Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом». Наш гость – митрополит Рязанский и Михайловский Павел.
– По традиции, первый вопрос от ведущего: в интернете очень активно обсуждается инициатива главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, который предложил принять меры, ограничивающие посещение храмов несовершеннолетними детьми. Что это? Очередная провокация СМИ, какое-то недомыслие чиновников или новый виток гонений на Церковь?
– Я тоже узнал об этом из интернета. И надо же так случиться: совсем недавно, на праздник в честь Казанской иконы Божией Матери во время открытия выставки в Манеже, мне довелось увидеться с Геннадием Григорьевичем Онищенко. Я к нему подошел и говорю: «Вот такая информация прошла; меня уже люди спрашивали об этом, можете ли вы мне рассказать, что называется, из первых уст?». И Геннадий Григорьевич сказал: «Владыка, я сейчас активно занимаюсь борьбой против курения, борюсь с алкоголем, особенно с контрафактным, и у меня даже в мыслях не было выйти с таким предложением. Это провокация, чтобы перед общественностью меня дискредитировать». А я ему говорю: «Могу я об этом сказать на телевидении, если будут спрашивать?». – «Прямо от моего имени скажите, что это неправда. Как я, православный человек, могу рекомендовать запретить приводить детей в храм?».
Бывало у нас такое в хрущевские времена (я был маленький, но помню), тогда были распоряжения не водить детей в храм до совершеннолетия, не причащать, потому что там, якобы, вином их поят и потом засоряют мозги молодых людей. Антирелигиозная пропаганда в то время была серьезная.
– Теперь – вопросы наших зрителей.
Надежда, 38 лет, спрашивает: «Где у нас в Рязани есть воскресные школы, и как можно в такую школу поступить ребенку?»
– При каждом, особенно городском, храме есть воскресные школы. Останьтесь после службы, подойдите к священнику и спросите. Вступительных экзаменов мы нигде не проводим.
– Владислав, 30 лет: «Как читать Богородичные правила?».
– Я сейчас не буду рассказывать об этом подробно, потому что есть сложная система – на все Богородичные праздники совершается чтение «Богородице Дево, радуйся!» многократно, кто-то поминает о здравии, кто-то о упокоении, кто-то о путешествующих, о болящих и т.п. Была такая сложно написанная система.
Я бы рекомендовал: не стремитесь к какой-то экзотике, у нас ведь есть проверенное правило – утренние и вечерние молитвы, молитва Господня «Отче наш» перед едой и благодарственная молитва после еды. Чтение, по возможности, Евангелия и посланий апостолов – это то, что указано в наших календарях настольных. Научитесь вот этому правилу, не набирайте на себя что-то лишнее, что-то, может быть, обременительное. Научитесь совершать эти правила и живите благочестиво.
И не придумывайте больше, потому что поиск чего-то особенного не всегда полезен, вы не получите в этом удовлетворения. Иначе заблудитесь без руководителей или духовника, поэтому не рекомендовал бы я вам. Ну, а если все-таки есть желание, подойдите к своему духовнику. Он вам объяснит.
– Мария, 74 года: «В акафисте блаженной Матроне есть такие слова – «осьмой столп России», что это такое?».
– Я тоже интересовался этим вопросом. Даже сам праведный Иоанн Кронштадтский не объяснил, и в то время у него, видимо, никто не спрашивал. Я думаю, что сегодня можно только догадываться, что имел в виду, говоря это, праведный Иоанн Кронштадтский. Он видел Матронушку еще в юном возрасте и он провидел в ней будущую молитвенницу, угодницу Божию, подвижницу благочестия, столп веры Православной. Трудно сказать, какие еще семь столпов он имел в виду. Он как бы символически сказал, что Матрона – еще один столп веры. Мы сегодня видим, что даже после смерти, особенно после прославления святой блаженной Матроны Московской, огромное количество людей приходит к ней с просьбой о ее святых молитвах. Действительно, столп веры.
– Ольга, 60 лет: «Измучилась от того, что бесы искушают. Может быть, это от слабости молитвы?».
– Тут ничего не могу вам сказать. Иногда ко мне обращались мои прихожане, и я, зная их жизнь, иногда говорил: «Вы знаете, я перед вами преклоняюсь». Вот меня бесы не искушают, им нечего со мной делать – ведь я даже со своими страстями не могу справиться, какие уж тут бесы! А если кого-то уже бесы начинают искушать, это, видимо, уже подвижники благочестия! Я их сразу сравниваю с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими: в их жизнеописании есть такое сказание, как бесы искушали и боролись с Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Когда старцы-подвижники готовились к строительству храма, они заготавливали бревна. И вот они пилили бревна, срезали сучки, кору снимали, потом затаскивали на высокий берег, потом уходили на молитву. А бесы во время молитвы старцев приходили на гору и все бревна сбрасывали в Днепр. Старцы понимали, что это искушение бесовское и вставали на молитву и с силой Честного Животворящего Креста, с силой Иисуса Христа заставляли тех бесов собирать бревна по Днепру и опять их складировать на этом высоком берегу. Вот искушение бесовское!
И преподобного Сергия Радонежского бесы искушали – его келью так трясли, что нормальный человек не мог бы выдержать такого испытания, искушения.
А какие бесы нас искушают? Мы просто сваливаем всю вину на них – страсти в нас бушуют, слабости человеческой природы, вот с чем надо бороться. А мы вместо того, чтобы себя обвинить в том, что слабы и несовершенны, да еще и грешны, пытаемся свалить на кого-то эту вину.
Друзья мои, нас еще бесы не искушают, мы не достигли такой высоты святости, какой достигли Антоний, Феодосий Киево-Печерские, или Сергий Радонежский, или Серафим Саровский. Бороться надо со своими страстями.
– Тамара, 61 год: «Нужно ли после посещения экстрасенса идти на Исповедь?».
– Я вообще не рекомендую ходить на подобные мероприятия.
– К экстрасенсу?
– Да, к экстрасенсу. А зачем к нему ходить? Какой смысл? Если нас влечет любопытство, желание узнать, что нас ожидает в будущем…
Вы понимаете, Господь все необходимое дает. Господь нас призывает идти прямым путем, тем, который проверен многовековым опытом нашей Православной Церкви. Подвижники благочестия шли по этому пути – это праведный путь покаяния, смирения, путь чистоты, святости, путь молитвы, обращения к Богу, исполнения заповедей Господних. Господь, видя нашу праведную и благочестивую жизнь, будет открывать все необходимое для нашего спасения. А посещение экстрасенсов – это попытка, не живя по Евангелию, добиться чего-то сверхъестественного, заглянуть в окно, которое закрыто для нас.
Так что посещение экстрасенсов будет служить только во вред тем, кто их посещает. И, конечно, надо прийти и сказать: «Батюшка, согрешила – сходила к экстрасенсу, нагадал то-то и то-то, наговорил то-то и то-то». В Церкви, как я уже сказал, накоплен многовековой опыт, он направлен на спасение души человека. А экстрасенсы на вас зарабатывают, просто обогащаются.
– Теперь вопрос от зрителей, которые смотрят программу на телеканале «Союз». Ульяна (6 лет, Владимирская область): «Как стать доброй?».
– Ульяна, спасибо за этот вопрос. Думаю, это очень кстати. Твой возраст, шесть лет – это как раз такой период в жизни человека, когда следует задуматься, как стать добрым, что надо сделать. Я вспоминаю общение с детишками в нашей воскресной школе. На одном из первых уроков их спрашивал: «Скажите, ребята, девчата, если бы вы, идя по улице, вдруг увидели Иисуса Христа, как бы вы к Нему отнеслись?». Ой, все сразу стали говорить: «Мы бы взяли у Него благословение, мы бы пригласили домой, мы бы угощали, мы бы попытались оставить Его, чтобы Он у нас пожил, потому что это все-таки Иисус Христос». – «А если б Матерь Божия шла по улице, как бы вы к Ней отнеслись?» – «Ой, да то же самое, попросили бы благословения, просили бы святых молитв, мы бы пригласили в гости, угостили бы». Я мальчика спрашиваю: «А если бы Матерь Божия была бы маленькой, вы бы за косичку Ее дергали?». – «Нет, конечно, не дергали бы». Я и говорю: «Представьте себе, что в каждом человеке образ Божий, в каждом человеке Иисус Христос, вот вы увидели человека, а в нем же образ Божий, и к нему надо относиться так, как если бы увидели Самого Иисуса Христа».
Конечно, каждый из нас скажет, что «у меня нет возможности привечать всех бездомных у себя в доме», «мы не можем всех приютить, всех накормить». Хорошо, вы не можете принять этих людей, но вы тогда не делайте не делайте никому зла, никого не обманывайте, не берите ничего чужого. То есть заповеди, которые нам даровал Господь через пророка Моисея, и заповеди блаженства и есть те ступеньки, идя по которым, человек должен стать добрым, святым и праведным.
Начните идти по пути спасительному с ограничением в себе каких-то недобрых качеств, никого не осуждайте, никому не завидуйте, никому не желайте зла. Если увидели человека больного, в коляске инвалидной, или хромого с костылем – вы не можете ему помочь, вы просто подумайте: «Какой несчастный, Господи, помоги ему».
А увидели кого-то просящего – вы не можете подать, не проходите мимо, скажите в уме: «Господи, какой несчастный, помоги ему». Сострадайте – вот это уже и будет ваше доброе дело. Чтобы начинать навыкать в добре, надо сначала отсечь от себя зло. Никому не желать злобы, ни с кем не ругаться, ни с кем не ссориться.
Надо, Ульяна, научиться вот так себя вести; когда научишься читать – читай Евангелие, Псалтирь, творения святых отцов. В душеполезных чтениях все только самое доброе, только самое спасительное. В твоем возрасте еще надо научиться слушать своих родителей, не ругаться, не обижать их. Пойдешь в школу – слушайся воспитателя, учителей и своих сверстников не обижай, никому не завидуй, не делай никому ничего плохого. Помни, что каждый человек – образ Божий.
– Вопрос из Удмуртии, Меланья, 59 лет: «Недавно крестилась, нужно ли каяться в старых грехах, и прощаются ли грехи после Соборования?».
– В таинстве Крещения прощаются грехи. Но, как правило, мудрый пастырь рекомендует все-таки поступать так, как учил и как делал святой Пророк Креститель Господень Иоанн. Он всех, кто приходил на реку Иордан креститься, призывал исповедовать свои грехи и принести покаяние. Смысл исповедования грехов и покаяния – изменение своего образа жизни: если я раньше вел себя аморально, то после покаяния не должен больше так себя вести, должен исправиться.
Вы крестились и спрашиваете, нужно ли каяться в старых грехах, – в этом случае совесть лучшая подсказка: это голос Божий в душе человека. Если вы даже после Крещения придете к священнику и будете рассказывать о том, что сделали в своей жизни плохого и хотите исправиться, это будет только на пользу для вас.
Что касается прощения грехов после Соборования... Соборование совершается, как правило, после Исповеди. Есть сегодня такое поверье, что в Соборовании прощаются все забытые грехи, но это натяжка, я бы сказал, простонародная.
Конечно, если вы вспомните что-то, надо принести покаяние. Очень важно, попросив у Бога прощения, больше к этим грехам не возвращаться.
– Татьяна, 54 года, город Самара. На нее наговаривают сослуживцы, как быть?
– Трудно что-либо посоветовать. Считается в народе, что надо обязательно ответить на оскорбление, иначе, якобы, вас не будут уважать. Но в Православии другое отношение к этому – просто ведите себя достойно, не унижая свое человеческое достоинство; не надо пресмыкаться перед кем-то, тогда вас все будут уважать.
Ну а если все-таки оклеветали, есть очень хороший пример, наш святитель Василий Рязанский. Он не отвечал клеветникам, а просто молился, и в этом случае Господь заступился за святителя Василия Рязанского. Помните, когда он в Муроме был оклеветан, попросил только одну ночь на покаяние, на молитву, а утром, после ночной молитвы, выйдя на реку, сбросил с себя мантию и бросил на воду, с иконой Божией Матери встал на мантию и против течения поплыл по воде – он пять часов плыл против течения. Такое чудо поразило всех жителей Мурома, они стали просить прощения у него, но Суд Божий уже совершился, и святитель Василий покинул город Муром и прибыл в Рязань. Тем Господь обличил всех, кто оклеветал святителя. Так что молитва за клеветников – самое лучшее средство.
– Валентина, 58 лет, Башкирия: «Сын под судом, как за него молиться?».
– Если он не виноват, то мы рекомендуем молиться Богу и Матери Божией, просить святителя Николая Чудотворца, святителя Спиридона. Если человек действительно совершил что-то преступное, надо просить, чтобы Господь помог ему осознать свое преступление и исправиться. Понимаете, мы начинаем задумываться только тогда, когда, как в народе говорят, «жареный петух клюнул». Раньше надо было.
Сегодня девочка задавала вопрос, как стать добрым. С самого раннего возраста надо воспитывать человека, чтобы он понимал – жить надо правильно, по законам, по Евангелию. А мы начинаем задумываться о Боге только тогда, когда или жизнь проходит, или совершено преступление. Очень сложно исправить, но молиться никогда не поздно.
– Благодарю Вас, Владыка, что пришли и ответили на вопросы наших зрителей.
– Спасибо вам. И как всегда, дорогие друзья, желаю вам всего самого доброго, пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.
Вопрос веры – главный в жизни человека: как он определяет свои отношения с Богом, как строит их, как ищет смысл, цель жизни, ищет истину. Дай Бог, чтобы за молитвы святителя Николая Чудотворца, который за истину был готов отдать самое дорогое – даже не жизнь, а свое служение у Престола Божия
Сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями священник Александр Терпугов
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.