Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
17 мая 2012 года вся Полнота Русской Церкви отмечает торжество Православия и единения. Пять лет назад в праздник Вознесения Господня в кафедральном Храме Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью за границей. Прошло достаточно времени, чтобы оценить значение этого события. Для этого мы встретились с руководителем Управления Московского Патриархата по зарубежным учреждениям архиепископом Егорьевским Марком.
– Владыка, насколько Акт о каноническом общении был своевременным и оправданным?
– Событие очень важное. Об этом уже много раз говорили и покойный Патриарх Алексий, и ныне здравствующий Святейший Патриарх Кирилл, говорили и руководители государства и церковных общин. Самое главное – это событие открыло возможности для нашего общения. Конечно, представители духовенства и мирян общались и ранее друг с другом. Стена, которая нас разделяла, не была абсолютно глухой. Приезжали к нам и священники, и иерархи, и миряне, знакомились с жизнью Русской Церкви. Они понимали, что многие из прежних установок, которые существовали за границей по отношению к Московскому Патриархату, устарели. Русская Церковь сегодня свободна, самостоятельна, и церковные общины в России – это настоящие очаги духовной жизни. И не нужно путать идеологию и Церковь. Церковь жива, хотя долгие годы находилась под прессингом идеологии и административных барьеров.
Был ли своевременным Акт о каноническом общении? Хотелось бы, чтобы он был подписан еще раньше, ведь, начиная с перестройки, многие известные архиереи и миряне говорили о необходимости единства. К сожалению, этот процесс был заторможен из-за косности человеческой, в том числе и косности высших иерархов, в частности Предстоятеля Церкви за границей митрополита Виталия: он остался во власти старых схем. Но, слава Богу, Господь поставил новый светильник – митрополита Лавра, который оказался в состоянии преодолеть старые штампы и взглянул правде в глаза. Слава Богу, этот акт совершился. Слава Богу, что мы имеем возможность вместе служить, молиться, общаться – это огромное благо для всех людей. Это явилось спасением, в первую очередь, для Православной Церкви за границей, ведь там многие приходы оказались без прихожан. По ходу истории мы подбирали некоторые приходы, которые остались без священников. Так наши священники стали служить в Тегеране, так Московскому Патриархату отошел приход в Марокко. Были и другие примеры. Слава Богу, что нас теперь ничто не разделяет. Преграды между нами упали, и храмы зарубежья наполнились верующими, которые выехали из бывшего Советского Союза и молятся теперь там.
– Насколько тесно общаются заграничные приходы Московского Патриархата и приходы Зарубежной Церкви?
– Очень многое зависит от священников. Общаются и иерархи, и священники. Общение есть на разных уровнях. На уровнях Архиерейских Соборов, Межсоборного присутствия, на уровнях комиссий Межсоборного присутствия. Я тоже принимал участие в работе двух таких комиссий – Литургической и по Приходскому служению, в них принимали участие и представители Зарубежной Церкви, их вклад был значительным и очень интересным.
Я еще несу послушание управляющего Венской и Австрийской епархии и вижу, как священники подменяют друг друга при необходимости, и это правильно. Я согласен со своим тезкой Владыкой Марком, который сказал, что нам нужно переходить на другой уровень общения, когда исчезают разделения административного характера, когда священники должны общаться друг с другом, с паствой, помогать друг другу, не обращая внимания на то, кто к какой епархии относится – Московского Патриархата или Зарубежной Церкви.
Есть священнослужители, которые еще находятся в зависимости от старых штампов. Мне приходилось беседовать и с такими, когда я освящал некоторые из приходов Зарубежной Церкви, и скажу, что многое в таких случаях основывается на недомыслии. Но нужно время и нужно работать, чтобы у священников исчезала настороженность, нужно объяснять, что мы никого не собираемся поглощать, чтобы возникало чувство доверия. Мы соединялись, соединяемся и интегрируемся еще глубже. Наша задача – не власть над людьми и не собственность церковная, наша задача – души людей, потому что нет ничего важнее заботы о человеческих душах. Сейчас, когда большое количество людей выехало из бывшего Советского Союза, мы понимаем, что эта огромная паства нуждается в помощи, и некоторые наши приходы не в состоянии поднять эту ношу. И приходы Зарубежной Церкви тоже порой не в состоянии сделать что-то существенное, поэтому мы должны эту работу делать сообща. Делать так, чтобы люди, которые выехали за границу, оставались чадами Русской Православной Церкви, не растворялись в иноконфессиональных сообществах, а понимали, что они русские, что они чада Русской Православной Церкви.
– И все же, несмотря на положительную динамику, есть священники и целые приходы, которые не поддержали воссоединения Церквей и откололись. Ведется ли какая-нибудь работа по их воссоединению?
– Работа ведется. Представители Зарубежной Церкви посещали эти приходы. Кто-то из этих приходов понимает абсурдность своего положения, но не все так просто. Иногда бывает так, что большинство за вхождение в состав единой Церкви, а люди, которые находятся во главе прихода, стоят на старой позиции. Почему? Потому что они боятся утраты своего влияния, считают, что должны быть самостоятельными и пользуются своей независимостью, чтобы просто оставаться у руля каких-то приходов. Имеет место либо просто недомыслие, либо соблазн власти. Большая часть приходов, которые остались за рамками единой Церкви, располагается в Латинской Америке. Мы не можем сказать, когда проблемы будут разрешены и как будет развиваться ситуация, это зависит от всех нас.
– Есть нерешенные вопросы между двумя частями Церкви? Насколько они глобальны и какова перспектива их решения?
– Я бы не сказал, что существует большое количеств нерешенных вопросов. Есть вопросы практического характера, и они решаются, поскольку мы находимся в постоянном диалоге. Это вопросы канонического характера, вопросы, связанные с паствой или пастырями. Мы помогаем Зарубежной Церкви, в частности, с кадрами. Иногда получаем просьбы от Предстоятеля Зарубежной Церкви с просьбой направить какого-то священника в какую-либо епархию или получаем просьбы от конкретных архиереев. Мы смотрим, беседуем, Святейший Патриарх благословляет в такие приходы, и после этого священники получают назначения на приходы Зарубежной Церкви. Мы считаем важной такую помощь, потому что кадровый потенциал у Зарубежной Церкви, к сожалению, ограничен.
Есть некоторые вопросы имущественного характера, например, на Святой Земле, но мы их решаем, и проблемы Иерихона, Хеврона сегодня не имеют прежней остроты. Мы стараемся работать вместе, чтобы имущество, которое есть, будь то имущество Московского Патриархата или Зарубежной Церкви, служило людям, служило паломникам.
Были некоторые попытки воспринимать имущество Зарубежной Церкви, как имущество организации как таковой. Мы разъяснили, что у нас другая позиция. Несколько лет назад при старом руководстве были осуществлены продажи земли, в частности, на Святой Земле. Наша позиция – недвижимость на Святой Земле является достоянием всего русского народа. Ее нельзя рассматривать как принадлежность какой-либо одной миссии, как имущество организации. Поэтому это достояние нужно сохранять и использовать на благо всего народа, на благо паломников, на благо Церкви.
– В свое время, еще до подписания Акта о каноническом общении, на территории России было создано много приходов Зарубежной Церкви. Какова их судьба?
– Приходов было создано не так много, некоторые из них были мертворожденными. Туда устремились люди, недовольные своими архиереями, часто находившиеся в сложном положении, под каноническими запрещениями. А паству не обманешь, люди знают, кто настоящий пастырь, поэтому к таким священникам народ не шел. Из-за границы трудно было разобраться, кто есть кто. Там считали, что архиереи находятся под некоей административной властью и являются административными работниками, а все было не так. Потом представители Зарубежной Церкви поняли, что были введены в заблуждение проходимцами. Многие из этих приходов сразу же исчезли, некоторые священники вернулись в каноническую Церковь. После Акта о воссоединении был определен переходный период в пять лет, после чего приходы, которые располагаются на территории России, должны влиться в состав епархий Московского Патриархата. Мы надеемся, что вся эта история с приходами РПЦЗ на территории России скоро закончится.
– Сколько зарубежных приходов насчитывает сейчас Русская Православная Церковь?
– У нас за рубежом около 400 приходов более чем в 50 странах мира. Приходов много, открываются новые, причем достаточно активно. С одной стороны, радует, что люди не забывают Церковь, с другой – жалко, что они уезжают куда-то далеко из своего Отечества. Я говорю о приходах именно Московского Патриархата. Мы, конечно, взаимодействуем с Зарубежной Церковью. Но административно наше Управление занимается приходами Московского Патриархата. А зарубежными приходами Зарубежной Церкви занимается Синод РПЦЗ.
– Некоторые паломники, приезжая за рубеж и видя на церквах таблички «Русская Православная Церковь за границей», смущаются этой надписью. Стоит ли смущаться? Подписан Акт о каноническом общении – может быть, имеет смысл переделать эти таблички?
– Структура Православной Церкви за границей сохраняется, но для людей важно следующее: если в приходах поминается Патриарх Московский и всея Руси, значит, приход находится в составе Московского Патриархата, в составе единой Церкви. Критерий – не табличка, а молитва о Патриархе, о Предстоятеле нашей Церкви.
– Каковы перспективы диалога между Московским Патриархатом и Русской Церковью за границей?
– Не будем опережать события. Не принципиально, как именно административно управляется Православная Церковь за границей. Не стоит торопиться людям, Господь все устроит Сам. Постепенно будет найдена оптимальная система взаимодействия. В некоторых случаях мы предлагали модель более тесного единства, в частности, по нашим представительствам в Иерусалиме. Но не всегда Зарубежная Церковь оказывалась готовой к этому. Я считаю, что не важно, как будут управляться приходы, самое главное, что мы общаемся, любим друг друга, узнаем друг друга, друг с другом служим, друг за друга молимся. Это – самое важное сокровище. И стремимся протянуть друг другу руку братской помощи. Мы общаемся у Евхаристической Чаши, и мы говорим друг другу: Христос посреди нас.
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
24 июля – день памяти святой равноапостольной Великой княгини Российской Ольги «Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее
В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.