Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
28 августа – Успение Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица... Удивительная жизнь, потрясающая Личность, поразительные любовь и смирение перед Богом. В Десятисловии Моисеевом Господь дал Израилю, а через него и всем человекам заповеди. Пятая заповедь: почитай отца и матерь, и хорошо тебе будет, и долголетен будешь на земле. Когда Бог стал Человеком, Он делом явил исполнение этой заповеди. Когда Сын Божий висел на Кресте, перед Его взором оказалась Пресвятая Богородица, и Он, обращаясь к Ней и Своему возлюбленному ученику Иоанну Богослову, сказал: «Жено, се сын Твой!». А ему – «Се Матерь твоя!».
У Иоанна был дом в Иерусалиме на Сионе. Там Пресвятая Богородица поселилась и осталась жить до конца дней Своих. В Свои преклонные годы Она часто молилась Господу и Богу Своему на Елеонской горе, на месте Его Вознесения, чтобы как можно скорее взял Он Ее из мира. Однажды явился Ей Архангел Гавриил и сообщил, что через три дня Она упокоится. Архангел Божий вручил Ей пальмовую ветвь, которую подобало нести перед Ее гробом. С великой радостью вернулась Она домой, пожелав в сердце Своем увидеть всех Христовых апостолов. Господь исполнил Ее желание, и все апостолы, носимые ангелами и облаками, в одночасье собрались в дом святого Иоанна на Сионе. Со светлой отрадой встретила Она учеников Христовых, ободряя их и утешая, а потом без какой-либо скорби и болезни предала Свой дух в руце Божии.
Апостолы взяли ковчег с Ее телом, от которого доносилось благоухание, и в сопровождении многих христиан перенесли его в Гефсиманский сад на могилу праведных Иоакима и Анны. От злобных евреев укрывало их облако по усмотрению Божию. Некий иудейский священник коснулся ковчега, намереваясь его опрокинуть, однако в то же мгновение ангел Божий отрубил ему обе руки. Тогда возопил он к апостолам о помощи и, исповедовав свою веру в Господа Иисуса Христа, был исцелен. На погребении Пресвятой Богородицы, опять же по Божию Промышлению, не присутствовал святой апостол Фома. Было это, чтобы открылась новая тайна о Пресвятой Богородице. На третий день прибыл он и хотел облобызать тело Пречистой Владычицы. Но когда апостолы открыли гроб, то нашли только Плащаницу, а тела во гробе не было. В тот же вечер Пресвятая Богородица в окружении множества ангелов явилась святым апостолам и сказала: «Радуйтесь! – ибо Я с вами во все дни».
С точностью не известно, сколько было Божией Матери лет в момент Ее Успения; преобладает мнение, что в ту пору Она уже перешагнула шестидесятилетний рубеж своего земного жития.
Как разнится смерть праведника от смерти грешника! Как говорится в псалмах Давида, смерть грешника люта. Или даже как отличается смерть верующего от ухода из жизни неверующего. По долгу службы очень часто приходится присутствовать на последних минутах при прощании, на отпевании. Всегда очень внимательно наблюдаешь, как ведут себя люди, как они себя чувствуют, что говорят, как молятся. Бывает, провожают в последний путь не старого еще человека – видно, что при жизни обладал и почетом, и уважением, и земными благами, но как-то все очень сухо, формально, без теплоты, без любви. Конечно, какая-то человеческая скорбь присутствует, но скорбь больше о самих себе – как мы остались, как нам жить.
Иногда приходилось бывать на светских похоронах, когда приглашают в ритуальный зал, в крематорий, и в программе, кроме заупокойного богослужения, еще и гражданская панихида. Профессионал ритуальных услуг выходит и говорит какие-то слова, которые на фоне совершающейся великой тайны, называющейся «смерть человека», кажутся мелкими, пустыми; но их надо говорить, потому что «так положено». Но в них нет истины, поскольку они касаются каких-то общих, поверхностных сведений о человеке – как он жил, скольких детей воспитал, как трудился, какие имеет награды; то, что сейчас уже не имеет никакого значения. А потом очень часто предлагают сказать слово близким и родственникам, и они говорят – каким он был замечательным рыбаком или спортсменом, или как хорошо выполнял в жизни ту или иную функцию. Все, кажется, как-то не так, фальшиво, хотя для этих людей, может быть, и важно, что вместе были проведены годы жизни. Но не это главное, о чем нужно думать и переживать, прощаясь с человеком.
Насколько всегда утешительнее молитвенное обращение Церкви, которое звучит во время отпевания! Если бы ум человека был настроен внимать и понимать, слышать, если бы человек умел молиться (что встречается, к сожалению, очень редко среди тех, кто присутствует на отпевании, – не очень много людей церковных, обученных и воспитанных в уважении к молитве)! Вся сила молитв – в смысле слов, которые должны проникать до сердца и рождать в нем осмысленное сочувствие, обращение к Богу. Если бы мы могли обучиться молитве, то услышали бы всю красоту, величайшую надежду, которая звучит в каждом молитвословии заупокойного богослужения... А еще очень важно настроение, которое сопровождает чин проводов. Редко, но бывает, в молитве приходит мирная, тихая радость. Если такое ощущение присутствует, как говорят опытные духовники, это некоторый признак, что человек прожил жизнь не зря; Господь извещает родных и близких, что человек совершил успение (в этом слове присутствует и спелость, и успех) – то есть достиг окончания жизни, получил венец в конце ее.
В день Успения Пресвятой Богородицы хочется всем нам пожелать, чтобы жизнь была прожита не зря, чтобы мы в какой-то степени могли ощутить восклицание святого Павла: «Жизнь для меня – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти [доставляет] плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас». Дай Бог нам правильного отношения к смерти, а для этого в жизни человек должен успеть выстроить правильные отношения со Христом. Тогда для него жизнь будет Христос, и смерть – приобретение вечной жизни с Богом.
29 августа – празднование перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного образа (убруса) Господа Иисуса Христа В то время, когда Господь наш проповедовал Евангелие и исцелял всякую немощь в людях, жил в городе Едессе на берегу реки Евфрат некий князь Авгарь, больной проказой.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.