Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (680) → Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Пока мы живы, надо надеяться на милосердие Божие»

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Пока мы живы, надо надеяться на милосердие Божие»

№23 (680) / 11 июня ‘12

Беседовал Евгений ЗызинАрхипастырь

Историческое событие

– По традиции, начинаем с вопроса ведущего. Владыка, в мае 2012 года Русская Православная Церковь отметила пятилетие подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, это событие положило конец болезненному и драматическому расколу. Что еще можно добавить к этим словам спустя пять лет?

– Вспомним народную мудрость: время – лучший лекарь. Любое событие в нашей жизни – его положительное или отрицательное значение оценить сложно; только время показывает, правильное было принято решение или неверное. Что касается решения об объединении двух частей Русской Православной Церкви, это действительно великое историческое событие.

…И совесть чиста

– Переходим к ответам на вопросы наших зрителей. Вера, 72 года: сын отравился алкоголем и умер, попадет ли он в Царствие Небесное, если за него молиться?

– Попадет ли он в Царствие Божие, трудно сказать, это все-таки не наша Рязанская канцелярия, это – Царствие Божие, это решение Божие. Мы как-то уже говорили, что люди, которые употребляют алкоголь или наркотик, ведь не стремятся убить себя, их нельзя отнести к категории самоубийц. Но, с другой стороны, надо помнить и слова апостола, который сказал, что пьяницы не наследуют Царствие Божие, потому что алкоголь, как и наркотик, – одурманивающее средство. Это, если хотите, добровольное сумасшествие. Огромное количество преступлений совершается под действием алкоголя или наркотиков. В этом состоянии человек, конечно, не будет молиться, не будет обращаться к Богу, не будет совершать хорошее и доброе, не будет исполнять заповеди. Жизнь его будет совершенно противоположна Евангелию и христианскому духу. Но, как правило, и мы об этом говорим, это – люди, которые не получили духовного воспитания в семье, в школе. Душа по природе христианка, она стремится к благу, но не понимает, что благо – это Бог, что благо в Церкви подается Божественной благодатью и к нему надо правильно идти. Для родителей, для близких это трагедия, но у нас есть утешение церковное. Утешение – это церковная молитва, поминовение усопших. И пока мы не знаем четкого решения Суда Божия, пока мы живы, конечно, надо молиться, надо обращаться к Богу, надеяться на милосердие Божие и стараться творить дела милосердия – в надежде, что Господь услышит нашу молитву и помилует этого человека.

– Наталия, 39 лет: на работе принято отмечать день рождения, может ли она, христианка, приносить на такие вечеринки спиртное?

– Наталия, поскольку вы задаете этот вопрос, значит, совесть-то вам подсказывает, что тут что-то не то. Чтобы вас совесть не мучила, принесите торт, хороший чай или кофе и этим угостите, но не приносите алкоголь. Во-первых, сегодня это не принято, на многих предприятиях пресекается очень серьезно. Чтобы вас никто не упрекнул, чтобы совесть вас не упрекала, чтобы после этого застолья, не дай Бог, не случилось какого-то ЧП на рабочем месте, принесите безалкогольное угощение, отметьте свой день рождения таким вот здоровым образом; и совесть ваша будет чиста, и все будут довольны.

– Виктор, 34 года: в Евангелии сказано, что Христос пришел спасти не праведников, а грешников, а на Литургии поется: «Господь любит праведники», а также: «Господи, спаси благочестивые». Нет ли в этом противоречия?

– Нет, здесь есть нечеткое понимание того, что происходит на Литургии. Действительно, Господь пришел спасать человека, и Он говорил, что не здоровый нуждается во враче, а больной; Христос Спаситель, Сын Божий пришел на землю спасти погибающий человеческий род и каждого человека.

А что касается этих текстов, то они взяты из Ветхого Завета. Действительно, Господь обращает особое внимание к праведникам. Но здесь проявляется, может быть, несовершенство нашего языка: мы иногда пытаемся объяснить что-то, что касается Бога, Божественной Премудрости, Божественного Промысла, не Божественными категориями, а человеческими. Мы Богу приписываем, к сожалению, наши человеческие слабости – любит Бог, наказывает Бог, скорбит, печалуется; все эти качества присущи человеку, а Богу-то они не присущи, потому что Господь – это всесовершеннейший Дух. Но мы пытаемся об этом рассказать, пытаемся человеку объяснить: если ты будешь праведником, то и о тебе будет радоваться Господь (хотя Сам Господь Иисус Христос говорил, что на Небе бывает радости больше об одном кающемся человеке, нежели о девяноста девяти праведниках). В Литургии много собрано элементов: что-то из Ветхого Завета, из Псалтири, из чтений пророческих, новозаветные тексты читаются. Просто надо повнимательнее изучить смысл и значение Божественной литургии, и тогда вам станет ясно, что на Литургии нет никаких противоречий.

Все в храме делается для спасения

– Тамара, 45 лет, спрашивает: трехлетний ребенок очень агрессивен, его довольно редко водят в храм. Связано ли одно с другим?

– Конечно, связано. Я иногда обращаю внимание на малышей, которых приносят с самого раннего возраста в храм: они по-другому себя чувствуют, у них нет агрессивности, нет испуга от большого собрания людей и песнопений церковных. А детей, которые редко бывают в храме, конечно, пугает большое количество людей и музыка незнакомая.

Но, с другой стороны, не надо слушать тех, кто говорит: «надо ребенка крестить – тогда он пугаться не будет, его надо причастить – тогда он спать на службе не будет». Это совершенно разные понятия, и мы крестим, исповедуем или причащаем ребенка не для того, чтобы он не пугался. Все, что делается в храме, делается для спасения и младенца, и ребенка, и взрослого человека. Но процесс становления и преображения всю жизнь должен проходить.

Я думаю, чем раньше ребенок будет приходить в храм, тем лучше будет. Когда ребенок стоит рядом с родителями в храме, это имеет огромное воспитательное значение: ему хочется покрутиться, побегать, попрыгать – а тут надо стоять, и у ребенка вырабатывается особое чувство, усидчивость, воля воспитывается, если хотите. Поэтому приводите ребенка в храм, и он у вас будет воспитанный, мужественный, хороший человек.

– Таисия, 71 год, из Челябинска спрашивает: большинство молитв написано как бы от имени мужчин, как их должны читать женщины?

– В молитвословах даются молитвы для образца, как нужно молиться, и там действительно мужские имена. Так складывалась жизнь, что подвижники благочестия достигали высот духовного совершенствования, и их ученики этот опыт перенимали и излагали на бумаге, так до нас дошло святоотеческое духовное наследие. Но это не значит, что, допустим, преподобная Мария Египетская не молилась. Она молилась. Но я совершенно четко могу сказать, что она не молилась по молитвослову, потому что она никогда не ходила в храм, она не читала ни Евангелия, ни молитв, которые мы с вами сейчас читаем. Но она же все равно молилась. А поскольку у нее не было учеников (она была в пустыне одна), нам не осталось наследия о том, как она молилась. Я не исключаю, конечно же, она молилась так, как ее сердце призывало, как душа ее обращалась к Богу. Поэтому, я считаю, в храме надо молиться так, как у нас принято, от мужского имени. А если вы молитесь дома, келейно, думаю, будет правильно молиться от женского.

Антихрист тот, кто отвергает Христа

– Лидия, 52 года, из Невинномысска: прочитала брошюру какого-то игумена Антония, он пишет, что в Иерусалиме уже утвердился антихрист, правда ли это?

– Неправда. Молва людская, сплетни почему так бушуют в наших сердцах? Потому что мы склонны слушать что-то таинственное, сокровенное – такая наша испорченная природа. Официозу мы не всегда верим, официоз особенно в советское время себя дискредитировал, особенно наши газеты – никто не верил тому, о чем там было написано. Говорили: ты читай между строк – там все сказано.

Что касается антихриста, я специально взял выдержки из Священного Писания и хотел бы сказать словами апостола евангелиста Иоанна Богослова, который в своем Первом Послании, вторая глава, 18-й стих, говорил: « Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». И дальше: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши <...> Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына». Во Втором Послании апостол евангелист Иоанн Богослов пишет: «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист». Вот вам и ответ.

Антихрист, как говорит евангелист Иоанн Богослов, – это тот, кто отвергает Иисуса Христа. Когда мы говорим, что где-то уже воцарился антихрист, здесь, конечно, имеется в виду и последнее время, апокалиптическое, и уже говорится о том самом антихристе, который будет совершать мнимые чудеса для прельщения людей, который ожидается перед Вторым Пришествием Христа. Но надо сказать, что антихрист не будет воплощаться, он не сможет, потому что не в состоянии повторить то, что произошло с Иисусом Христом. Только Сын Божий Воплотился, Он родился во Плоти, принял на Себя человеческую Плоть. А у антихриста такого не будет.

Антихристами не рождаются, а становятся. То есть люди, которые принципиально встают на богоборческий путь, будут обладать этими качествами и будут обманывать и прельщать людей. Но это не будет повторением Рождества Иисуса Христа. Я бы в этом случае порекомендовал: не ждите, не ищите сообщений, что вот там родился, а там уже воцарился антихрист. Лучше используйте время для совершенствования, для дел добра, любви и милосердия.

– Следующий вопрос – от Николая, 25 лет, из Воронежа: что Православная Церковь противопоставляет деятельности религиозных сект?

– Я в таких случаях всегда говорю, что самое лучшее для любого человека, который проповедует Евангелие, – это живая вера в Бога, это наш образ жизни. Я очень часто напоминаю: обратите внимание, сколько к нам приходит и приезжает миссионеров-пропагандистов, какие только учения они нам не приносили и не приносят, как только они не соблазняли людей. А вспомните наших миссионеров – я часто провожу пример тех, кто прибыл на Аляску из Валаамского монастыря. Они приходили к людям с миссией Евангельской, с проповедью Евангелия, они с собой приносили Евангелие, молитвослов, Псалтирь и некоторые богослужебные книги. Они жили праведно, и это было самым главным свидетельством того, что с ними Бог. А применять какие-то административные, политические меры к сектантским учениям, как правило, бесполезно.

Самое лучшее – это наша с вами святая праведная жизнь. И, конечно же, не следует поддаваться этому лжеучению, продаваться за чечевичную похлебку. Вспомните, в постсоветское время очень много привозили ведь нам гуманитарной помощи и за чечевичную похлебку пытались купить души россиян. Не поддавайтесь этому, придерживайтесь Евангелия, пытайтесь жить теми традициями, которыми жили наши родители, наши предки, храните веру Православную, ходите в храм, молитесь. И тогда никакие сектанты не смогут противопоставить нам ничего.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): пятница 11.00, воскресенье 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Церковный календарь

В поисках Бога

Протоиерей Евгений Попиченко

24 июня – день памяти святого апостола Варфоломея В Евангелии его именуют еще Нафанаилом. Удивителен момент призвания этого святого ученика Христа на апостольское служение.Когда Христос вышел на общественную проповедь и стал выбирать для Себя учеников, по какому принципу Он их выбирал?

 
Беседы с батюшкой

Игумен Дамиан (Залетов): Отдых не должен расслаблять духовно

Беседовал Александр Сергиенко

Клирик храма Троицы Живоначальной в Конькове, кандидат богословия игумен Дамиан (Залетов) в гостях на телеканале «Союз» – Тема сегодняшней беседы – христианский отпуск. Почему люди устают– Батюшка, наступила теплая пора, многие уже решили, как проведут отпуск. Каким он может быть?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс