Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 11 октября 1968 г.
Дата хиротонии: 19 июня 2011 г.
Дата пострига: 20 марта 1992 г.
Образование:
Епархия образована решением Священного Синода от 23 февраля 1993 года (журнал № 19). Объединяет 67 приходов Русской Православной Церкви Республики Саха (Якутия).
Первые отряды промышленника Пантелея Пянды, казаков Василия Бугора, Антона Добрынского, Мартына Васильева, Ивана Галкина и других побывали на Лене уже в 20-х годах XVII века. Однако датой вхождения Якутии в состав России принято считать 1632 год, когда енисейский казачий сотник Петр Бекетов основал на правом берегу реки Лены острог.
Конечно, всякое случалось в совместной нашей истории – и кровавые стычки, и обман, и вероломство. Но именно потому, что были казаки-первопроходцы православными и не представляли жизни своей без Бога, именно потому, что монахи и священники напоминали своим чадам о милости и любви, присоединение территорий и народов, их населяющих, происходило большей частью мирно, а самое главное, в мире протекала долгая совместная жизнь.
Первый архиерей возрожденной в наши дни Якутской епархии архиепископ Герман (Моралин) писал: «Я думаю, совершенно неверно оценивать Православие как часть колониальной политики царизма. Важно понять, что христианское просвещение было естественным желанием православного царя, деятелей Церкви, многих (конечно, отнюдь не всех) чиновников, промышленников, купцов, всей душой верующих в Бога, – желанием, чтобы народы, которые входили в государство Российское, не пропали во тьме идолопоклонства, чтобы они приобщились к христианской вере… Освоение якутских земель и духовное просвещение народов, их населяющих, шло нераздельно. Это были как бы две параллели».
Царское правительство в XVII – начале XVIII века не ставило задачи распространения христианства среди населения Якутии – просто люди русские не могли жить без Бога и Его служителей. Именно поэтому, когда в 1638 г. царское правительство учредило в Якутском остроге самостоятельное воеводство, было решено послать туда священников. В церковно-административном отношении воеводство было приписано к учрежденной в 1620 г. Тобольской епархии, в состав которой входила вся Сибирь.
В 1641 г., вместе с первыми якутскими воеводами – стольниками П.П.Головиным и М.Б.Глебовым, в Ленский острог прибыли два иеромонаха, два женатых священника и соборный диакон.
Летом 1643 г. воевода П.П.Головин построил новый Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя Преподобного Михаила Малеина.
Важным церковным событием стало строительство в 1663 г. (1664 г.) в Якутске Спасского мужского монастыря – первого на северо-востоке азиатской территории Русского государства (сегодня на его месте находится Якутский государственный музей истории и культуры народов Севера имени Е.Ярославского). Монастырь на многие годы стал основным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни в Восточной Сибири. Оживление миссионерской деятельности в Сибири начинается с назначением на митрополичью кафедру в Тобольске митрополита Филофея (Лещинского, 1702–1711; 1715–1721). Однако значительная отдаленность Якутского уезда от Тобольска, а главное, суровый климат очень затрудняли миссионерскую работу. Поэтому в 1725 г. Святейший Синод принял решение об открытии при Тобольской епархии Иркутского викариатства, в состав которого с 1731 г. вошли якутские церкви.
Теперь процесс христианизации местных народов пошел быстрее, тем более что Иркутские святители стали посещать якутскую паству.
Православные священники не только создают школы, способствуют распространению грамотности, занимаются просвещением, но и предпринимают попытки создания якутского алфавита и перевода духовной литературы на язык, не имевший письменности. В 1812 г. в Иркутске была издана первая религиозная книга на якутском языке «Молитвы. Символ веры и заповеди Божии: начатки вероучения».
27 августа 1852 г., по определению Святейшего Синода, Якутская область отошла к Камчатской епархии, возглавлял которую известный просветитель народов Аляски, Америки и Камчатки – архиепископ Иннокентий (Вениаминов). С его именем связан качественно новый подход к христианизации народов Якутии. Владыка перенес свою Архиерейскую кафедру в г. Якутск. В сентябре 1853 г. он поселился в Спасском монастыре и стал его настоятелем.
На новом месте святитель созидает новые храмы, открывает и благоустраивает приходы, занимается призрением сирот, создает церковно-приходские школы.
Святитель Иннокентий создал и возглавил комитет по переводу священных и богослужебных книг на языки народов Якутии.
19 июля 1859 г. в Троицком кафедральном соборе впервые состоялась Божественная литургия на якутском языке. Евангелие на якутском языке читал сам святитель Иннокентий.
Святитель понимал, что для удобства миссионерского дела Якутия должна быть самостоятельной епархией. В ответ на его многократные прошения в конце 1869 г. был издан царский указ об учреждении Якутско-Вилюйской епархии. 29 марта 1870 г. в г. Якутске состоялось ее торжественное открытие. Первым епископом стал Владыка Дионисий (Хитров).
Преосвященный Дионисий 43 года, с 1841 по 1883 прослужил Богу и людям на якутской земле. Он исходил всю ее вдоль и поперек своими ногами, объездил на собаках, оленях, лошадях; в утлых лодках пускался в плавание по рекам и Ледовитому океану, каждый год совершая путь до 10 тысяч верст.
Роль православного духовенства в развитии культуры, образовании, просвещении народов Якутии просто неоценимы. Священники многие годы оставались самыми образованными людьми в улусах. Некоторые из них были врачами, учеными, занимались лингвистикой, этнографией, вели естественнонаучные наблюдения, участвовали в научных экспедициях.
Деятельность Православной Церкви имела решающее значение в создании системы народного образования в крае. К концу XIX в. в церковно-приходских школах получала образование будущая элита якутского народа.
Трудно переоценить роль православного священства в деле создания якутского литературного языка. По существу, якутская литература (как и русская) стала побочным продуктом христианской проповеди. Так же, как и славяне, народы Якутии не имели грамматики; как и в России, в Якутии письменность была создана ради того, чтобы донести до людей слово Божие на их родном языке. Благодаря появлению якутского письма и распространению его через систему церковно-приходских школ был сохранен древний якутский эпос «Олонхо», фольклорные, исторические, этнографические сведения. Была заложена основа для появления национальной литературы.
Православие стало тем духовным фундаментом, на котором выстраивалась совместная жизнь разных народов, населяющих Якутию.
После Октябрьской революции в результате широкой атеистической работы в республике было разрушено практически все, что с таким трудом насадили православные миссионеры и священники. Все храмы и духовные учебные заведения были ликвидированы. В 1939 г. в Якутске закрыли последний православный храм на северо-востоке России – Николаевскую церковь.
Но никогда в Якутии не было такого большого количества священников и архиереев, как в годы репрессий. Сюда ссылали за веру исповедников Христовых, ни числа, ни имен которых мы сегодня не знаем в полноте. Республика стала голгофой для сотен священнослужителей и мирян-исповедников. Как говорил епископ Якутский и Ленский Зосима, «Колыма – антиминс России: здесь вся земля пропитана кровью новомучеников».
Началом возрождения Православия в республике следует считать 1983 г., когда благодаря усилиям верующих г. Якутска Совет по делам религии при Совете Министров СССР принял решение о регистрации прихода в г. Якутске. Им стал первый молитвенный дом во имя Святителя Николая Чудотворца. Затем появились молитвенные дома в городах Олекминске и Нерюнгри.
Решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода Русской Православной Церкви от 23 февраля 1993 г. Якутско-Вилюйская епархия была восстановлена, и ее первым епископом стал Преосвященный Герман (Моралин).
Никольская церковь, деревянное здание которой было выстроено еще в 1718 г., считается в городе одной из старейших. Место, где она была расположена, указать можно только приблизительно. Со временем деревянное здание храма, вероятно, пришло в ветхость или сгорело. В полутора верстах к западу от города за озером, бывшем некогда протокой Лены, обозначался православный храм, что примерно соответствует современному местоположению Свято-Никольского собора.
Предложение о сооружении на том месте нового храма, предназначенного исключительно для совершения погребальных обрядов, было поднято купцом 2-й гильдии Иваном Яковлевичем Шиловым и поддержано горожанами, собравшими необходимую сумму путем пожертвований.
В 30-е годы ХХ в. с колокольни церкви были сброшены колокола. По счастливой случайности, уцелели все помещения церкви и их первоначальный вид сохранился почти без изменения. После переезда в начале 1990-х годов размещавшегося в храме республиканского библиотечного коллектора храм был передан в ведение вновь учрежденной Якутской епархии.
Благодаря настойчивости и стараниям тогдашнего епископа Якутского и Ленского Германа 8 октября 1995 г. состоялось открытие и оснащение восстановленного градо-якутского Свято-Никольского кафедрального собора.
Известный исследователь деревянного зодчества Руси академик А.В. Ополовников так писал об этой церкви: «Прекрасная, чистая и незамутненная чуждыми влияниями архитектура зашиверской церкви – само олицетворение эстетических идеалов древнерусского деревянного зодчества. Даже утраты – отсутствие галереи и крыльца не снижают художественного образа церкви и ее качеств как классического произведения большого и высокого искусства».
Интересна судьба этой церкви. Она была построена в 1700 году мастером Андреем Хабаровым в Зашиверске, городке стоявшем на берегу реки Индигирка в северо-восточной Якутии. Сам городок, основанный первыми русскими землепроходцами в 1639 году, был административным, торговым и духовно-культурным центром всего Колымско-Индигирского края, пока эпидемия «черной оспы» в 20-х годах XIX столетия не погубила почти все население городка. Практически все постройки опустевшего городка со временем исчезли, но Спасская церковь,построенная из лиственицы, продолжала стоять. В 20-е годы уже XX века на одиноко стоящую в тундре церковь натолкнулись геологи. Их записи привлекли внимание ученых в 70-е годы, когда была сформирована специальная экспедиция для обследования сохранности храма. Было решено перевезти ее в музей под открытым небом в районе новосибирского Академгородка и восстановить в качестве музейного экспоната. В восстановленном виде церковь из Зашиверска и врата со звонницей находятся в музее-заповеднике деревянного зодчества новосибирского Академгородка.
Web-сайт Якутской и Ленской епархии: http://eparhia.ya1.ru/
1 июля 2012 года десятый раз открылась смена православного лагеря храма Петра и Павла города Полевского Программа в лагере каждое лето разная – на случай, если кто-то из ребят захочет поехать снова. Так что количество детей ежегодно увеличивается
(Окончание. Начало в № 26–27) Разрушительные мифы о РоссииИстория является не только наукой, но и основой идеологии государства. В народной памяти она хранится в виде мифов. Это совершенно естественно, так как не каждый способен воспринимать историю как науку, то есть со всей ее терминологией и фактологией.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.