Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (695) → Смирение – это доверие Богу

Смирение – это доверие Богу

№38 (695) / 8 октября ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
«Блаженны невидевшие, но уверовавшие»
Протоиерей Евгений Попиченко

15 октября – память блаженного Андрея, Христа ради юродивого

Славянин по происхождению, Андрей был рабом царя Феогноста. Он был прекрасен телом и душой. Феогност полюбил его и отдал в книжное научение. Андрей усердно молился Богу, любил ходить в церковь на богослужения. Вняв некоему Небесному явлению, он решил взять на себя подвиг юродства ради Христа. Однажды изорвал он на себе одежду, изрезал ее ножом и притворился помешанным. Опечаленный этим, Феогност сковал его цепями и отвел в церковь Святой Анастасии Узорешительницы, чтобы там над ним прочитали молитвы. Но так как Андрей не выздоровел на глазах своего господина, то Феогност отпустил его на волю, как умалишенного. Святой Андрей днем притворялся безумным, а ночи проводил в молитве к Богу. Жил он не имея ни крова, ни пристанища. Ночевал в поле, ходил полунагим, вкушал немного хлеба, когда ему давали добрые люди. Из того, что получал, уделял нищим, при этом ругая их, чтобы они его не благодарили. Все воздаяние святой Андрей чаял только от Бога, посему и вселилась в него великая Божия благодать, мог он прозревать человеческие тайны, видеть ангелов и демонов, отгонять бесов от людей. Предивно созерцал он рай и высшие Небесные силы, зрел Владыку Христа на престоле славы, во Влахенской церкви видел с Епифанием Пресвятую Богородицу, Своим Омофором осеняющую христианский род. Слушал на Небесах неизреченные глаголы, которые не смел повторить людям. Упокоился он в 936 году и преставился в вечную славу Господа своего.

Юродство Христа ради – один из самых тяжелых подвигов в стяжании христианских добродетелей, поскольку выступает на брань против демонской твердыни, которая именуется гордостью. Человек, вступивший на этот путь, отвергается не только своего богатства и благополучия, воздерживаясь от страстей и похотей, – отвергается самого себя, причем не просто отвергается себя в греховном состоянии, а себя всего.

Мы жаждем хорошо выглядеть, чтобы все говорили про нас только хорошее, – юродивый презирает славу человеческую и даже провоцирует уничижение себя, отвращение к себе своим внешним видом и запахом, чтобы выжечь внутри себя смертельную язву тщеславия и гордыни. Мы знаем тысячи мучеников, священномучеников, новомученников, огромен сонм преподобных, но юродивых можно буквально пересчитать по пальцам... В одном месте Господь сказал богатому юноше: «Если хочешь идти за Мной, продай имение свое и дай нищим». Юноша был мил сердцу Христа, от юности исполняя заповеди Божии, но услышав слово о раздаче богатства, отошел весьма опечаленный.

Здесь имеется в виду не просто богатство материальное (хотя и его раздать – особый сердечный подвиг), а богатство ума, талантов, народного признания, отношения к тебе твоих близких; богатства истинных добродетелей, к сожалению, очень часто человеку недостает: порой ему достаточно, что он неплохой человек, порядочный христианин или достойный благотворитель. Это довольство собой оказывается самой отвратительной мерзостью перед Богом, поскольку человек в конце концов становится богопротивником, себя и свои собственные добродетели ставя на место Бога.

Как говорил Феофан Затворник, очень точно выражая нашу сущность: «сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь якоже прочии человецы». Блаженнейший Андрей, видя в этом опасность для своего спасения, вступил на тропу видимости безумия, чем стяжал великую благодать Божию.

Дело в том, что смирение – цемент всяких добродетелей, без которого даже стройно поставленные камни добрых дел рассыплются при малейшем на них нажиме. Все наши добрые дела без смирения – словно пища без соли. Слово «смирение» в латыни созвучно слову «гумус» – «плодородная земля». Очень часто мирское сознание совершенно не понимает, что такое смирение; кажется, что это пассивность и инфантильность.

Смирение – это доверие Богу. Как сказал Владыка Антоний Сурожский, смирение – это тонкая перчатка на руке хирурга, которая, с одной стороны, защищает от инфекции, с другой – в точности повторяет все движения специалиста. Только эта добродетель дает возможность соединения воли человека с волей Божией, источником мира, радости и счастья.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

«Блаженны невидевшие, но уверовавшие»

Протоиерей Евгений Попиченко

19 октября – память Апостола Фомы Один из Двенадцати великих апостолов сомнением в Христовом Воскресении удостоверил это чудесное и спасительное событие: Господь вновь явился ученикам, чтобы убедить в Воскресении Фому

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс