Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы вновь в Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре. Эта обитель вот уже 120 лет источник духовного света для всех, кто приезжал сюда отогреться от житейских невзгод еще в царской России, и пятьдесят лет назад в Советском Союзе, и ныне, в независимом государстве Эстония.
Что же привлекает сюда людей?
Владимир Давидович Цион, журналист:
– Задам встречный вопрос: вы когда-нибудь жили в мире, где нет ни грамма притворства, где что человек говорит, то он и думает? Надо быть добрыми, тогда и к тебе будут добрыми, или к тебе будут добрыми, даже если ты злой, но ты подобреешь; такой это мир. Художник Володя Аншон, с которым мы давно знакомы (здесь у него трехэтажная мастерская в башенке монастырской), сказал: «А я уверен, что в монастыре время течет по-другому, за единицу монастырского времени я успеваю сделать больше, чем за единицу времени в миру». А мать Алипия, иконописица, тоже сказала, что здесь время течет по-другому, только не понимает, как: «Я живу по этому времени даже когда бываю в миру».
Здесь удивительные люди. Опять же вопрос: вас когда-нибудь любили просто так, ничего не требуя взамен? Я когда-то для себя сформулировал, где мне комфортно: семья и в компании друзей, где тебя знают как облупленного, где не надо из себя кого-то корчить. Вот и здесь можно оставаться самим собой, тебя примут, поймут, выслушают.
С древних времен монастыри были не только незамерзающим источником духовной жизни и постоянной молитвы, но и хранителями истории и культуры народа, собирателями ценностей, близких и дорогих сердцу каждого верующего человека. Пюхтицкий монастырь не исключение – каких только духовных сокровищ и святынь здесь не найдешь!
Монахиня Тихона (Проненко):
– Четочки вот Серафима Саровского – сохранили монахи, которые нас посещали. Вот тросточка Иоанна Кронштадтского, он ею пользовался в преклонном возрасте. Вот здесь четочки старца Силуана Афонского, плетеные такие четочки, прислали одной сестричке. Она в то время еще не была монахиней, он ей так и писал: «Госпожа Надежда, вы просите четочки, новых нет, посылаю старые». И послал ей свои четочки намоленные. А Надежда Андреева стала потом монахиней Силуаной... Вот ложечка Серафима Саровского...
Послушание и труд наполняют повседневную жизнь обители. Крупное подсобное хозяйство помогает обеспечивать необходимыми продуктами не только самих сестер, которых здесь около ста двадцати, но и многочисленных паломников, круглый год приезжающих в обитель.
Инокиня Игнатия (Титова):
– Поскольку мы живем в сельской местности, то основные труды наши – сельское хозяйство: мы сеем рожь, пшеницу, овес, овощи высаживаем (больше всего, конечно, картошки) – капуста, свекла, морковь, лук, чеснок. В теплице выращиваем огурцы, помидоры. Все это в больших количествах – не столько для сестер, а чтобы принимать людей, ведь четыре гостиницы, где мы размещаем всех, всех должны и накормить три раза в день. Поэтому с самой ранней весны сестры выходят на поля-огороды копать, сажать, поливать, полоть. Летом еще сенокос добавляется, потому что у нас скотный двор – держим коров, еще куры есть, пчелы. Потом надо собрать урожай, сделать заготовки на зиму, а вот к ноябрю освобождаются руки для рукоделия. У нас есть мастерские швейные, золотошвейная, иконописная, переплетная. Сестры круглый год трудятся, в зависимости от сезона меняется немножко занятие. Конечно, когда назначают на послушание, учитывают и возраст сестер, и физические силы. Те, кто помоложе, трудятся на скотном дворе и на кухне, те, кто постарше, уже полегче, а пожилые читают Псалтирь. У нас есть такое послушание – чтение неусыпаемой Псалтири. То есть 24 часа в сутки назначенные сестры по очереди, сменяя друг друга, по два часа читают Псалтирь и на «славах» поминают записочки, которые нам подают богомольцы о здравии или об упокоении. Ну и для самых немощных, тех, кто уже не может сам себя обслужить, у нас есть богадельня, там сестра с медицинским образованием, со своей помощницей ухаживают за ними. Те, кто в силах, ходят в собор на службы.
Инокиня Феофания (Драй):
– В монастыре все происходит по благословению за послушание. Скажем, такая простая вещь, как обед. Понятно, что это бывает в тринадцать часов, и, тем не менее, каждый день кто-то из кухонных сестер идет в игуменскую и берет у матушки благословение на обед, о чем извещает колокол. Печка растапливается от лампады Матери Божией, все делается с молитвой, и меню согласовывается с матушкой, все благословляется. Скажем, в понедельник всем известно, что гороховый суп и каша геркулесовая.
На кухне готовится еда, которая затем поставляется и на столы в монастырские гостиницы, а их у обители четыре.
Инокиня Никодима (Сухова):
– Зажигаем печку от лампадки, огонь у нас приносится из храма. Сейчас она горит огнем, а так утром разжигают.
– Это традиция такая пюхтицкая?
– Так положено – благодать из храма приносится с огнем вместе. Сейчас у нас здесь варится варенье. Кашу мы уже сварили. Это суповой котел, в него помещается девятнадцать ведер, сейчас у нас семь ведер сварено, здесь весло мерочное. Здесь ячневая каша уже сварена для гостиницы. Все освящается крещенской водой перед раздачей, и здесь получают гостиница и сестры. Гостиница оставляет записочки свои на двери, потом мы их сюда приносим, сосчитываем все, на сестер прибавляем и варим суп, кашу и раздаем.
Не хлебом единым жив человек, но словом Божиим. За этим словом едут сюда из разных городов, стран и континентов, его жаждут услышать от тех, кто отринул земные утехи и посвятил себя Богу. Редко кто уезжает из обители неутешенным.
Игумения Филарета (Калачева), настоятельница ПюхтицкогоУспенского монастыря:
– Дело в том, что здесь Матерь Божия Хозяйка, Она сохранила монастырь, потому что Господь говорил: «Не бойся, малое стадо». И действительно, не надо страшиться ничего внешнего, надо только уповать на Господа и служить, особенно нам, монахам. Политика не наше дело, наш долг – молитва и труд: молитва и труд, труд и молитва – это монашеское деланье. А политику вершат другие люди.
Иеромонах Хрисанф (Липилин), насельник Псково-Печерского монастыря:
– Несмотря на то, что Пюхтица находится на окраине Евросоюза, этот монастырь известен всей Европе. И известен, прежде всего, традициями и преемственностью монашеского подвига. Сюда приезжают отовсюду – Англия, Нидерланды, Германия, Франция, Норвегия, была группа из Австралии даже. Они сюда приезжают за глотком свежего духа, это источник обновления духовного для Европы. И это не мои слова, это слова тех людей, которые сюда приезжают и делятся с духовенством мыслями о своем паломничестве. Они очень рады, что есть место, где можно обновиться душой, прикоснувшись к многовековой монашеской традиции, к духовному постоянству: в Европе постоянство найти трудно, да вообще в нашем мире это непросто...
Мы прощаемся с Пюхтицким Успенским женским монастырем, но наше путешествие по православной Эстонии продолжается – нас ждет город Таллин.
Святитель Афанасий Ковровский. «Какое великое утешение – вера наша! Избранные письма» Епископ Зиновий (Мажуга), впоследствии митрополит, ученик и преемник Глинских старцев, еще при жизни епископа Афанасия (Сахарова) сказал однажды его духовным чадам
Введение во храм Пресвятой Богородицы – третий великий праздник церковного года; он следует за Рождеством Пресвятой Богородицы и Воздвижением Креста Господня и подводит нас к величайшему после Пасхи празднику – Рождеству Христову.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.