Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (683) → Преосвященнейший Сергий: «Монашество – прямой путь в Царство Небесное»

Преосвященнейший Сергий: «Монашество – прямой путь в Царство Небесное»

№26 (683) / 2 июля ‘12

Событие

Поучение новопостриженной монахине

В женском монастыре во имя Преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны города Алапаевска Преосвященнейший Сергий, епископ Каменский и Алапаевский, совершил монашеский постриг в малую схиму.

При постриге в малую схиму, или в мантию, постригаемый дает Богу обеты безбрачия, послушания (настоятелю и братии) и нестяжания. С пострижением волос ему нарекается новое имя, он облачается в монашеские одежды и именуется мантийным монахом, или просто «монахом».

По совершении пострига Владыка Сергий преподал Архипастырское наставление новопостриженной монахине и сестрам обители, в котором напомнил об отсечении самоволия и предании себя воле Божией.


– Во имя Отца и Сына, и Святого Духа.

Одним из таинственных действий Церкви, которое по праву может считаться таинством покаяния сугубейшего, является монашество, монашеский чин, в котором человек не только на словах исповедует свои немощи – обещает исправить жизнь свою по христианским обычаям, законам и заповедям и решительным действием становится на путь служения Богу по заповедям Его. Монашество – это беззазорный, прямой, как никакой другой, путь в Царство Небесное.

В монашестве человек решительным образом усвояется Богу и вместе с древним пророком к Богу обращается словами: «Твой есмь аз, спаси мя: яко оправданий Твоих взысках» (Пс. 118, 94). Это надо всегда помнить, и как только мы ощутим в сердце своем лукавое действие плоти и диавола: «Может быть, ошибка, не тот путь выбрал?», нужно изгонять такой прилог решительным образом! Господь избрал, и мы уже не имеем права, взявшись за плуг, озираться назад. В монашестве дается человеку последний шанс спасения, и перемена жития исключается.

Но верен Господь, и за нашу решимость и самоотвержение Он непременно подаст обетованные блага Небесные и вчинит нас там, идеже Он Сам пребывает, в селениях вместе с праведными. Ставши на путь монашеского делания, человек должен в первую очередь отрешиться от своей воли, и не только воли, но и разума своего. Это очень сложно, особенно человеку, который уже привык руководствоваться своим разумом, в котором разум приобретает некую силу самодовлеющую, авторитет. Такому человеку сложно. Потому здесь поприще борьбы открывается для каждого вступающего на путь монашеского делания.

Воли и разума отвержение должно быть полнейшим. Это не значит, что ум совершенно куда-то исчезнет, он будет, но его постепенно, мало-помалу каждый монах умеет особым образом заменить на разум Божий. Происходит это исподволь, незаметно, но если не трудиться в этом направлении, то можно возрасти в гордыне монашеской. «Гордость же бывает мирская и монашеская: мирская гордость есть та, когда кто гордится пред братом своим, что он богаче или красивее его, или что носит лучшую, нежели тот, одежду, или что он благороднее его. Итак, когда мы видим, что тщеславимся сими (преимуществами), или тем, что монастырь наш больше или богаче (других), или что в нем много братии: то мы должны знать, что находимся еще в мирской гордости. Случается также, что тщеславятся какими-либо природными дарованиями. Сии преимущества лучше первых, однако и это мирская гордость. Монашеская же гордость есть та, когда кто тщеславится, что он упражняется в бдении, в посте, что он благоговеен, хорошо живет и тщателен. Случается также, что иной и смиряется для славы. Все сие относится к монашеской гордости» – поучает авва Дорофей («О смиренномудрии»). Вот для того и нужно читать творения святых отцов духоносных. И особенно на первых порах надлежит новоначальному иметь настольной книгой своей поучения аввы Дорофея. Когда уже затвердится в сознании что-то, тогда можно другое изучать, но в первую очередь читать авву Дорофея и Священное Писание, Евангелие, Новый Завет, чтобы ум наш сподручнее и быстрее «переквасился» из плотского в духовный, Евангельский, Божественный. Вот тогда и произойдет отсечение разума. А отсечение воли нужно уже начинать сейчас.

Если человек, в монашестве сущий, по своей воле что-то начинает делать – у него ничего не получится. Многие любят помогать самовольникам, у нас же люди такие жалостливые: «Ну как же матушкам не помочь?» И спешат помочь, а помогать-то тут нечего, ибо делание-то не Божие творится. Поэтому иногда и приходится монашеские дела, особенно Правящим Владыкам, разгребать, нивелируя их до нуля, потому что все сотворили, оказывается, во имя свое, а во имя свое не нужно ничего делать. Нужно творить во имя Христово, во имя Божие, тогда дело устоит. В противоположном случае все эти дела разрушаются, как самовольные.

Равнозначно монашество – и монастырское, и монашество в миру. Нельзя сказать, что монах в монастыре особый, а в миру живущий имеет какую-то «второсортность». Ни в коем случае! Монашество едино. И там, где есть монах, там и монастырь. Бывает, что и в монастыре о монашестве мало понимают, а бывает и наоборот. Потому как монах свой монастырь, как улитка, носит за собой. Это надо иметь в виду, пребывая в любом месте.

Конечно, безусловно сподручнее всего монахам подвизаться вместе, составлять монашеское общежитие, монастырское житие – оно удобнее. Но каждому Господь ко спасению свои собственные пути показует и каждого поставляет только в такие условия, которые ему более всего удобны, спасительны, более исполнимы.

Да хранит Вас Господь, новопостриженная монахиня Магдалина. Вы постригаетесь в этом небольшом, но все-таки святом и славном монастыре в память преподобномучениц Елисаветы и инокини Варвары. Имейте с ними духовную связь, она непременно должна сохраняться, ибо именно здесь началось Ваше рождение. Обращайтесь к матушке настоятельнице за советом.

Надлежит нам всем много советоваться, совета испрашивать и великим, и малым – все должны жить по совету опытных или более опытных. Мы не говорим, что кто-то достиг высшего, кто-то ниже, но каждый в меру своего опыта, который приходит с годами, со временем, с борьбой внутренней, с решимостью сердечной. Бывает человек опытный в молодых летах – и, напротив, в старости не обладает нужным духовным опытом. Поэтому нужно всегда спрашивать: в момент вопрошания бесовские козни рушатся, ибо само вопрошание есть особый таинственный акт смирения. А где смирение, там нет места лукавому. Потому не стыдитесь, не бойтесь, не стесняйтесь спрашивать у старших и у младших – у всех, но не руководствуйтесь своим разумом. Разум может всегда подвести – надмевает, кичит и тем дает место действию вражьей силы. Аминь.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Александр Балглей: Дети нуждаются в особом покровительстве

Беседовал Александр Сергиенко

В эфире телеканала «Союз» исполняющий обязанности благочинного Никольского округа викариатства новых территорий города Москвы протоиерей Александр Балглей Тема нашей беседы – дети в Церкви.

 
Патриотизм

Россия! Встань и возвышайся!

Петр Мультатули

К 1150-летию российской государственностиВ 2012 г. исполняется 1150 лет образования Российского государства. Указом предыдущего Президента РФ Д.А.Медведева эта дата будет широко отмечаться в России. Ее празднование должно послужить «дальнейшей консолидации российского общества»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс