Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
25 ноября – память святителя Иоанна Милостивого
Патриарх Александрийский родился на острове Кипр в Амафунте (Лимассоле) в княжеской семье. Иоанн был воспитан как настоящий христианин. По неотступной просьбе родителей он женился, появились детки. Однако, по Божию Промыслу, преставились и дети его, и супруга. Известный своим милосердием и благочестием, Иоанн в правление императора Ираклия в 609 году был избран на кафедру патриарха Александрийского. Десять лет управлял он Александрийской Церковью как истинный пастырь, охраняя ее от язычников и еретиков. Являл в себе образ кротости, милосердия и человеколюбия. «Если хочешь благородства, ищи его не в крови, а в добродетели – это подлинное благородство», – говорил он.
Все святые отличались милосердием, но святитель Иоанн всецело предал себя единой добродетели. Как-то раз, совершая Литургию, вспомнил он слова Христовы: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником». И вдруг пришло ему на память, что один из клириков храма за что-то на него обижен. Тотчас оставил он Святые Дары, подошел к тому клирику, пал ему в ноги и просил у него прощения. И лишь примирившись с ним, вернулся патриарх к жертвеннику.
В другой раз, когда направлялся он к церкви Святых Кира и Иоанна, встретил бедную вдовицу, которая начала ему говорить о своих невзгодах. Сопровождавшие патриарха утомились слушать долгие причитания женщины и стали напоминать Владыке, чтобы поспешил он в храм на богослужение, а дослушать эту вдовицу уж можно и после службы. Святой ответил им: «А как Бог вонмет сейчас мне, если я ее не выслушаю?» и не захотел двинуться с места, пока женщина не высказала все свои жалобы.
Когда в Египет вторглись персы, патриарх Иоанн сел на корабль, чтобы избежать сей напасти. Во время плавания он заболел и, достигнув Кипра, умер; случилось это в 620 году. Его чудотворные мощи находились в Константинополе, в 1249 году перевезены в Венецию; другие части мощей с 1489 года в Будапеште (сегодня в Братиславе). Также известно о нахождении мощей патриарха Иоанна в следующих Афонских монастырях: Дионисиат (десница), Ватопед, Пантократор, Дохиар и Каракал.
Сейчас получает развитие движение добровольцев – это люди доброй воли, которые хотели бы часть своих времени, сил, средств направить на служение ближнему.
В нашем Отчестве во многом благодаря советской «обязаловке» идея добровольчества была дискредитирована, потому это общественное служение находится в зачаточном состоянии по сравнению с Европой или Соединенными Штатами, где до 70% граждан так или иначе участвуют в волонтерском движении.
У нас, по оценке специалистов, только 3–5% населения находят время, возможность, силы, желание послужить ближним. К тому же не так просто это организовать. Человек с добрыми намерениями приходит в один детский дом, в другой, в больницу, в иную социальную службу, а везде своя структура, свой порядок. Поэтому необходимо некоторое промежуточное звено, организация, у которой есть выстроенная система взаимоотношений, и тогда человек может, став одним из добровольцев этой организации, войти в те или иные добрые дела.
Благотворительный фонд «Милосердие» проводит набор добровольцев для участия в делах милосердия. Не всегда на встречи приходят люди адекватные, бывает, человек что-то такое себе напридумывал, а бывает – просто побужденные своим болезненным состоянием, вроде хочется помогать, но не всегда можется.
Вот на этих встречах и приходится обращать внимание на одну очень видную для всякого христианина, но совсем порой не осознаваемую людьми, живущими вне Церкви, закономерность. Духовный закон, установленный Богом и открытый нам апостолом Павлом гласит: «Блаженнее давать, нежели принимать».
Дело в том, что душа человека, созданная Богом, живет только благодатью Духа Святого. Если эта пуповина, то есть связь с Богом, перемыкается, душа начинает задыхаться, а потом умирает.
Признак мертвой души – равнодушие человека к Богу, к духовной жизни, к поискам смысла жизни, смерти. А цель человека – духовная жизнь. Собственно, духовная жизнь только и называется жизнью, ведь, не имея связи с Богом, душа начинает страдать.
Мы-то думаем, что источник депрессии – какой-нибудь кризис или конфликты на работе. Нет, если у человека порядок в отношениях со Христом, то все остальные мелочи кажутся незначительными; даже если у человека рак третьей степени, это не лишает его жизнерадостности и духовного равновесия – он давным-давно нашел самое главное сокровище в жизни и стремится разрешиться от уз этого тела и быть со Христом.
А когда нет Христа – это тьма, смерть, уже начинающийся ад.
Человек переживает уныние, и выражается это в остром чувстве одиночества, хотя он может быть в центре шумной компании, быть уважаемым человеком. Он и в семье ощущает одиночество. Одно из лекарств, которое предлагает Господь через Церковь, это дела милосердия. Говоря словами аввы Дорофея, «всякий раз, когда мы помогаем больному, больной более благоволит нам, чем мы ему». Поэтому дела милосердия в Церкви издавна определены как один из источников Божественной благодати: они могут развернуть душу так, что человек увидит Бога, и через это душа начнет воскресать.
Так что, приглашая добровольцев, мы отдаем себе отчет, что мы помогаем и тем, кому действительно нужна помощь, и внешне благополучным людям, у которых в связи с потерей или отсутствием связи с Богом произошел духовный срыв.
Дай Бог, чтобы в нашем государстве людей доброй воли, желающих послужить ближним, становилось все больше и больше – за молитвы святителя Иоанна Милостивого, который был патриархом, но находил возможность и время общаться с нуждающимися, благотворить им и, в каком-то смысле, был волонтером.
Помоги нам всем, Господи.
21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Праздники в честь ангелов Божиих люди устраивали еще в глубокой древности, нередко обожествляя ангелов. Еретики рассказывали об ангелах разные басни и небылицы – одни усматривали в ангелах богов, другие считали их творцами всего видимого мира. Поместный Лаодикийский Собор, состоявшийся в 364 году, своим 35-м Правилом отверг поклонение ангелам как богам и установил должное их почитание.
Тема беседы – искушения современного христианина. Все должно быть гармонично– Владыка, разве искушения современного христианина отличаются от искушений в Средние века или в другую эпоху?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.