взять вчетверо. За счет этого начальники, да и обычные мытари жили весьма и весьма неплохо. У Закхея был – как обращает внимание на это Евангелие – некоторый дефект (хотя как сказать, дефект или не дефект) – он был маленького роста (знаете, люди высокого роста и симпатичные внешне могут как-то в жизни устроиться, но частенько чересчур уж надеются на таланты, данные им на время; людям неказистым, маленького роста, требуется много усилий, упорства, крепкой воли, чтобы достигнуть своих задач. Например, Александр Васильевич Суворов родился слабеньким, но – «тяжело в учении – легко в бою» – приобрел трудом, усердием огромные навыки, опыт и стал великим полководцем). Закхей тоже обладал волевыми качествами, за счет чего и выбился в люди и его весьма уважали. Уважали, конечно, не за авторитет, а ради страха его должности. И вот когда он услышал, что в город входит пророк, праведный человек, он захотел Его увидеть, но будучи маленького роста не мог из-за толпы увидеть Иисуса, и поэтому Закхей, как мальчишка, карабкается на дерево…
Господь увидел Закхея (это не значит, что он как-то по-особенному выглядел, хотя наверняка его одежда была подороже и поприличнее, чем у других иерихонцев, которые так же залезли на деревья, на крыши домов) – Господь увидел сердце Закхея. Увидел, что, несмотря на внешние и многие пороки, в душе есть нечто достойное внимания Божия. Например, в душе Закхея было смирение. Редкий государственный чиновник такого уровня (а точнее сказать, никакой) не смог бы добровольно себя позорить. Чтобы себя позорить, требуется некоторое юродство, безумие, отречение от своего имиджа: «Что обо мне подумают, что скажут?» – абсолютное большинство людей, как однажды подметил Николай Васильевич Гоголь, готовы претерпевать любые наказания, только чтобы их не считали дураками. А Закхей презрел мнение людей, потому что желание увидеть Христа многократно превозмогало то, «что о нем скажут» и «как он будет выглядеть», и залез на дерево. И Господь, Который смиренным подает благодать, видит это действие души Закхея и говорит: «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме».
Для Закхея это сильнейшее потрясение, он-то хотел только увидеть, а Христос говорит, что будет у него в доме. Он приглашает своих друзей – мытарей; среди приглашенных (а может и не приглашенных) оказались соглядатаи – фарисеи, которые все время искали, что бы на Христа подметить, чтобы потом Его обвинить. Христос пришел, возлег за трапезой, а фарисеи между собой говорят: «Как Он с грешниками-мытарями…». Господь же, слыша это, говорит: «Я пришел спасти погибшее», – это же и услышал Закхей. И в нем совершается дивный переворот; он вышел перед всеми и говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Господь, указывая на него, говорит: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Чадо веры, веры не показной. Говорить о себе, что он христианин, может всякий, а половину имения своего отдать, чтобы покаяние было совершено в делах веры, – до этого еще нужно дорасти. Он – чадо Авраама, чадо веры, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
Что же нужно, чтобы Господь увидел, услышал, призрел на нашу нужду? Во-первых, нужно желание видеть Господа, во-вторых, нужно смирение, как апостол Павел говорит в Послании к Коринфянам: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь».
Очень важно, чтобы человек поступал богоугодно, а не человекоугодно. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете?», – говорил Господь фарисеям.
И, наконец, еще одно условие – деятельное покаяние, когда человек, поняв, что совершал грех, оставляет его… А не просто проговаривает на Исповеди, а потом идет и делает то же самое. На такие движения души Господь всегда обращает внимание, их поддерживает и подает человеку Свою благодать.
21 февраля – память святого великомученика Феодора Стратилата Есть мученичество драгоценней драгоценного. Драгоценность его зависит от числа благ, которые тот или иной христианин оставит, когда примет страдания, и от тяжести страданий, претерпеваемых им ради Христа. Святой Феодор, римский военачальник в армии императора Ликиния и военный правитель города Гераклия
– Отец Алексий, когда и как в Вашей жизни всерьез возникли вопросы о вере? – Лет в 18, учась в институте, столкнувшись с непростыми обстоятельствами перестроечной Москвы, с развалом всего и вся, и при этом делая попытки жизнь свою наладить ответственно, серьезно, я задумался о том, ради чего мы живем.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.