Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (667) → Подвижник, миссионер, пастырь

Подвижник, миссионер, пастырь

№10 (667) / 5 марта ‘12

Андрей ПечеринУ книжной полки

Л. Анисов. «Просветитель Сибири и Америки»

В воскресенье 19 ноября 1867 года в Кремле тревожно загудел колокол Ивана Великого. 12 ударов его возвестили москвичам о кончине митрополита Московского и Коломенского Филарета. Весть быстро распространилась по городу.

Москва оплакивала любимого пастыря. После смерти святителя публицист XIX века Иван Аксаков писал: «Филарета не стало! Упразднилась сила, великая, нравственная, общественная, в которой весь русский мир слышал и ощущал свою собственную силу. Прервалось полустолетнее назидание всем русским людям – в дивном примере неустанно и до конца бодрствовавшего духа. Назвать более некого. Нет другого равнозначного, и даже менее значительного, но всенародного имени!».

На исходе 1867 года в обеих столицах ждали решения государя императора Александра II Николаевича. И, наконец, 5 января 1868 года был назначен новый митрополит. Император остановил свой выбор на просветителе Сибирских стран, архиепископе Камчатском Иннокентии. О его жизни и деятельности рассказывает книга писателя-историка Льва Анисова – «Просветитель Сибири и Америки».

Воспоминания современников, многочисленные письма великого русского миссионера – святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, документы, которые использует в своей работе автор, воссоздают живой образ этого замечательного подвижника.

Будущий митрополит Иннокентий (в миру Иван Попов) родился 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском Иркутской епархии, в семье пономаря церкви Святого Илии Пророка Евсевия Попова. В раннем возрасте отец стал учить Ваню грамоте, и мальчик оказался на редкость смышленым. Когда ему шел 7-й год, отец его умер, и мать, имея на руках еще троих маленьких сирот, вынуждена была отдать Ваню на воспитание брату покойного мужа – диакону Димитрию Попову. Живя у дяди, мальчик продолжал успешно учиться и в 7 лет уже читал в храме за богослужением Апостол, да так, что доставлял прихожанам большое утешение. Через два года диакон Димитрий отвез племянника в Иркутск и определил в духовную семинарию. На счастье мальчика, дядя также был переведен в Иркутск, к архиерею, и как вдовец пострижен в монахи с именем Давид.

В свободное время Иван часто навещал дядю и всегда заставал его за каким-либо занятием. Тот же особенно любил заниматься механикой, чему вскоре обучил и Ивана.

Автор так описывает юного Ивана Попова: «Рослый, молчаливый, строго задумчивый бедняк-семинарист резко выделялся среди сверстников и невольно обращал на себя внимание. Учение ему давалось легко. После каждого училищного совета в табеле появлялись отметки – «прекрасно», «превосходно», «отлично» – других оценок он не знал. В то же время сиротство сказалось на характере семинариста. Держался он отчужденно, в игры с товарищами не вступал, мало разговаривал с ними, чем вызывал оскорбления и насмешки. Но его необыкновенные дарования и трудолюбие постепенно вызывали уважение к нему у всех его товарищей. Особенно Иван покорил их, когда в классе появились водяные часы, сделанные им». Года через три после поступления сына в семинарию мать попыталась определить его на место отца пономарем. Но попытки оказались напрасны. «И это, конечно, потому, – вспоминал впоследствии епископ Иннокентий, – что мне суждено служить не на месте моей родины, а в Америке». В 1814 году в семинарии сменился ректор, и он решил переменить фамилии ученикам, прежде всего наиболее употребляемые, – чтобы не было путаницы. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего в том же году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина.

В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона иркутской Благовещенской церкви. А спустя четыре года рукоположен во иерея. Как священник отец Иоанн прослужил здесь всего два с небольшим года, но успел снискать любовь прихожан истовым совершением богослужения, и в особенности тем, что одним из первых устроил при храме воскресную школу.

Но Промыслом Божиим отец Иоанн был предназначен к иному роду деятельности. В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать миссионера в колонию Российско-Американской компании, на остров Уналашка. Однако, боясь дальности расстояния и суровых условий жизни, никто из духовенства ехать туда не захотел. Епископ Михаил оказался в большом затруднении: добровольцев не находилось, а насильно посылать было нельзя. В те дни и явился к нему отец Иоанн Вениаминов и выразил желание ехать. Не без колебания епископ благословил священника. Впоследствии архиепископ Иннокентий писал об этом так: «Считаю себя обязанным всегда, везде и перед всеми исповедовать, что желание ехать в Америку было совершенно не мое, но Господь, по великой милости Своей ко мне, дал мне его. Когда по просьбе Американской компании было предписано избрать священника на Аляску, который бы сам изъявил свое желание, то тогда сделана была повсеместная повестка. Спрашивали и меня, но я, как и все, поначалу отрекся». Потом отец Иоанн узнал об Уналашке от выходца из тех мест, некоего Ивана Крюкова. Тот много рассказывал ему о русских землях в Америке и даже убеждал его принять предложение Преосвященного, но убеждения эти не действовали. Далее святитель вспоминал: «Наконец этот самый Крюков, будучи у Преосвященного, где случилось и мне быть, между прочим, стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию слова Божия. Такое повествование слышал я не в первый раз. Но только теперь, в присутствии имеющего власть низводить благодать Божию, оно подействовало на меня. И мое желание непреодолимо устремилось туда, откуда прежде со страхом и упорством уклонялось. Живо помню и теперь, как я мучился нетерпением, ожидая минуты объявить мое желание Преосвященному, и он точно удивился этому, но сказал только: посмотрим». Решение священника было воспринято Владыкой Михаилом как жертва за всю Иркутскую епархию, и он счел справедливым наградить отца Иоанна набедренником.

И вот 7 мая 1823 года отец Иоанн выехал из Иркутска со своим семейством, которое состояло тогда из старушки-матери, жены, годовалого сына и младшего брата, отправился в путь. Прихожане Благовещенской церкви прощались со своим дорогим священником. В дорожном платье, в черных бархатных шароварах и казакине стоял он перед ними. И не ведали в тот час люди, что через много лет встретят его в родном городе и в родной церкви, но уже не просто священника, а митрополита Московского и Коломенского...

«Оставить родину и идти в места отдаленные, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения, и просвещать светом Евангелия еще не видевших сего спасительного света, есть дело поистине святое, равноапостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на это служение!», – писал в 1840 году протоиерей Иоанн Вениаминов в наставлении священникам-миссионерам. Так и его однажды избрал Господь, и он, оставив Родину, прославился за свой апостольский подвиг, за ревностный миссионерский труд на ниве Христовой среди народов Приамурья, Якутии, Камчатки и Аляски. Впоследствии, находясь на кафедре Московских святителей, митрополит Иннокентий учредил Православное миссионерское общество, которое под его председательством достигло больших успехов. А целью его миссионерского служения были «слава Божия и спасение душ человеческих».


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Слово миссионера

Профессор Алексей Ильич Осипов: Молитва – это вопль покаяния

Беседовал Сергей Юргин

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в нескольких номерах газеты

 
Пути Господни

Живет в душе вера…

Наталья Николаева

Родители Марии были крещеные. Перед войной вступили в коммунистическую партию, поэтому поженившись, не венчались. Дочь Марию не крестили, но всегда в семье хорошо отзывались о Господе. Мама по утрам и вечерам молилась дома: сама выросла при церкви

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс