Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (707) → Кто хоть раз видел, не забудет

Кто хоть раз видел, не забудет

№2 (707) / 8 января ‘13

Елена БунаковаУ книжной полки

Архимандрит Симеон (Холмогоров). «Един от древних. Преподобный старец Гавриил (Зырянов)»

О старце Спасо-Елеазаровой Пустыни Гаврииле (Зырянове) современники говорили следующее: «Кто хоть раз видел схиархимандрита Гавриила, тот не может не помнить маститого, убеленного сединами старца, его ясных голубых глаз и светлой улыбки на лице». Весь он – «детская простота, всепрощающая любовь и ничем невозмутимая кротость». В жизни старца очевидцы подмечали «непосредственное ощущение Бога, зрение иного мира, знание душ человеческих и чужих мыслей, прозрение в будущее, даже проникновение отчасти в тайну смерти и за завесу ее в жизнь загробную.

По всему этому они считали старца одним от древних... Хотя жил он не так давно, в наши дни и среди нас».


Мы предлагаем вашему вниманию книгу архимандрита Симеона (Холмогорова) – «Един от древних. Преподобный старец Гавриил (Зырянов)».

Большая часть книги посвящена жизнеописанию старца Гавриила (Зырянова); оно составлено его духовным чадом – архимандритом Симеоном (Холмогоровым). Автор повествует, что родился батюшка 14 марта 1844 года в семье зажиточных и благочестивых крестьян Пермской губернии Ирбитского уезда Феодора и Евдокии Зыряновых. Родители его были грамотны и потому в праздники, после возвращения из храма, всегда заполняли день чтениями житий святых, Евангелия или Псалтири. И сам маленький Ганя научился грамоте по Псалтири от старших сестер – Евгении и Анны (впоследствии монахинь Евстолии и Агнии). Эти чтения производили на всю семью сильнейшее впечатление: все вздыхали о греховности своей жизни и загорались желанием подражать святой жизни угодников Божиих.

Семья жила очень дружно, была трудолюбива и не знала недостатков. Дети видели только разумную ласку, не знали грубых наказаний. Единственным способом вразумления детей, кроме слова, их матушка избрала «жалобу» к Богу. Сам старец об этом рассказывал так: «Бывало, нашалишь, а матушка и скажет: «Ганя, не шали! Вот ты все не слушаешь – шалишь, а мне ответ надо за тебя отдать Богу... Ты своими шалостями грехи выращиваешь, – потом и сам с ними не сладишь». А молодость берет свое: как ни удерживаюсь – опять нашалю... Тут матушка, бывало, встанет на колени пред образами и начнет со слезами вслух жаловаться на меня Богу и молиться: «Господи, вот я вымолила у Тебя сына, а он все шалит, не слушает меня. Что же мне с ним поделать? И сам погибнуть может, и меня погубить... Господи, не оставь, вразуми его, чтобы не шалил!..». И все в этом роде – молится вслух, плачет. А я стою возле – притихну, слушаю ее жалобы. Стыдно мне станет, да и матушку жалко. «Матушка, а матушка, я больше не буду», – шепчу ей несмело. А она все просит Бога обо мне. Я опять обещаю не шалить, да и сам уж начну молиться рядом с матушкой». Матушка отца Гавриила, по словам самого старца, была женщина духовная. Все в жизни оценивала только с религиозной стороны: угодно ли Богу? Крепко верила в промышление и попечение Божие о людях; жила этой верой и вся семья. Случалось ли единственному, горячо любимому сыну заболеть, о нем прежде всего молились Богу. Если он не выздоравливал, давался обет благочестивый, и ребенок начинал поправляться. Так как мальчик Ганя родился слабеньким и часто болел, то обетов дано было много: и в церковь ходить ежепразднично, и милостыню подавать, и мясо не есть, и домашние моления совершать, и супружеские отношения прекратить. Жизнь семьи Зыряновых стала совершенно особенной, полумонашеской. Благочестие родителей усваивалось в сугубой степени восприимчивой душой детей. Они тоже непоколебимо верили в Бога, ярко чувствовали Его любовь и попечение.

Автор приводит ряд случаев, рисующих настроение Гани – дитяти, отрока и юноши. В четырехлетнем возрасте был он отмечен знамением свыше: в чудесном видении огненной люстры (паникадила), испускающей свет, был мальчику голос: «Ты Мой!» – «Чей это?», – удивлено спрашивал Ганя. – «Божий!». Эти слова наполнили сердце ребенка такой радостью, что он долго не мог успокоиться и прыгал со словами «Я Богов, Богов». 10 лет спустя, по горячей молитве святому Симеону Верхотурскому, мальчик был чудесно исцелен от болезненной раны. Исполняя обет, данный святому, а именно паломничество к его мощам, отрок Гавриил встретил дивного странника, который сказал ему: «Монахом будешь! Схимник будешь!». Пророчество дивного странника сбылось – Ганя стал и монахом, и схимником.

Путь Гавриила Зырянова к иночеству начался 13 августа 1864 года, когда юноша поступил послушником в Оптину Пустынь под окормление преподобного отца Амвросия. Но, не дождавшись пострига, он переводится в Москву, в Высоко-Петровский монастырь. Здесь в 1876 году молодой человек принимает монашество с именем Тихон, и его рукополагают во иеродиакона. Много испытаний пришлось пережить тихому и кроткому подвижнику: везде зависть и неприязнь приводили к новым переселениям. Так, в 1880 году он переводится в Московский Богоявленский монастырь, в 1881– в Раифскую Пустынь Казанской епархии, где спустя два года принимает сан иеромонаха и назначается братским духовником. Осенью 1883 года снова перевод – в Казанскую Седмиозерную Богородичную Пустынь. С 1892 года шесть лет отец Тихон был прикован болезнью к постели; он пострижен в великую схиму с именем Гавриил. В 1901 году отец Гавриил получает новое назначение – наместника Седмиозерной Пустыни, 9 июня 1902 года его возводят в сан архимандрита. Здесь, в Седмиозерной Пустыни старец становится наставником и духовным окормителем иночествующих студентов и преподавателей Казанской Духовной академии, многие из которых в годы гонений на Русскую Православную Церковь засвидетельствовали истину Христову мученической кончиной.

В 1908 году отец Гавриил подал в отставку и уехал в Псковскую Спасо-Елеазарову Пустынь, где и прошли последние дни его жизни. В этой обители в полноте раскрылись старческие дарования отца Гавриила – народ нескончаемым потоком шел к нему за исцелением души и тела, за духоносным советом, утешением, вразумлением.

По словам издателей, жизнь старца Гавриила (Зырянова) – исключительное явление русской духовной жизни рубежа веков. В ней, словно в зеркале, отразились духовные искания многих русских богоискателей и духоносцев, всего русского боголюбивого народа. И сама личность духовного старца – воистину «едина от древних», духовного исполина – наполнена не только исключительными подвигами, но и терпеливым, богопреданным несением креста скорбей, постоянной людской злобы и собственной немощи с истинно христианской кротостью и смирением. Поэтому, отмечают издатели, с каждой страницы жития старца веет на читателя дивная непередаваемая теплота подлинной христианской любви, завоеванной в тяжком повседневном целожизненном подвиге.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Дивен Бог во святых Своих

«В мире скорбны будете, но дерзайте...»

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДС

11 февраля – Собор Екатеринбургских святыхВсего в Екатеринбургской епархии пострадали более пятидесяти священнослужителей. Обо всех расскажет проект телеканала «Союз». 30 июля 1918 года в село Пышминский завод ворвалась группа красноармейцев, 22 человека из конной разведки Жабенева и отряда матроса Хохрякова

 
Вода живая

Агиасма

Это звучное и таинственное слово вошло в славянский литургический язык из греческого. Здесь agiasma (буквально «святыня») употребляется в широком значении; в церковно-славянском языке агиасма (с ударением на третьем слоге) обозначает святую воду: «Агиасма еже есть освященая вода» (Дубенский сборник, XVI в.).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс