Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (695) → Между двумя водами

Между двумя водами

№38 (695) / 8 октября ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургЧитаем Ветхий Завет

О свободе

Из страны греха человек идет к Богу...

Вот тут мы переходим к важнейшему смыслу повествования об исходе еврейского народа и странствии по пустыне: не просто история народа, который когда-то шел по пустыне, но отображение, конспект духовной жизни каждого христианина.

Мы все были в стране греха. Мы все однажды выбираемся оттуда. Для нас всех начало пути Крещение. Но путь сложен, труден. Образ этого пути есть пустыня, потому что жить по-христиански в этом мире тяжело. Поэтому исход сопровождается для еврейского народа великими знамениями и чудесами. И для нас тоже. Когда начинаем верить, сразу после Крещения мы испытываем невероятную близость к Богу, с нами происходят какие-то чудеса, иногда очень яркие. Иногда мы понимаем, что это чудо, но сказать об этому кому-то не решаемся, потому что другой и не поверит нам. Тем не менее у каждого есть какая-то толика чудесного вмешательства Бога в жизнь. А потом наступает период, когда ты вроде уже рядом с Богом, в церковь ходишь, пытаешься заповеди исполнять, что-то делать для Бога, а такое ощущение, что Его нет, убежденность ослабевает. В конце концов, человек часто впадает в уныние, в тоску. Это приводит к тому, что источник духовной жизни бьет все слабее и слабее... Правило не исполняется... В церковь ходим, пересиливая себя, а не радостно бежим... Творить милостыню, давать жертву уже не хочется... Только память остается: когда-то Бог нам сильно помог.

Повторю, вся история еврейского народа – это квинтэссенция человеческой жизни с Богом. В ней хотелось бы обозначить последовательность этапов. Сначала происходят чудеса. Они заставляют человека поверить. Благодаря своей вере человек уходит из страны греха, попадает в пустыню, откуда он всеми силами стремится в какую-то неизведанную, непонятную ему Землю Обетованную. Его ведет туда Бог. Что это за земля, он не знает, но понимает, что там очень хорошо. Для евреев это была Земля Обетованная, для нас – Царство Небесное. Начало пути в пустыню для евреев – это переход через Чермное море. Чтобы войти в землю обетованную, они переходят через Иордан, дважды переходят через реку. Как говорят некоторые толкователи Библии, святые отцы, между этими двумя водами и пролегает жизнь человека.

Евреи вошли через Иордан в Землю Обетованную. Для нас Иордан – это смерть; на самом деле войти в Землю Обетованную, в тот рай, куда мы стремимся, мы здесь в полноте не можем. Даже если мы переживаем какую-то необыкновенную близость Бога – святые всегда очень трепетно ощущали эту близость; она была кратковременна, люди дышать в этом состоянии боялись, чтобы не спугнуть хрупкую благодать Божию, ощущение близости Бога.

Полнота счастливой, радостной жизни с Богом возможна, конечно, только в смерти. Фактически получается, что вся христианская жизнь есть пустыня. Хотел бы сослаться, чтобы не было каких-то недоумений, на слова святого апостола Павла, которые он говорит в десятой главе Первого Послания к Коринфянам. Там целый отрывок (с самого первого стиха по 11-й) посвящен исходу израильского народа. Написано, что все израильтяне, переходя через Чермное море, крестились в Моисея в облаке и в этом море. И все, что происходило, продолжает апостол Павел, с этим народом, происходило для нас – описано в наставление нам, достигшим последних веков.

Священное Писание при всей его научной интересности – не просто явление духовной культуры человечества; гораздо важнее, что Священное Писание – это Откровение каждому человеку: не просто набор исторических сведений, но правда, которую необходимо знать и применять все Откровения, эти образы к своей собственной жизни – без этого Библия останется для нас мертвой книгой. Надо читать ее и понимать, как ее слово относится ко мне лично.

Исход сопровождается очень важным событием для еврейского народа и для нас с вами. Когда в очередной раз фараон отказался отпустить народ, Бог сказал Моисею, что в каждой еврейской семье этой ночью должен быть заколот ягненок. Если семья не может съесть ягненка, в доме должны собраться две семьи, но агнец должен быть съеден. Когда закалывается ягненок, сцеживается кровь; ею должны быть помазаны косяки домов. Моисей сказал, что в эту ночь ангел смерти пройдет по Египту и в каждой египетской семье умрет первенец мужского пола. Только кровь на косяках может спасти обитателей дома от смерти.

Когда евреи исполнили этот обряд, ночью прошел ангел смерти по Египту, и все первенцы мужского пола в каждой семье – от фараона до последнего раба – были найдены мертвыми.

Семья должна приготовить агнца, не сокрушая никакой кости, то есть целиком его испечь на огне. Потом должна вкусить этого агнца с горькими травами, с вином, но важно другое – все члены семьи должны быть в полном одеянии, как люди, готовящиеся отправиться в путь. Отцы семейства должны держать в руках посохи, на ногах у них должна быть обувь – это совсем странно для евреев: ели они не сидя, а возлежали на коврах, и в обуви это было очень неудобно.

Суть в том, что надо было быть готовым выйти. Это ночь освобождения. Они вряд ли это чувствовали, но потом, празднуя, должны были это вспоминать. День освобождения должны были каждый год праздновать 14 нисана. Заключенный, понимающий, что утром он будет свободен, не спит всю ночь, уже собрал все свои скудные пожитки, одет, готов, как только откроется засов, бежать радостный и петь песнь Богу, что свободен – это хочет показать и этого хочет добиться Бог от евреев: чтобы они из Египта бежали, как заключенные из мест заключения. Чтобы они выскочили, как стрела из натянутого лука. Готовность идти за Богом они должны продемонстрировать. Они еще не знают об этом, поэтому Моисей их так воспитывает.

А будущие поколения, которые будут это праздновать, должны иметь мысль, что Бог зовет и надо идти за Ним с поспешностью, не как жена Лотова, например: «а я то соберу, другое соберу, прощальный взгляд брошу на оставляемое имущество».


Смотрите программу «Читаем Ветхий Завет» на телеканале «Союз»: пятница 10.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Исследуйте писания

Пребывать в Боге

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О стяжании Святого Духа Мы продолжаем наши беседы по Первому соборному Посланию апостола Иоанна Богослова.Исследуя это Послание, мы постоянно встречаемся с удивительным пастырским свидетельством: Бог пребывает в человеке, Бог связан с человеком, любовь к Богу обязательно приводит к единению с Богом, единение с Богом – единственный источник богопознания

 
Уроки Православия

Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

Письма студентам Московской духовной академии Дорогой мой Володя!Получил твое письмо и глубоко посочувствовал тебе. Многое бы я тебе сказал на твои сомнения и огорчения, да не мастер писать.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс