Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №32 (689) → Сердце – центр духовной жизни

Сердце – центр духовной жизни

№32 (689) / 20 августа ‘12

Андрей ПечеринУ книжной полки

Митрополит Иерофей (Влахос). «Святитель Григорий Палама как святогорец»

Имя святителя знает весь православный мир, который отводит святителю Григорию особое место в числе святых, совершая его память во 2-ю Неделю Великого поста, когда Святая Церковь говорит нам о тайне Божественного света. Значение святителя как проповедника и богослова Нетварного света до сих пор трудно переоценить; современному человеку, воспитанному в культуре антропоцентризма и рассудочного мышления, важно услышать и понять слова святителя Григория, покровителя богословов и вестника Божественной благодати, боговидца. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая рассказывает об Афонской жизни святого и о ее влиянии на все последующее его творчество.

Книга современного богослова и апологета митрополита Иерофея (Влахоса) «Святитель Григорий Палама как святогорец» посвящена пребыванию святителя на Горе Афон и связи его опыта с последующей жизнью и богословием великого учителя Церкви. Митрополит Иерофей привлекает к рассмотрению многочисленные сочинения Фессалоникийского пастыря, труды его учеников и предшественников, раскрывает глубинную связь учения святителя Григория со всей предшествующей святоотеческой традицией.

Во введении автор отмечает, что можно провести параллели между эпохой святителя Григория Паламы и современностью – это очень важное положение, и стоит его особенно подчеркнуть. «Во-первых, – пишет митрополит Иерофей, – мы видим, что стремление людей к Богу день ото дня возрастает. Многие хотят достичь истинного богопознания. Однако некоторые люди, следующие по ложному пути, разочаровываются и приходят к отрицанию Бога. Другие вместо истинного Бога находят различных, так сказать, идолов Бога, которым и поклоняются». Следовательно, и в наши дни существует, если не господствует, идолопоклонство. Мы замечаем, что даже православных христиан можно разделить на две большие группы. В первую группу входят люди, которых справедливо можно было бы назвать последователями ученого монаха Варлаама, вступившего в спор со святителем. Это те, кто ставят на первое место рассудок и возлагают надежду преимущественно на человека. Подобные люди верят, что так можно решить многие проблемы, в том числе и главный жизненный вопрос – познание Бога. Ко второй группе принадлежат те, у кого, подобно святителю Григорию, сердце находится в центре их духовной жизни, – они следуют путем всех святых нашей Церкви, удостаиваются истинного богопознания и истинного причастия Богу. Таким образом, в наши дни существуют два направления, два образа жизни. Но поскольку Церковь считает великим богословом святителя Григория Паламу и его учение является ее учением, то и мы должны следовать именно вторым путем. Поэтому в 13 главах книги автор подробно рассматривает многие аспекты жизни и учения святителя Григория.

Великий Афонский монах предстает перед нами как исихаст, богослов, пастырь, борец за Православие и общественный деятель – в первой главе митрополит Иерофей пишет о значении трудов святителя как для Православия и монашества в целом, так и для Святой Горы в частности, во второй – предлагает читателям познакомиться с жизнью святителя на Афоне.

Как отмечает автор, святой Григорий был не умозрительным философом, но великим отцом Церкви, стяжавшим опыт духовной жизни и достигшим святости, что, по его собственному свидетельству, равнозначно видению Нетварного света. Повествование подкрепляется цитатами из жития святого, составленного сподвижником Паламы святителем Филофеем Коккином, который в свое время деятельно участвовал в канонизации святого.

Прожив долгие годы на Афоне, святитель Григорий проникся духом Святой Горы и сам стал ее ярким представителем. Автор утверждает: невозможно понять святого отца вне исихастской традиции Афона, как невозможно понять жизнь Афона вне жизни и учения святителя Григория. Поэтому в третьей главе митрополит Иерофей рассматривает влияние Святой Горы на учение Григория Паламы и показывает, каким образом святой стал выразителем существовавшей на Афоне исихастской традиции.

4-я глава представляет первый труд святителя Григория Паламы – «Об удивительной и равноангельной жизни преподобного и богоносного отца нашего Петра, подвизавшегося на Святой Горе Афон». По словам автора, этот труд интересен тем, что, во-первых, в нем содержатся уникальные сведения о Святой Горе и монашеском образе жизни на ней и, во-вторых, в нем отражены богословские взгляды самого святого Григория на монашескую и аскетическую жизнь.

В следующей главе митрополит Иерофей рассматривает учение Фессалоникийского пастыря о монашестве, обращая особое внимание на пророческое, апостольское и мученическое служение монахов, и подкрепляет свои утверждения выдержками из гомилий святого Григория.

6-я глава книги посвящена трем духовным дарам: посту, бдению и молитве. Автор постарался показать, что Палама был действительно великим богословом, поскольку он был великим «преподобным», монахом-борцом. С помощью поста, бдения и молитвы, совершаемых согласно православному Преданию и на основании богословских принципов, изложенных великим святым отцом и богословом, и мы можем шествовать по пути духовного совершенства.

Святой Григорий Палама достиг этого совершенства и в своих трудах показывает нам, как молитва связана со всей аскетической жизнью Церкви. Кратко он излагает свое учение в послании «Ко всечестной во инокинях Ксении», в котором говорит «о страстях и добродетелях и о плодах умного делания». В этом послании святитель раскрывает сущность православного монашества – ей посвящена седьмая глава книги.

Восьмая глава говорит о социальном учении святого Григория, девятая – о почитании Пресвятой Богородицы на Афоне. При изучении темы «Святой Григорий Палама как святогорец», по мнению автора, нельзя обойти вниманием исповедание веры, которое носит название «Святогорский Томос» – о нем речь идет в десятой главе; в одиннадцатой автор рассказывает о видении Нетварного света, который ученики созерцали на горе Фавор в Человеческой природе Христа, в двенадцатой – о богословии святителя.

Со словам издателей, книга митрополита Иерофея (Влахоса) стала одним из немногих доступных на русском языке исследований, дающих целостный и всесторонний взгляд на жизнь и наследие великого отца Церкви.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Уроки Православия

Игумен Никон (Воробьев): «Как жить сегодня. Письма о духовной жизни»

Когда в нашей жизни случается какая-то скорбь, нам кажется, что на всей земле так страдаем только мы; но многие и многие люди уже проходили через то же самое и с Божией помощью преодолевали свои беды и печали.

 
Крещение Господне

Земля святого Спиридона

Андрей Полушин

Греческий остров Корфу расположен в Ионическом море; он считается одним из самых прекрасных островов Средиземноморья. Превосходный климат и богатое культурное наследие привлекают сюда многочисленных туристов, а тысячи паломников, православных христиан прилетают на Корфу

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс