Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (696) → Пребывать в Боге

Пребывать в Боге

№39 (696) / 15 октября ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

О стяжании Святого Духа

Духи могут быть разными, не обязательно каждый дух – Святой. Об этом Иоанн Богослов говорит в самом начале четвертой главы Первого Послания:

«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.

Духа Божьего (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, – от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, – не от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире.

Дети! Вы от Бога и победили их, ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире».

Оказывается, можно в каком-то духе иметь очевидные дары, но это не будут дары Святого Духа. Эпизод, ярко подтверждающий эту возможность, есть в Книге Деяний святых апостолов, когда апостол Павел, находясь в Филиппах, встретил там женщину, одержимую духом прорицания. Она предсказывала будущее и указывала слушать апостолов, возвещающих правильные слова о Боге. Однако Павел, живущий Духом Святым, видел, что дух, которым она была одержима, был духом нечистым. Но это видел только апостол Павел; если бы мы увидели эту женщину, то подумали бы, что она – образец духовности.

Возможность человека быть причастным разной духовности ставит перед ним задачу – быть очень внимательным при выборе. Мы должны очень пристально всматриваться в духовную реальность в нашем сердце и в реальность, которая пытается в нас вторгнуться через каких-либо свидетелей и проповедников, книги и призывы – любые искушения этого мира. Человек внимательный должен трезво исследовать, что входит в его сердце и сознание: возможность увлекаться иной духовностью есть возможность обмануться. Человек может принять духовность, которая не дар Святого Духа.

Человек может быть охвачен пламенной ревностью о Боге, но на деле эта ревность – не дар Святого Духа. Он может быть объят любовью ко всему человечеству, но это – не дар Святого Духа. Таких заблуждений очень много. Святые отцы назвали их одним словом – прелесть. Иоанн Богослов говорит: могут быть разные свидетели об «истине», но они могут заблуждаться и вводить других в заблуждение. Все люди вокруг несут нам некое слово, но принимать человек должен только слово от Бога, только оно определяет его жизнь – только на Нем можно построить жизнь, которая уйдет в вечность. На всех других учениях, как бы они ни были прекрасны и, с точки зрения человека, объективны, построить фундамент жизни, уходящей в вечность, невозможно: такая жизнь не приобщит нас к благодати Святого Духа.

Иоанн Богослов очень емко, афористично выразил мысль, что Бог Слово, ставший Человеком, несет нам Дух Святый, через Который принимаем и дух жизни вечной. Дух Святый даруется так, что не заметить невозможно. Он и отличается от всех других тем, что не может быть не познанным.

В заключение этого фрагмента апостол Иоанн пишет: «Дети, вы от Бога, и победили их. Они от мира, потому и говорят по-мирски. Мы – от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас; по сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения».

По-славянски так и звучит: «дух лестчий», то есть дух лести. Тот, кто нам льстит, на самом деле нас обманывает. Апостол Иоанн в этом отрывке указывает: дух истинный свидетельствует, что Христос явился во Плоти. Всякий, кто говорит, что Бог не явился во плоти, есть дух заблуждения, дух антихриста. Он указывает критерий, по которому можно точно отличить духа заблуждения от духа истины.

И этому критерию не отвечают очень многие духовности – особенно восточные, и многие европейские. Поэтому человек может их смело отвергать: они не ведут к жизни в Духе Святом.

Дух, влекущий нас в мир, и дух истины всегда противоположны. То есть всякий дух, который увлекает нас мирскими соблазнами, страстями, хотениями – это дух «лестчий», то есть путь, не ведущий к богообщению. Тот, кто хочет знать конкретнее о пути Истины, пусть обращается к святым отцам, свидетельствующим об этом своей жизнью.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Беседы с батюшкой

Священник Иоанн Холкин: Самая совершенная добродетель – это любовь к Богу

Беседовал Александр Сергиенко

Гость телеканала «Союз» – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Орехове-Борисове Южном священник Иоанн Холкин Главная заповедь– Сегодня мы поговорим о добродетелях. Древние греки выделяли четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость и умеренность. Но я не вижу здесь любви.

 
Читаем Ветхий Завет

Между двумя водами

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О свободе Человек, призванный и спасаемый Богом, должен бежать из страны рабства и греха, не оглядываясь – эта мысль заложена Промыслом Божиим в чин заклания агнца. Это событие получило название пасха, что значит «переход»: евреи переходят из одного состояния в другое.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс