Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На телеканале «Союз» гость – епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков
– Владыка, не так давно люди были увлечены темой конца света, а сейчас обсуждают наступление нового года по восточному календарю. С чем связан такой интерес?
– Совсем недавно было всеобщее беснование относительно назначенного на 21 декабря конца света, связанного с завершением календарного круга цивилизации майя. Но 21 декабря – зимнее равноденствие. В любом календаре, даже языческом, это сакральная дата. Странно, что люди, которые учились в школе, вдруг «обманываться рады». Но прошло 21 декабря, и нашлась новая игрушка: год змеи. Я случайно видел в новостях, как бурно обсуждается эта тема. Плохо, что люди, которые вещают с телевизионных экранов, говорят на плохом русском языке, не знают собственной культуры, настоящих традиций, не знают сокровищ нашей духовности, которая и создала Русь, нашу православную цивилизацию, нашу государственность, наши семьи, души наших людей. Вот это очень плохо.
– Владыка, с чем связано желание предсказать конец света? За последние 20 лет уже довольно много раз его предсказывали.
– В Священном Писании Ветхого Завета премудрым Соломоном сказано, что глупость – это категория греха. К сожалению, приходится констатировать, что хорошему, мирному, познавательному, доброму все меньше остается места на экранах телевизоров, на страницах журналов, газет, в радиоэфире. Наверное, это действительно один из признаков приближения конца мира: оскудение людей, общества благодатью. Я думаю, это одна из причин. А вторая – это наступление языческого мироощущения; очень многие люди видят лишь экономические и политические причины перемен, происшедших на протяжении XIX – XX веков. А на самом деле причины этих перемен духовные, нравственные. Они отзываются в экономике, как состояние души отзывается в состоянии тела. Но главная причина именно в этой области, и языческое восприятие бытия, основанное на эгоистичном стремлении животного – физиологического бытия, выражается в таких оккультных представлениях, которые мы наблюдаем сейчас: год змеи, год свиньи, год дракона и прочие – свято место пусто не бывает. Когда настоящие ценности исчезают из души человека, тогда она наполняется сокровищами тьмы.
Миссия Церкви – благовестовать, проповедовать, жить так, чтобы свет был виден, чтобы истина побеждала косность человеческих сердец.
– Мне непонятно, когда год обозначается каким-то животным, ведь у нашего народа нет никакого основания этот символ принимать. Почему этот год называют годом змеи, а не годом таракана? Но почему-то пытаются принять, хотя искусственно навязано.
– Причина в отрыве большинства людей от духовных традиций. Традиция воспринимается как форма, чуждая настоящей жизни. У подвижника XX столетия Серафима Роуза есть небольшая статья «Вкус истинного Православия», замечательная работа, посвященная богословию, жизни во Христе блаженного Августина, но на самом деле больше, чем этому отцу древности, она посвящена сути Православия. Нужно ощутить вкус истинного Православия, как сказано в Священном Писании: «вкусите, и увидите, как благ Господь». Без этого мы никогда не пойдем правильным путем. Жить по-христиански, в самом сокровенном смысле этого слова, это не только совершать положенное число молитв, ходить в храм; это внешняя форма. Надо любить Бога так, чтобы мы не могли жить без молитвы, без храма, без добрых дел, без любви к ближнему.
Вот в чем заключается суть временного (не временного, а временного) бытия, потому что человек создан по душе бессмертным, ну и тело обретет бессмертие в воссозидании мира, уже чуждого греху.
Святые отцы учили, и так жили, что нужно жить так, будто этот день твой последний день на земле, с таким благорасположением творения добра, как будто перед тобой поприще 100 лет.
– Я знаю много примеров, когда человек действительно живет по принципу «каждый день как последний», но в поиске удовольствий: сегодня надо больше, потому что завтра может не быть, и завтра еще больше, потому что вдруг послезавтра не будет.
– Это лакмусовая бумажка таких обществ, которые очень странно называются секулярными, ведь не было, нет и не будет ни одного государства, которое не было бы образовано религиозной идеей. Древний Вавилон, древние Египет, Индия, Китай – в основе всех древних цивилизаций лежит религиозная идея. Другой вопрос – верны или не верны это идеи.
Не умножение числа людей создает государство, а некоторые цели, которые достижимы только волеустремлением единого народа. Сейчас наблюдается тенденция размывания этих принципов, что тоже свидетельствует о некоем движении мира к итогу.
– Следующий момент связан с восприятием времени. Ребенку кажется, что время – это медленно ползущая черепаха, а человеку пожившему – что время «быстро двигающийся поезд».
– Однажды меня пригласили на поминки человека, которого я знал. Человек занимал высокое положение, был известен своими трудами, делами – уважаемый человек. И вот я слушаю речи: «от нас ушел, кончина его безвременна, глубокая скорбь» – все на один манер. Мне пришлось сказать о другом – чем человек лучше, чем более творит в своей жизни добра, чем выше в своей духовной степени бытия и благодати, стяженной в земном времени, тем больше перспектив перед ним открывается. И поэтому когда происходит сетование об окончании земной жизни – это неправильно, на высоте стремлений в благости Господь даровал завершение земного поприща, которое не окончилось здесь: преуспеяние о добре продолжится в бесконечности, ведь Бог – бесконечное Благо.
Ребенок воспринимает время, да и весь мир, как тварную категорию, как свое достояние, как все, что ему принадлежит, и у него нет ощущения несвободы, которое появляется уже в преклонных летах. Как сказано в Священном Писании Ветхого Завета: «осыплется каперс», то есть оскудеют силы, и человек пожинает плоды того, что он сделал в силе своей, во время своей жизни.
Но даже наше бытие земное исполнено глубочайшей мудрости. Например, деды и бабушки ближе бывают своим внукам, чем родители, потому что там присутствует конфликт поколений. Передача опыта жизни через поколение очень важна, так устроен мир, что есть мостик, соединяющий людей в преклонных летах и только вступающих в жизнь. В этом общении добрый человек все время находится в преуспеянии.
Время – обоюдоострое оружие, если воспользоваться словами Священного Писания. Дай Бог, чтобы мы время употребляли во благо себе, ближним и вообще мира, потому что, как писал Достоевский, все взаимосвязано; это не его открытие, это понятно каждому. Самое главное – научиться желать добра ближним, даже плохому человеку, это молитвенное ходатайство, соучастие Богу в Его промыслительном действии по спасению людей мира, оно отзывается во всей вселенной. И отзывается в продолжительности бытия этого мира – Господь долготерпелив.
Сколько раз уже ожидали кончину века? Даже Златоуст об этом говорил в V веке по Рождестве Христовом.
– В церковном календаре можно увидеть из года в год повторяющиеся праздники, постные среду и пятницу – Церковь предлагает человеку размеренный образ жизни. Если человек будет все исполнять, что в его жизни изменится?
– Все очень просто. Вот мы с вами дышим: первый вдох – начало жизни, появление человека на свет, последний вздох – окончание жизни. Физиологически одинаково. Но человек – духовное существо, мы не измеряем свое бытие физиологией или размеренностью форм. Главное – наполнить эти формы, дни, времена и лета благостью, которую Бог нам дал, чтобы мы ее преумножали в своих мыслях, жизни, поступках.
Когда человек скучает? Когда он одержим праздностью, когда для него действительно каждый день тягостен, потому что единственная новизна не в смене ландшафтов, а в Боге – тут именно постоянное обновление души, чувств, опыта, жизни, если уж одним словом сказать.
– А можно ли сказать, что все неустроения нашей жизни исключительно от греховности? И если прислушиваться к премудрости в храме, можно избежать неустроений?
– Да, но надо не только слушать, но и действовать согласно тому. То есть воля Божия должна быть не только нами услышана, но и исполнена, тогда мы будем ощущать «вкус истинного Православия». А если мы только услышим и останемся бездейственными, то будем обличители самих себя, раз мы знали и не совершили.
– Государство и общество предлагают некие условия, даже праздники, не говоря о чем-то более глубинном, которые совершенно не стыкуются с православной жизнью...
– Мы живем, как нам говорят по сто раз на дню, в демократическом государстве. Сейчас – не как в советское время, когда нужно было быть пионером, комсомольцем, чтобы занять положение в обществе, быть коммунистом, воздавать почести бюсту Ленина, приходить к мумии на Красную площадь – людям предоставлена свобода. Мера ответственности, естественно, возросла. Свобода – тяжкое бремя. Но мы призваны быть свободными – к свободе призвал нас Господь.
– То есть каждый способен выбрать сам?
– Естественно. Каждый выбирает, и каждый всегда выбирает сам – несмотря ни на какие тоталитарные режимы, все равно выбор за человеком.
– Недавно у меня состоялся диалог с одним человеком, который уверял, что выбора не существует и что результат чего-то это только следствие накопленного опыта.
– Есть такая повесть «Фаталист», есть герой нашего времени – типаж, ставший модным со времен Байрона и развившийся в русской литературе благодаря трудам Пушкина, Лермонтова. Это печальное свидетельство людей, которые отвергают сам принцип веры. Почему? А тогда не нужно подвига, не нужно себя заставлять, надо просто плыть по течению; но по течению плывет только мусор. Поэтому фатализм – это заблуждение, вернее, попытка человека избежать ответственности, в том числе и перед самим собой.
– Вся сложность в том, что нельзя проверить достоверность их утверждений до конца своих дней.
– Они проверяются сами, просто посмотрите на жизнь человека, и все будет понятно.
– То есть существует опасность очень резко сойти с пути, если хотя бы на секунду задуматься, что их утверждения верны?
– У многих людей существует опасность, и у нас тоже опасностей множество. «Смотрите, как вы опасно ходите» – сказано каждому, но если человек избрал для себя философию фатализма, это его проблема. Заставить проснуться нельзя, если человек хочет закрыть рукой солнце и сказать, что его нет, это проблема «героев» нашего времени, которое общество избирает для себя. На самом деле они не герои, они антигерои.
– Владыка, что Вы можете сказать про прошедший год? Мы все прекрасно знаем, что в конце 2012 года епархия праздновала годовщину основания.
– Да, 27 декабря 2011 года была образована самая северная епархия Русской Православной Церкви, и вот исполнился год бытия. Я думаю, что каждый год истории человеческой ознаменован благостью Божией, и год был для всей России знаменательным – это 1150-летие государственного бытия нашей державы. Люди стали осмысленнее относиться к судьбе своей державы. Слава Богу, что такие понятия, как Родина, Отечество, нравственность, культура, у все большего числа людей сейчас вызывают правильные чувства, все больше людей правильные позиции занимает в жизни. Они хотят, чтобы дети учились, а не ставили галочки по ЕГЭ, то есть получали хорошее образование, воспитывались, чтобы черпали добро от своих воспитателей и учителей.
Если говорить о северных пределах, – слава Богу, возрождение России на Севере, и духовное, и государственное, факт: в 2012 году я был на форуме российских полярников, и многие ответственные государственные люди об этом говорили. Воссоздается наша граница, воссоздается такая важнейшая транспортная артерия, как Северный морской путь, мы возвращаем позиции в Арктике.
Если говорить о нашей епархии, – да, слава Богу, умножается число приходов, все больше людей приходят в храм исповедоваться, креститься, обретают веру не простым путем. Но спасительные пути никогда простыми и не были.
В 2012 году освящен самый северный храм Русской Православной Церкви в мире – на архипелаге Земля Франца-Иосифа, освящены Арктика и Северный полюс во время высокоширотной экспедиции. Я думаю, самое главное, о чем мы можем говорить, что труды Святейшего Патриарха направлены на возрождение Святой Руси в ее заветах, в ее предназначении перед Богом и перед миром. Наше Отечество возрождается, это самое главное; дай Бог, чтобы его возрождение обретало еще большие силы, и все большее число людей в этом благостном времени милости Божией стяжевало свое спасение, стремилось к Богу.
– Все мы знаем, что Север – хранитель традиций России. Чтобы укрепить существующие традиции или передать их другой их части страны, надо восстановить то, что, возможно, было утеряно. Как ведется патриотическая работа, что произошло или существенно изменилось?
– Самая большая проблема на Севере – это люди. «Кадры решают все», эта сентенция верна на все времена, во всех формациях, во всех структурах, и Церковь не исключение. В этом году я совершил постриг, было положено такое духовное начинание – устроение женской обители. Это был знаменательный год, потому что отмечалось 200-летие со времени исторической победы на Бородинском поле.
Есть большие планы, но я не хочу предвосхищать события, потому что все в воле Божией. И если мы будем самоотверженно служить Ему, стремиться делать дело Божие, то эта помощь отзовется и в людях, и в обстоятельствах, и в средствах, и в самом времени, если уж на то пошло.
Я думаю, что постепенно все наладится, все созидаемо бывает не с крыши, а с фундамента. И в наших северных пределах, суровых, красивых, требующих от людей благоразумия, мужества, волевых качеств, настоящих христианских добродетелей, с Божией помощью традиции будут преумножаться, и Православие утвердится на Севере, как и во всем нашем Отечестве.
– В одной из наших передач мы уже говорили про освящение Русского Севера, экспедицию, в которой Вы участвовали; расскажите про совершенные открытия…
– На протяжении, если не ошибаюсь, пяти лет были обследованы территории, которые, по некоторым косвенным данным, стали изменяться вследствие перемен климатических. Изменилось течение, стал образовываться пролив, который разделял остров Нордбрук (это юго-запад Земли Франца-Иосифа) на две части. В 2012 году атомный ледокол «Россия», да еще с епископом на борту, пришел наконец-то к этим берегам. Все замеры, обследования были произведены, и действительно как факт запечатлен, определен новый остров, новый пролив. Я в рапорте Святейшему Патриарху изложил свои соображения. Очень знаменательно, что в XXI веке, в пределах самой северной епархии, при моем личном присутствии это совершилось, и новый остров должен появиться на карте нашей страны и Земли. Я думаю, что наиболее правильными названиями для острова, для пролива будут – остров Благоволения и пролив Российский. Потому что дальше на севере Британский пролив, а эта территория – ближайшая к нашим землям континентальным, к Кольскому полуострову. Ну а Благоволения… «В человецех благоволение», то есть то, что в Православной Церкви возглашают: «слава в вышних Богу» – вышних, а это самые высокие широты. Посмотрим, как Бог даст.
– Какое самое важное достижение за прошедший год?
– Очень простое и самое важное – в храм стало больше приходить людей по зову сердца. Все остальное – это уже следствие.
27 января – память святой Нины Святая Церковь совершает память одной из величайших женщин всех времен и народов, которая, несмотря на немощное женское естество, на слабость физическую, просветила светом Христовой веры целую страну.
У нас в гостях директор и духовник православного детского социального реабилитационного центра «Покров» при Покровском храме деревни Яковлево (викариатство новых территорий) протоиерей Виталий Ткачев. Сегодня мы поговорим о воспитании детей.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.