Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжаем рассказ о Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре; мы вспомнили игумению Варвару, более сорока лет управлявшую обителью. Матушка стала связующим звеном между старой Россией и нашим временем, ведь будущую игумению в начале ее жизненного пути благословил старец Серафим Вырицкий. В музее монастыря хранится скуфья преподобного Серафима, а еще здесь много вещей, принадлежавших святому праведному Иоанну Кронштадтскому – отец Иоанн был одним из основателей обители, он благословил первую игумению, которую тоже звали Варвара, переехать сюда из Костромского Богоявленско-Анастасиинского монастыря. Память святого праведного Иоанна Кронштадтского здесь бережно сохраняется.
– Книжечки принесли, вещи какие-то, а потом (та комната, правда, в другом месте располагалась) матушка решила одну комнату выделить для его вещей, фотографии скопировали, а оригиналы находятся у матушки в игуменской. Не без Промысла Божия все собиралось. Вот шубка, одна ряса, вторая подряса, облачение (когда он служил, сам читал каноны), многое сохранилось. Сестры так и говорят: «Дорогой батюшка».
В образовании обители, ставшей одним из главных центров духовной жизни, важную роль сыграли Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской и его супруга княгиня Елизавета Шаховская.
Сергей Владимирович был известен как защитник православного населения Эстляндии от преследования со стороны немецких баронов. Его жизнь оборвалась рано, в сорок один год; супруга до конца своих дней пронесла память о муже. Следы этой памяти сохранились в обители и поныне.
Инокиня Игнатия (Титова):
– Похоронила она его в 1894 году в склепе, а через год над склепом возвела храм во имя Небесного покровителя князя преподобного Сергия Радонежского. Храм с шатровым верхом, в старинном русском стиле, а самое удивительное, что внутри поражает всех, это венки, развешанные по стенам. Это тоже память о князе. Княгиня, скорбя и желая сохранить о нем как можно дольше память, заказала сделать копии со всех живых венков, принесенных на его похороны. То, что вы видите, это работа двух мастеров, один делал листья из металла, из жести, а второй мастер из фарфора сделал цветочки.
Сама она уже никуда не уезжала с этого места, так в этом домике и продолжала жить до кончины своей, соединила его переходом с храмом, молилась здесь. Когда скончалась, была похоронена в том же склепе, рядом со своим супругом, под алтарем.
Пюхтицкий монастырь начинался с приюта для девочек-сирот и обустройства больниц для местного населения. Первый каменный собор обители был освящен в 1892 году. Уже через несколько лет на праздник Успения Божией Матери сюда стало приходить более трех тысяч богомольцев. И в наши дни в Пюхтицу паломники движутся нескончаемой рекой.
Мария Ронкайнен, паломница из Финляндии:
– Встретилась вся группа в Хельсинки, в порту. На пароме поплыли в Таллинн, полтора часа – и в Таллинне; нас встречал автобус, заказанный по интернету, и этим автобусом приехали прямо в монастырь; так же и обратно – это не так далеко. Удобно, что не нужно визы, мы в Евросоюзе, не нужно валюту менять – проще приехать.
Инокиня Игнатия (Титова):
– Главное сооружение монастыря, конечно же, собор – пятиглавый, трехпрестольный Успенский собор был построен в 1910 году. В 2010 году было торжественно отмечено столетие нашего собора; приезжал потомок архитектора Александра Полищука, который делал проект собора. Он приезжал с семьей и с гордостью показывал своим детям творение прадеда. Чтобы построить такое здание, надо было немало средств, и наша вторая игумения Алексия, которую прислали из Страстного монастыря из Москвы, отправила сестер с кружечным сбором по России.
В Москве наши сестры встретили теплый прием в доме православного христианина Ивана Филипповича Терещенко, генерал-майора в отставке. Этот человек выслушал их и пообещал помочь – при одном условии: что его и его родных будут вечно ежедневно поминать на проскомидии во время Литургии в храме. Это условие было принято и по сей день оно выполняется: ежедневно его и его родных поминают на литургии в нашем соборе.
У нас много замечательных икон. Слева от алтаря большой аналой – образ Пюхтицкой Божией Матери, другое название «У источника». Божия Матерь написана в полный рост, стоящей на земле; Она протягивает руки, как бы благословляя землю и воду этого места. Этот образ был написан нашими первыми сестрами в 1894 году в подарок Иоанну Кронштадтскому, на день ангела ему преподнесли эту икону. Она находилась у него, а после его кончины благочестивые люди ее сохранили и в 1946 году, когда стало возможно, вернули обратно в Эстонию в наш монастырь. Это было 1 июля, наши сестры встречали ее возле дуба и оттуда на руках принесли в собор, и вот она стоит с 1946 года на этом месте, слева от алтаря.
Явление Божией Матери произошло в этом месте в XVI веке, задолго до образования монастыря. Эстонские пастухи увидели вдали на горе светозарную Деву в лазурном одеянии. Когда подошли ближе, у дуба нашли икону Успения Пресвятой Богородицы, а на месте сияния бил источник ключевой воды. С тех пор к этому источнику нескончаемым потоком идут люди, известны случаи чудесных исцелений.
Монахиня Тихона (Проненко):
– Много было исцелений – место святое, освящено стопами Матери Божией. Такой даже случай был: девочка до пяти лет слепая была, в праздник Успения исцелилась. Она воспитывалась здесь в приюте до восемнадцати лет, как и другие воспитанницы; потом они сами принимали решение, оставаться в монастыре или же выходить замуж, она выбрала путь монашеский. Жила в монастыре, похоронена тут, на кладбище, написано – монахиня Варвара (Степанская). Таких случаев было очень много.
Что это место избрала Сама Царица Небесная, не раз говорил отец Иоанн Кронштадтский. Другой известный молитвенник земли Русской Псково-Печерский старец Иоанн (Крестьянкин) отправлял сюда пожить и помолиться многих женщин, приходивших к нему, многие из них стали здесь инокинями. Псково-Печерский и Пюхтицкий монастыри расположены недалеко друг от друга, их даже называют старшим братом и младшей сестрой.
Иеромонах Хрисанф (Липилин):
– Люди, приходящие в Пюхтицкую обитель, отличаются от тех, кто приходит в Псково-Печерский монастырь, так как сюда приезжают из холодной Европы, и то, что для них является подвигом христианской жизни, для христианина в России обычное дело.
Пост, молитва, посещение храма Божия, святое Причастие – такие обыденные для нас стороны христианской жизни – довольно сложны для тех, кто считает себя православным христианином в Европе. Командировки Печерских монахов в Пюхтицу – это не традиция, это вынужденная мера для помощи местным священнослужителям: кто-то болеет, у кого-то много треб, кто-то в командировку уехал из Пюхтицы, одному священнику не справиться со всей нагрузкой.
В осенние каникулы 24 прихожанина екатеринбургского храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах – дети, родители и преподаватели приходского Детского просветительского центра – совершили приуроченную к 400-летию освобождения Москвы от поляков в 1612 году и дню Казанской иконы Божией Матери
21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Святые ангелы обитают в мире невидимом, духовном. Там вечный Престол Всевышнего, который окружают все Силы Небесные, озаряемые от Него светом невечерним.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.