Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Пюхтицкий Свято-Успенский женский монастырь находится на территории современной Эстонии. Основанный в конце XIX века при поддержке святого Иоанна Кронштадского, за всю свою историю он ни на один день не закрывался.
Вот уже сто двадцать лет сестры совершают здесь монашеский подвиг беспрерывно. Монастырь ставропигиальный, он подчиняется непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Во главе сестер стоит восьмая по счету игумения Филарета (Калачева), ее предшественница матушка Варвара (Трофимова) возглавляла обитель более сорока лет, она сохранила и расширила монастырь в один из самых сложных периодов истории Православной Церкви. В день памяти матушки Варвары на ее могилке собрались сестры и все те, кто ее хорошо знал и любил.
Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает:
– Как и многие священники, я совсем еще молодым, безусым пастырем пользовался гостеприимством матушки игумении Варвары. Она, принимая питерцев, москвичей, особенно благоволила к батюшкам, терпела все их странности, чудинки – кто без них, и, часов не наблюдая, рассказывала мне и другим десятки историй из своей жизни, из жизни отца Иоанна (Крестьянкина), протоиерея Николая Гурьянова, духовной дочерью которых она себя почитала. У нее все мы, пастыри без году неделя, учились искусству общаться с людьми, улыбаясь сердцем, утешая, отдавая им жилы, соки, нервы, любовь.
Владимир Давидович Цион, журналист, рассказывает:
– Все, кто с ней общался, говорят, что при общении с ней было такое ощущение, что она любит только тебя. И чаще всего, за эти несколько лет наших с ней, наберусь смелости сказать, дружеских отношений, я спрашивал: «Матушка, за что мне столько любви?». Она не отвечала на этот вопрос, а просто тихо, спокойно, образно говоря, взяла меня за руку и привела к Богу...
Журналист Владимир Цион много общался с игуменией Варварой; недавно на таллиннском радио вышел посвященный ей цикл его передач. В жизни Владимира Давидовича матушка сыграла важную роль – во многом благодаря ей он принял святое Крещение, это случилось с ним на шестьдесят третьем году жизни; игумения Варвара стала его крестной матерью.
Владимир Давидович Цион, журналист, продолжает рассказ:
– Такого добра, такой любви, как здесь, я нигде не встречал. Поэтому и задумал этот цикл, предложил его на «Радио–4», это эстонское радио, вещающее на русском языке, и получил добро. После этого надо было получить добро от матушки Филареты, потому что ничего не делается без благословения. А матушка Филарета поначалу не очень-то соглашалась с этой идеей, сказав, что монастырю реклама не нужна. Конечно же, она права. Я ей один, второй, третий аргумент – не действует. Вот тогда я сказал: «Матушка, все мои друзья и все, кого я знаю, а я знаю очень много народа, почему-то считают, что в женский монастырь монахини приходят только по несчастной любви». Тут она засмеялась и сказала, что тоже об этом слышала. Я говорю: «Матушка, вот мы с вами этот миф и развеем». И она благословила.
Очень близко игумения Варвара была знакома с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Он начинал свое епископское служение в Эстонии, часто бывал в Пюхтице. В шестидесятые годы прошлого века на Церковь вновь обрушились гонения, прозванные позднее хрущевскими. Пюхтицкий монастырь власти вознамерились закрыть, но тогда у еще молодого пастыря хватило мудрости и мужества отстоять обитель. Он уговорил власть предержащих не спешить с исполнением их намерений, а сам стал приглашать в монастырь иностранные делегации. Скоро за границей стали появляться восторженные публикации о жизни русских монахинь, вопрос о закрытии монастыря больше не поднимался. В то время за веру уже не расстреливали, вспоминал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будет судить Бог и история.
Игумения Филарета, настоятельница Пюхтицкого Успенского монастыря, рассказывает:
– Нашему монастырю была уготована участь санатория для шахтеров. Как-то будущему Патриарху удалось сохранить монастырь. Они так дружно с матушкой работали, и матушка рассказывала, что он никогда не вставлял, как она выражалась, палки в колеса. По поводу строек, по поводу того, что монастырь надо развивать, достраивать, ремонтировать, он всегда был «за», хотя время было трудное. Всегда помогал. Я говорю: «Матушка, на стройки смелая были очень», она отвечает: «Ну, смелая, конечно, я за спиной архиерея стояла, Святейшего будущего». Вот такие отношения. Они вместе и достроили обитель.
После избрания митрополита Алексия Патриархом любимая им Эстонская епархия осталась в его непосредственном подчинении. Сюда был назначен не правящий, а викарный епископ Корнилий. Давние добрые отношения Патриарха с представителями эстонских властей помогли сгладить последствия бурной суверенизации этого балтийского государства. Так, при введении визового режима между Эстонией и Россией были установлены льготы для паломников, направляющихся в Пюхтицкий монастырь.
Игумения Филарета, настоятельница ПюхтицкогоУспенского монастыря, рассказывает:
– Видно, все как-то уравновешивается с помощью Господа, обитель не осталась без богомольцев, это так. Если есть батюшки на приходе, которые радеют о своих прихожанах, они поступают очень просто – посылают нам письмо, мы оформляем приглашение, и они оформляют групповую визу, приезжают всем приходом на несколько дней, бывает, на пять, бывает, на семь, как у них позволяют время и средства. Я думаю, что такая практика очень удобна и для нас, и для прихода.
Сколько бы народа ни приехало, под открытым небом никто не останется, в тесноте, да не в обиде. Это же паломничество. У нас организация не коммерческая, поэтому мы не можем предоставлять такие услуги, ни с кого не взымаем деньги за то, что они останавливаются в монастыре. Люди приезжают, чтобы попоститься, помолиться и, конечно же, исповедоваться и причаститься, все рассказать Матери Божией – Хозяйке этой горы. Вот так и живем.
Несмотря на прочерченные двадцать лет назад границы, в Пюхтицкий монастырь стремятся приехать паломники из России и Беларуси. Но особенно их много приезжает из балтийских стран – Эстонии, Литвы и Латвии. Приезжая сюда на несколько дней, они идут в монастырскую гостиницу к матери Феофании.
Инокиня Феофания (Драй) рассказывает:
– Приезжают не только православные, но и католики, и лютеране. Я однажды одного католика спросила, а что же вас сюда привлекает, и он, не задумываясь, ответил – покой. То есть я так понимаю, что здесь восстанавливается внутренний мир сердца. Люди приезжают однажды и оставляют здесь свое сердце. Приезжают вновь и вновь. Вот, кстати, верующие других конфессий часто принимают здесь Православие. У нас была группа финнов, не так давно, пятьдесят человек, теперь некоторые собираются приехать помогать копать картошку, и некоторые из них будут присоединяться к Православию. Это тайна, потому что, казалось бы, лютеране. Уезжая, говорят – не хотим уезжать. Для меня это непонятно, я не могу этого осмыслить и понять в полной мере...
Мы продолжим наш рассказ о Пюхтицком Свято-Успенском женском монастыре в следующих номерах газеты.
А. Ананичев. «Богом избранная Русь». Издательство Московской Патриархии Идея книги, которую мы предлагаем вашему вниманию, – возрождение России на основе Православия. Автор ставит задачу духовно-нравственного просвещения и воспитания народа
Вопрос – ответ: «Слышала, что в честь Параскевы Пятницы на Руси создавались особые часовни и что в день ее поминовения нужно обязательно искупаться, опустить ее икону в воду, которую потом нужно пить, чтобы выздороветь. Правда ли это?» Ангелина, г. Ижевск
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.