Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Истинно верующий человек четко следует религиозным заповедям, главная из которых есть любовь к Богу и к ближнему. Если в жизни своей он не отступает от них, то, как правило, приносит людям много добра.
ОБ АВТОРЕ. Алексей Вячеславович Ефанов – выпускник истфака НТГПИ 2000 г. Автор двух книг по истории Православия в Нижнем Тагиле: «Богоизбранный Тагил, или О Скорбященском монастыре» (автор-составитель) (2007) и «Православие в Нижнем Тагиле при советской власти: 1919–1939» (2010). Живет в Нижнем Тагиле.
Эл. адрес: alekseefanov@yandex.ru
Родоначальник уральской горнозаводской промышленности – Никита Демидович Антуфьев (26.03.1656, Тула – 17.11.1725, Тула); выходцы из его семьи построили на Урале и Алтае более 50 заводов, принесших владельцам несметные богатства, а стране – железо, пушки и славу.
Сам же он отличался аскетической простотой, жил в простой избе, хмельного не пил и пьяных не терпел. До конца жизни не принял ни чинов, ни орденов, ни дворянства, которое ему было пожаловано в 1720 году. При этом проявил себя талантливейшим организатором, энергичным предпринимателем, обладал феноменальной памятью, лично вникал во все детали заводского хозяйства. Был даже пожалован за труды портретом императора – Петр I вручал своим лучшим последователям свой миниатюрный портрет для ношения на груди.
– Хорошо, – сказал однажды Апраксин Петру, – если бы у тебя было человек два десятка таких, как Демидов.
– Я счастлив бы был, – отвечал Петр, – будь у меня таких хотя бы человек пять-шесть.
Демидовы поддерживали новые обряды в Церкви, хотя в их владениях – Невьянске, Нижнем Тагиле, Висиме, Лае, Черноисточинском – жило множество старообрядцев.
В Невьянске в начале XVIII века стояла крепостца с заводом, деревянной церковью. Историк В.Татищев писал про Никиту Демидова, что грамоте он не знал, а Библию ему читали другие, но современные историки нашли, что Демидов был грамотен и Библию читал сам. Это говорит о его религиозной настроенности.
Никита Демидов и его сын Акинфий получили благословение от святителя Димитрия Ростовского, который был в то время Тобольским архиепископом. Они встречали его в Москве, где он их благословил иконой Богородицы.
Человек верующий всегда думает о благе ближних. Думал и Никита Демидов. В Невьянске Демидов начал свою бурную деятельность в 1702 году, а уже в 1709 была создана цифирная школа, в которой обучались дети. Их, правда, было немного, и обучение было начальным. Но это говорит о стремлении первого Демидова к свету знаний, которых он сам не получил. Бывши опытным кузнецом, он хорошо понимал, какие знания необходимы в металлургии.
Эксплуатация рабочих на его заводах была меньше, чем на казенных. Заботился он и о нравственном состоянии работников. Об этом говорит хотя бы такой факт – винных заведений во владениях Демидовых не было.
Его старший сын и наследник Акинфий 34 года даже платил в казну убытки от 14 могущих быть на его территории кабаков, так как считал, что они отвлекают от работы.
В заключение можно сказать о Никите Демидове, что он был человеком высокой нравственности, что проявилось в его хозяйстве, которое содержалось в чистоте (а внешнее всегда есть отражение внутреннего).
После смерти Никиты Демидова уральские заводы получил его старший сын Акинфий (1678, Тула – 18.08.1745, близ села Яцкое Устье. Похоронен в Туле). Он успешно продолжил отцовское дело – если невьянский завод оценивался в 1702 году при получении его Никитой Демидовым в 11 888 рублей, то Акинфий оставил наследникам 2,8 млн рублей. Менее чем за полвека он увеличил капитал более чем в 200 раз.
Акинфий Никитич на портрете изображен уже в европейской одежде и в парике (Никита Демидов на портрете изображен в русской одежде). Местом жительства он выбрал Петербург, где построил дворец на Фонтанке. Но оперативно руководил заводами, был в курсе всех дел. Принял дворянство от Екатерины I, которое было даровано по диплому от 26.03.1726 – через год после смерти старшего Демидова. Как видно, смирения было уже меньше. По крайней мере, оно не принимало вид подвига, как это было у старшего Демидова. Так вот и происходит «растление похотью» (2 Петр. 1, 4).
Не гнушался Акинфий и подлогов. Например, узнав, что в 1733 году будет ревизия из столицы, приказал все книги бухгалтерские вывезти в Тулу, а в Невьянске завести новые, то есть обманывал фискальные органы, наживу ставил выше честности перед Богом и людьми.
Хотя из первого найденного серебра была отлита рака для мощей Александра Невского. Не все потеряно было в этом человеке. Религиозная закваска была еще сильна. Причащался, вычитывал правила, соблюдал посты, в те времена иначе и быть не могло. Воспитанный еще в традиции семейной аскезы, он умел быть требовательным к себе и ставил интересы Отечества выше собственных.
Память о благословении святого Димитрия Ростовского руководила всю жизнь многими поступками первых Демидовых, и кто знает, может быть, именно оно помогло стяжать им славу не просто удачливых заводчиков, а настоящих государственных деятелей.
Входо-Иерусалимский собор (1764–1930)
Несколько поколений Демидовых внесли свой вклад в созидание этого храма в Нижнем Тагиле, одной из самых знаменитых вотчин уральских промышленников.
Каменный, трехпрестольный. Заложен 9 июня 1764 г. как приходская церковь. Построен в византийском стиле в виде креста на средства заводовладельцев Демидовых. Главный храм – в честь Входа Господня в Иерусалим, освящен 22 ноября 1776 г. Левый придел – во имя Вмч. Никиты (освящен 13 февраля 1771 г.). Правый – в честь Рождества Христова (освящен 28 января 1773 г.). Престолы изготовлены из железной магнитной руды, обложены деревом. Над главным престолом устроена сень. В алтаре имелись литургические сосуды из чистого золота стоимостью 45 200 рублей, напрестольный крест из чистого золота стоимостью 12 600 рублей и некоторые другие богослужебные предметы, пожертвованные Н.Н. Демидовым. 11 мая 1912 г. указом Святейшего Синода храму присвоен соборный статус. В 1923 г. – кафедральный собор епископа Льва (Черепанова). С 1925 г. до закрытия – кафедральный собор Нижнетагильских обновленческих архиереев. Закрыт и снесен в 1930 г. На месте собора 12 октября 1997 г. установлен памятный крест.
СВЯЩЕННИК Димитрий Беженарь в статье «О покаянии и верности церковной традиции» пишет: Святая Церковь живет благодатью Святого Духа.
Мы продолжаем изучение Первого соборного Послания апостола Петра и обращаемся к 4 главе. В начале четвертой главы он пишет: «Итак, как Христос пострадал за нас плотью, то и вы вооружитесь той же мыслью
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.