Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (665) → Архиепископ Егорьевский Марк: «Если в душе нет Бога, все всуе»

Архиепископ Егорьевский Марк: «Если в душе нет Бога, все всуе»

№8 (665) / 20 февраля ‘12

Архипастырь

В эфире телеканала «Союз» очередной выпуск программы «Архипастырь», в студии Александр Сергиенко. И вновь у нас в гостях архиепископ Егорьевский Марк, викарий Московской епархии, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Сегодня мы продолжим разговор о жизни зарубежных приходов.


– Владыка, зависят от места жительства, социального статуса человека духовная жизнь, духовные проблемы, или все-таки они везде и у всех одинаковы?

Во главе угла – соборность

– Вопросы духовной жизни всегда одинаковы – душа человека одна и та же, она повреждена грехом, и пути исцеления, лекарства везде одни и те же. Правда, есть отличия, зависящие от того, где прихожане родились, какое получили образование, воспитание, какова степень их церковности, особенности менталитета, влияние среды. Наши приходы – от Востока до Запада, начиная от Японии и Кореи и заканчивая Северной Америкой. Так что менталитет людей разный. Но наша Церковь не замыкается на какую-то конкретную национальность. Когда нас спрашивают, почему в ваш храм ходят болгары, или сербы, или немцы, или англичане, мы всегда говорим, что до революции наша Церковь называлась немножко иначе – Российская Греко-Кафолическая Церковь (греческое katholikos – Вселенский: официальное название Православной Церкви как особой ветви христианской Церкви).

Россия исторически государство многонациональное, поэтому Русскую Церковь сегодняшнюю составляют люди разных национальностей. И этот соборный принцип свойственен и нашим приходам за рубежом, поэтому наши приходы, наверное, самые гостеприимные из всех других церковных юрисдикций.

Нередко мы слышим от некоторых наших собратьев, например, Константинопольского Патриархата, что Константинопольский Патриархат – это Церковь, которая чужда каких-то проявлений национализма, а русские приходы стремятся к тому, чтобы богослужения совершать по церковно-славянски, и что это стремление перенести Россию куда-то за рубеж. Я не согласен с этим, и наши приходы, их жизнь опровергают это утверждение. У нас много различных прихожан, мы стараемся, чтобы каждый чувствовал себя в храме как дома, и нередко на богослужениях совершаются песнопения и молитвы на разных языках. Это и церковно-славянский, грузинский, английский, немецкий, сербский, болгарский, тайский и так далее. Мы всегда стараемся быть гостеприимными, и приятно, что люди многих национальностей, приходя в наши храмы, ощущают себя дома.

Без светской работы – не выжить

– Владыка, есть звонок – Казань на связи, слушаем Вас.

– Владыка, Вы сказали, что наши люди уезжают за рубеж из-за трудностей, но я считаю, что за границей труд оплачивается достойней, чем у нас. Я, например, работаю на заводе рабочим, зарплата небольшая, и я не могу достойно содержать семью, где двое маленьких детей.

– Я хочу сказать, что не везде так, как думает наш зритель. Я недавно был в Испании, посетил Барселону, Мадрид, где мы заложили первый камень нового строящегося храма. И когда мы беседовали с представителями Католической Церкви, кардиналом Барселоны, тот постоянно говорил, что многие приходы кормят местных жителей. Мне сначала показалось странным, почему кардинал делает такой упор на благотворительную деятельность, ведь, в понимании многих россиян, Испания вполне благополучная страна с высоким уровнем жизни. Оказалось, все не так просто, в Испании самый высокий процент безработицы среди всех европейских стран, там безработный – каждый четвертый, то есть каждый четвертый человек нуждается и не может достойно содержать семью, находясь на сравнительно небольшом пособии по безработице.

Наши прихожане находятся в разных странах. Если, например, взять Аргентину, Бразилию, Иран, люди там живут беднее, чем в России. Конечно, многие живут в благополучных европейских странах, но даже и там жизнь не так проста, как кажется. Могу сказать, что там, где высокий уровень жизни, люди часто чувствуют, что им незачем жить. Неслучайно, например, очень высокий уровень самоубийств в самых благополучных с экономической точки зрения странах, – в Швейцарии, в Японии.

– Владыка, как раз звонок из Швейцарии, давайте послушаем.

– В Швейцарии священникам приходится работать в светских учреждениях, чтобы заработать средства на жизнь, и иногда они даже пропускают службу. Нельзя ли материально обеспечивать священников, чтобы они могли спокойно работать?

– Это очень актуальный вопрос. Действительно, за рубежом священникам нередко приходится работать. Например, в Константинопольском Патриархате, в экзархате Западноевропейском, в приходах на территории Франции, Италии и в других странах Европы, часто в священники рукополагают только когда у кандидата есть работа, есть образование, профессия – приход не в состоянии содержать священника, который не работает. У нас, к счастью, многие священники не работают на светской работе, а посвящают себя духовному церковному служению, хотя в некоторых случаях и наши священники работают.

Приведу пример из жизни нашего собора в Вене. Там не работает только один человек – настоятель. Он всецело занимается церковным служением, делами храма. Еще один священник, отец Георгий, архимандрит, уже пенсионер, он долгое время служил в Церкви, совершая богослужения в Париже. Другой священник (интересно, что он голландец по происхождению) занимается иконописью, и иконопись помогает ему выживать. Затем еще один священник, серб, который зарабатывает на жизнь преподаванием Закона Божия в австрийских школах – в Австрии существует практика преподавания Закона Божия по желанию родителей. Если в какой-то школе есть достаточное количество православных детей, они могут слушать предметы, которые читает священник. Наконец, диакон совмещает служение с оперным пением и участием в концертах.

– Следующий звонок – из Перми.

– У меня такой вопрос – поддерживается ли в зарубежных храмах традиция российских приходов, когда батюшка не только ведет богослужебную деятельность в храме, но и посещает больных, немощных на дому?

– Конечно, наши священники посещают прихожан не только на дому, но и в больницах, и в тюрьмах. Конечно, приходится получать особое разрешение, но, слава Богу, такая деятельность нашими священниками ведется.

– Еще не могу не спросить про паломничество: сейчас существует традиция посещать экзотические страны совместно с посещением местных святынь, но часто люди даже не знают, что в стране есть православные святыни.

– Это имеет место, но хочу сказать, что в последнее время мы видим и много хороших примеров. Например, совсем недавно мне отчитался наш священник, секретарь нашей Егорьевской епархии, что он уже второй раз совершал богослужение в одном курортном месте на озере Хевиз в Венгрии, куда приезжает на лечение очень много людей, и люди с радостью приходят на богослужения. В нынешнем году на ночную Рождественскую службу пришло двести человек. Некоторые люди, собираясь туда на отдых, заблаговременно выясняют, есть ли возможность посетить богослужение.

На все есть промысел Божий

– Владыка, Самара на связи.

– Меня не интересует, как материально живут люди за рубежом, меня больше интересует уровень бытовой культуры. Я чувствую вину перед Богом и перед обществом. Сорок лет работаю в школе, и меня удручает, что мы так и не можем искоренить мат на улицах. А каков бытовой уровень культуры за рубежом?

– Вообще, я больше люблю бывать в России. Но чем мне нравится заграница? Там я не слышу матерщины такой, как у нас. Но бывает, что и за рубежом ругаются и матерятся, более того, там чаще встречаешься с вызывающими, я бы сказал, антихристианскими настроениями, или ярая пропаганда каких-то пороков есть, или просто стремление спрятать религиозную жизнь, уйти от всего этого.

Мы, например, всегда поздравляем с Рождеством Христовым, а во многих зарубежных странах с Рождеством Христовым уже не поздравляют, это считается неполиткорректно, поэтому получается просто обычное зимнее поздравление непонятно с чем.

Что касается бытовой культуры, то согласен, что за границей она чаще всего повыше. Хотя все бывает. Например, я недавно был на юбилее нашего прихода в Швейцарии, иду вечером по улице, вижу брошенные окурки, разбитые бутылки и так далее.

В последнее время эмигранты (причем из разных стран, из Албании, Болгарии, Турции) меняют и этнический облик Европы, и культурный. И бытовая среда за рубежом тоже меняется, и, к сожалению, тоже не в лучшую сторону. Например, в Австрии раньше во многих местах было так. Если есть у какого-то фермера излишки картофеля, он накладывает мешок, кладет его на обочину, рядом ставит весы и ценник. Человек подъезжает, сам взвешивает, сколько ему надо, оставляет деньги и уезжает. Сейчас это становится уже редкостью, потому что люди дичают, к сожалению.

– Владыка, послушаем звонок из Германии.

– У нас большой Свято-Троицкий приход, слава Богу, много молодежи. Я бы хотела отметить, что в Германии очень много молодых людей ходит в храмы, много создается новых приходов, проходят совместные крестные ходы молодежи из разных городов, проводятся молодежные слеты. Это очень радует. А вопрос у меня такой – вот Вы сказали, что эмигранты последней волны преследуют материальные цели. Как Вы считаете, не Промысел ли это Божий, чтобы Вселенское Православие распространилось и в Европе, и в других странах?

– Безусловно, это Промысел Божий. Но приведу пример немножко из другой области – как Православие возникло в Китае. Существовала так называемая казачья Албазинская крепость, которую китайцы захватили и увели с собой ее жителей. Вместе с ними ушел священник. Это событие послужило толчком к появлению в Китае Православия. Конечно же, все Провидение, Промысел Божий, и даже желание людей жить лучше – тоже Промысел Божий.

Взять, например, величайшую трагедию России, революцию 1917 года, – да, многие люди проводили жизнь скитальцев за рубежом, но благодаря им очень многие познакомились с Православием. И сейчас во многих европейских странах и в Америке есть очень много православных людей и даже общин, в которых состоят местные жители, принявшие Православие благодаря нашей эмиграции.

Сначала опыт – потом решение

– Ответим на звонок из Казахстана.

– Владыка, я имею побуждение уйти в монастырь, но не могу распознать, бесовское это желание или Промысел Божий. Как распознать, от Бога это желание или нет?

– Я бы порекомендовал вам просто пожить какое-то время в монастыре, где есть пример настоящей серьезной церковной жизни. Посмотреть на себя, на свое состояние, – важно, конечно, чтобы рядом был хороший, опытный духовник. Этот опыт поможет вам понять, монастырь – это ваше место или не ваше. Не обязательно сразу становиться монахом, можно побыть трудником. В старое время многие люди обучались в монастырских приютах или просто приезжали в монастырь потрудиться, а уже потом человек решал, останется он в монастыре или пойдет в мир и создаст семью.

– Батюшка, каково значение паломничества для духовной жизни человека?

– Паломничество – это временное принятие на себя неких трудностей, обязательств, которые в каком-то смысле близки монашескому подвигу. Когда монах уходит в монастырь, он обычно покидает пределы родной земли, традиционно так было. И паломник, как правило, удаляется из своего дома, бросает, подобно монаху, привычный уклад жизни, оставляет своих ближних, круг общения, работу и стремится в какое-то святое место. Одно из монашеских качеств – это беззаботливость. Не беззаботность, которая является отрицательной чертой, а именно беззаботливость: человек стремится сосредоточиться на духовной жизни и не заниматься обычной мирской суетой.

Паломник так же отходит временно от забот; конечно, в наше время очень осложняют обстановку мобильные телефоны и интернет, но тем не менее человек может почувствовать какую-то беззаботливость и может посвятить время своей душе.

Отправляясь в паломничество, человек принимает на себя некий духовный подвиг, потому что в это время люди обычно постятся, больше молятся, стараются жить в скромных условиях: паломник – это не тот, кто стремится в пятизвездочную гостиницу, а человек, привыкающий к скромности. Главная цель, главная задача паломника – молитва, поклонение святым местам.

К сожалению, часто люди думают, что паломничество – это такой религиозный туризм: человек приехал, посетил святое место, и все – он уже паломник.

Человек может посетить немало святых мест, но если у него в душе нет Бога, нет мира душевного, то все это всуе, и паломничество не будет иметь для него ценности.

– Владыка, звонок из Липецка.

– Я слышал, что в Египте есть мощи преподобного Антония Великого, можно ли православным туда приезжать и поклоняться им?

– Да, в Коптской Церкви есть мощи разных святых, в том числе и тех, которые прославлены Православной Церковью. Я не могу определенно сказать про мощи Антония Великого, потому что, когда я был в Египте, я не сумел посетить монастырь Антония Великого. Но там очень много мощей прославленных православных святых, и, несмотря на то, что они находятся в коптских храмах, а мы не имеем общения с Коптской Церковью, поклоняться мощам этих святых можно.

– Что связывает приходы России с зарубежными приходами? Происходит ли какое-то общение?

– Очень часто бывает так, что приезжаешь в какой-то зарубежный приход, и там встречаешься с людьми из какого-то прихода России. Конечно, у нас нет тесной связи или какого-то побратимства приходов, но глобальный мир имеет свои особенности, и часто бывает так, что сегодня встречаешь человека в Москве, а завтра в Вене.

– Имеют ли зарубежные приходы возможность быть гостеприимными – с точки зрения доходов?

– Некоторые имеют возможность, а другие нет. Потому что многие приходы не имеют никакой недвижимости: я сказал, что у нас очень много приходов, но далеко не все из них имеют свои храмы. Бывает, что люди совершают богослужения в храме, который был передан Католической или протестантской Церковью. Нередко храмовые помещения приходится брать в аренду и платить за них деньги, а бывает так, что приходится совершать богослужения только в то время, когда позволят хозяева храма или храм свободен от других богослужений. Все зависит от места, в котором находится приход, и от людей, которые его составляют.

– Подобные тяжелые ситуации, которые Вы сейчас обозначили, укрепляют прихожан или расслабляют?

– Они укрепляют и подвигают их к стремлению создать свой храм, свое место, свою святыню. Конечно, это сплачивает людей и помогает им лучше оценить значение и важность храма и богослужений.

– Владыка, в завершение беседы благословите наших телезрителей.

– Бог благословит вас, дорогие братья и сестры.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 
Церковный календарь

Только от смирения Спасение

Протоиерей Евгений Попиченко

28 февраля – день памяти святого апостола Онисима В Малой Азии в области Фригия жил богатый сановник по имени Филимон. Услышав проповедь апостолов, он обратился в христианство, а потом был причислен к семидесяти апостолам. У него был раб Онисим

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Димитрий Смирнов: Оплот спасения – только Церковь

Беседовал протоиерей Александр Березовский

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс