Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (678) → Сердце, открытое молитве

Сердце, открытое молитве

№21 (678) / 28 мая ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

6 июня – день памяти преподобного Симеона Столпника Дивногорца

Родился святой в 521 году в Антиохии, еще в младенческих годах отличался строгим воздержанием. На пятом году жизни он лишился отца, погибшего во время землетрясения, а два года спустя умерла и его мать. Вскоре после смерти матери Симеон увидел сон. Ему явился Господь, окруженный множеством ангелов и праведных. Господь судил людей, и виделся на востоке рай, на западе ад. И был голос Господа к Симеону: «Видишь, что уготовано любящим добродетель и что предназначено злым. Угождай же Богу, чтобы получить те блага, которые уготовал Он для любящих Его».

Это видение имело такое сильное действие на юного Симеона, что он проникся желанием служить Богу и получить награду с праведными. Строги и суровы были иноческие подвиги Симеона. Подвизаясь на столпе, он хранил самое строгое воздержание в пище, пил только воду и ел хлеб, да и то не каждый день. Прошло несколько лет, и молва о подвигах Симеона распространилась по окрестным местам. Много чудес совершил подвижник во время пребывания на столпе: помогал находившимся в бедах на суше и на море, исцелял слепых и прокаженных, воскрешал мертвых и возвещал будущее. Но, тяготясь множеством посетителей и ища полного уединения, Симеон оставил столп и переселился на пустынную гору, названную впоследствии Дивной (откуда и наименование великого подвижника – Дивногорец). На этой горе Симеон, рукоположенный во пресвитера от епископа Селевкийского Дионисия, основал обитель и для себя поставил новый столп, на котором подвизался до кончины, наступившей в 596 году, на 76-м году жизни преподобного. Жизнь святого описана Никифором, правителем Антиохийским, в VII веке.

Современному миру, строящему так называемое общество потребления, абсолютно непонятны такие истории – подвиги молитвенников, мучеников, юродивых. «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия», – говорит апостол Павел. Как можно себе представить такое самоистязание и самоотречение, ради чего?

Каждый подвижник начинал свой духовный путь через воздержание от прихотей телесных, оставив телу необходимое для молитвы, труда и отдыха. Мы часто говорили о важности внутренней молитвы. Вспомним святую мученицу Фотинию, самарянку. Евангелие от Иоанна само по себе таинственное – три первых евангелиста пишут внешнюю жизнь Христа, Его чудеса, Его проповеди. Иоанн, дополняя их, говорит о тайнах христианства. Беседа Христа с Самарянкой – как раз одно из самых удивительных мест. Вообще, совершенно потрясающа сама ситуация: «Не прикасаются бо жидове самаряном», – восклицает женщина, когда Господь обратился к ней у колодца Иаковлева. Действительно, иудеи смотрели на самарян с презрением: и не язычники, и не иудеи, изменники веры. Потому каждый раз, когда путь пролегал через Самарию, иудеи делали огромный круг, лишь бы не встречаться ни с одним ее жителем. А тут иудей обращается, во-первых, к женщине, во-вторых, к самарянке. Мы видим очень важное состояние души женщины. Она смиряется и вступает в беседу. И Господь, проверяя ее готовность, говорит: «Приведи своего мужа» – принципиальное для принятия Откровения о Боге, для начала молитвенного делания условие – состояние души. Пребывающая в покаянии женщина говорит: «У меня нет мужа», хотя могла сказать: «А у меня гражданский супруг, и я сейчас за ним схожу». Господь говорит: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе».

И тут происходит самое важное: женщина понимает, что перед нею Пророк. И она задает самый главный вопрос – не спрашивает, как ей правильно выйти замуж, где найти свое счастье, что нужно, чтобы все было хорошо; она задает вопрос: «Как правильно молиться? Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Господь говорит: «Настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине», указывая на ум и сердце человека, – в духе и истине Господь Своих поклонников ищет Себе. Христос никогда не произносит бессмысленных слов. Каждый малый жест Спасителя имеет глубокий смысл и относится к спасению моей души. Если Господь о самом главном делании христианина заговорил с женщиной, самарянкой, блудницей, не со Своими учениками, не с умными книжниками и фарисеями, а с простой женщиной, значит, стоит нам вглядеться в Самарянку – что в ней было такого, что она смогла подойти к главнейшему вопросу духовной жизни: как правильно молиться? Как смогла вместить? Господь дал ей ответ – значит, Он ожидал, что она принесет добрый плод.

Принятие Откровения Божия – это первое и главное, что мы видим в этой удивительной женщине: способность к покаянию как к действию, образу жизни. Об этом пишут все святые отцы, когда говорят о молитвенном делании, что это «почва».

Когда человек находится в покаянии, он никогда не станет печалиться или роптать на превратности судьбы: «Почему меня сократили на работе, кошелек украли, машину поцарапали?». Он всякое жизненное испытание или искушение будет принимать со словами: «Достойно по грехам своим приемлю. Ты, Господи, лучше меня знаешь, как меня воспитывать». Пребывающий в покаянии никогда не будет судить других или обижаться на других, если его «подвинули», не то сказали, не так подошли. Естественно, это состояние воспитывается трудами и годами, но именно в нем зарождается истинная молитва. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Следовательно, самым главным и первостепенным делом жизни христианина должен быть труд над покаянием. Именно с этих слов начинается проповедь Спасителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Сокровище, зарытое в нашем сердце, – Царствие Божие; оно открывается внутренней работой, а фундамент ее – покаянное сокрушенное сердце. Образ самарянки – удивительный, прекрасный образ христианской души, способной слушать и делать. Давайте же еще раз все вместе подумаем и начнем серьезно и деятельно искать духовной жизни. За молитвы святой мученицы Фотинии и преподобного Симеона Столпника пусть Господь и нам дарует удивительное устроение души, способной воспринять Слово Божие в молитве.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Архипастырь

Митрополит Рязанский и Михайловский Павел: «Простить Господь может только того, кто в Него верит»

Беседовал Евгений Зызин

– По традиции, начинаем с вопроса от ведущего. Владыка, на днях постоянный представитель США при ОБСЕ Иэн Келли выразил обеспокоенность по поводу соблюдения прав человека в России в связи с принятием властями Санкт-Петербурга закона, запрещающего пропаганду гомосексуализма.

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Артемий Владимиров: Бог долго терпит, но больно бьет

Беседовал Александр Сергиенко

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс