Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– В эфире очередной выпуск программы «Архипастырь». Наш гость – епископ Орский и Гайский Ириней. Владыка, позвольте Вас поздравить с новым ответственным служением Матери-Церкви.
Везде нужно служить
– Спаси Господи. Конечно, трудный крест возложен, но, с другой стороны, и очень радостный: можно приносить радость, служа близкому человеку, а через близкого человека служа Самому Богу – это радость. Это ответственно и порой страшно, тут нужно быть очень внимательным, отвечать за каждое слово, смотреть на каждого человека и понимать: если он не в храме, то почему? Если он не рядом со мной, это для меня беда.
– Владыка, Вы начинали свое служение Матери-Церкви в Молдавии, а потом несли очень ответственное послушание в Москве. И вот теперь Вы – Преосвященный Орский. Как в Церкви судьба человека связана с географией? Молдова, Москва, Оренбург… Есть ли здесь какая-то логика, чем-то это обусловливается?
– В пределы Русской Церкви входят и Россия, и Украина, и Беларусь, и Молдова… Если болит сердце, то неважно, где оно болит, – посередине, выше, ниже, это сердце, и если человек не начинает лечить то место, дальше будет болеть еще больше. То же самое и в Церкви. Русская Церковь очень большая и подбирает кадры для себя на всех территориях. Волею судьбы и милостью Божией я оказался в Москве, будучи представителем Молдавской митрополии. Был направлен сюда, чтобы быть духовным наставником всех граждан Молдовы, проживающих в Москве, и не только. Ну, а параллельно служил в Новоспасском монастыре, со временем возглавил тамошнюю воскресную школу. В том же Новоспасском монастыре был духовным руководителем театра «Живая вода». С этим театром мы выступали во многих местах и таким образом общались с молодыми людьми.
Кроме того, в Москве я вместе с некоторыми представителями КВН открыл Детский центр, в котором обучаются 70 человек. Дети от трех лет, не боясь, выходят на сцену, выступают, поют. При центре есть воскресная школа.
– Владыка, мы знаем о большой работе, которую очень хорошо ведет Новоспасский монастырь Москвы, не так давно в этой студии был его наместник Владыка Савва, он очень интересно рассказывал о жизни этой прославленной московской обители, но нам интересно узнать, как в Орске-то Вы оказались?
– Митрополит Викентий предложил мою кандидатуру на рассмотрение Синоду – я должен был следовать за ним в Среднюю Азию и быть епископом в Таджикистане. Я к этому даже готовился: познакомился со многими представителями Таджикистана в Москве, представителями посольства, деловых кругов. Но в последний момент, накануне заседания Синода, Патриарх Кирилл вызвал меня и сказал: «В Таджикистан поедет другой человек, а вы поедете на Урал». Я это принял как волю Божию. Дело еще в том, что я много занимался с молодежью последние годы – преподавал в Тирасполе в педагогическом университете, в Кишиневе в семинарии, в Москве, и отправлять меня туда, где нет права проповедовать, читать лекции молодым людям, просто было бы убийственно для меня. И Патриарх сказал: «Воздержаться Вы не сможете, а рисковать Вами не буду».
– Наверное, надо пояснить нашим зрителям, что в Таджикистане есть небольшие проблемы во взаимоотношениях государства с религиозными организациями, там проповедь среди несовершеннолетних это уголовное преступление, как во времена Советского Союза.
– Да, действовать среди местного населения ты не имеешь права, потому что там большинство мусульмане; если хочешь – только своим, в пределах храма. Но, зная меня, Патриарх решил, что направлять меня не надо. Таким образом я оказался на Урале, 3 декабря Всенощную служил в Оренбурге, сослужил митрополиту Валентину, а уже 4 декабря мы вместе служили в Орске, родном теперь для меня городе.
– Значит, 4 декабря Вы впервые посетили и Вашу первую епархию, и епархию, в которой Вы – первый епископ. Перед началом программы наши зрители задавали такой вопрос: почему епископов переводят с места на место?
– Переводят с места на место, в первую очередь, чтобы поднять другую епархию. С другой стороны, митрополита Валентина не перевели, а дали ему нового помощника. Можете себе представить размеры Оренбургской области – сколько епархий? А здесь был только один митрополит. Поэтому это было мудрое решение Патриарха – назначить еще одного епископа.
– Зрители телеканала «Союз» митрополита Валентина хорошо знают: он ведет программу «Размышления о вечном». А в Оренбургской области нас в очень многих населенных пунктах смотрят – мы в кабельных сетях вещаем в том числе и в Бугуруслане, и в Бузулуке... Гай, Кувандык, Медногорск, Новотроицк, Оренбург, Орск, Светлый, Тоцкое, Энергетик, Ясный...
– В основном это города моей епархии.
– Значит, у зрителей телеканала «Союз» есть возможность увидеть Владыку Иринея и послушать, то есть сегодня первое, заочное пока знакомство будущей паствы с Владыкой.
Вера жива
– Владыка, верующие люди еще очень долго будут жить под впечатлением пребывания Пояса Пресвятой Богородицы в России – как Вы могли бы объяснить этот феномен, почему к святыне пришли миллионы людей?
– Вы знаете, это чудо, которое показывает, что вера наша не мертва, а жива, что Православная вера – истинная. Люди, прекрасно понимая, что оказаться на Афоне, в этом святом месте, не смогут, стремились использовать, может быть, единственную возможность в жизни приложиться к величайшей христианской святыне.
– Я, пользуясь возможностью, хочу попросить молитв всех наших зрителей об архимандрите Ефреме: многие, в том числе благодаря телеканалу «Союз», познакомились с этим удивительным старцем, – мы показывали записи всех его встреч на уральской земле: и со священнослужителями, и с мирянами, журналистами, монашествующими. Это были очень духовные беседы. К сожалению, по возвращении в Грецию отец Ефрем претерпевает скорби и искушения от нецерковных сил, так деликатно выразимся. У него сейчас не все просто в отношениях с греческими властями, снова начались нападки на Ватопедский монастырь. Поэтому я прошу молитв всех наших зрителей о страдающем от нападок антицерковных сил архимандрите Ефреме.
– А я хотел бы к этому добавить удивительные слова, которые произнес когда-то Достоевский: «Дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердца людей». Воистину, спасение совершается в храме, человек имеет возможность «стать Богом по благодати», по учению священномученика Иринея Лионского, здесь человек может славословить Бога вместе с ангелами и архангелами, здесь совершается его спасение. Естественно, силы зла восстают против человека. Так что после поездки по святым местам России, да еще дав возможность такому количеству людей приложиться к святыне, приехать на родину, вернуться обратно в монастырь без последствий... было бы как-то странно. Поэтому слава Богу, что и такие искушения и нападки бывают на Церкви, чтобы мы стали дружнее, чтобы мы молились друг за друга и возвышались.
Молитесь, и откроется вам…
– Владыка, давайте обратимся к вопросам, которые нам прислали зрители. Валентина из Челябинска спрашивает: «Как отличить волю Божию от нашей собственной воли, прихоти? И просим пояснить на каком-то примере, чтобы было понятно простому человеку».
– Надо подумать хорошо, совершить молитву и разделить мысли, которые приходят, – угодны они Богу или нет: тот поступок, который я совершу, приблизит ли меня к Богу, или наоборот? Это первое. А второе – стоит подойти к духовнику, совершить вместе с ним общую молитву, взять какой-то подвиг, и Господь откроет, как быть.
А примеры? Смотрите, когда Господь призвал Моисея на служение, это была воля Божия, Моисей сопротивлялся всячески: «Я не могу хорошо говорить, я не сумею правильно передать, я уже стар». На что Господь сказал: «Вот тебе помощник, вот тебе посох, ты будешь творить чудеса, и люди увидят и поверят тебе, иди». И он совершил молитву, взял посох и пошел. И здесь то же самое: если человек совершит молитву, Господь откроет, как ему поступать, так или иначе не оставит без внимания и без молитвенной помощи.
– Вопрос от Романа Смирнова: «Владыка, скажите, пожалуйста, вот я православный человек, хожу в церковь, бываю на службе, держу пост, но с недавнего времени стал изучать, открывать для себя новое что-то в культуре других народов, в том числе и их религию. Скажите, грех ли это? Ведь, например, покойный священник Даниил Сысоев изучал Коран и посвятил много лекций этой религии. Грех или не грех православному человеку, полезно или неполезно изучать другие религии?»
– Когда я был студентом Московской Духовной академии, спрашивал профессора Алексея Ильича Осипова, стоит ли читать неправославную литературу? И он сказал следующие слова: «Смотрите на собаку: когда поднимается ветер, идет пыль в глаза, она закрывает глаза и даже уходит в сторону, чтобы пыль не попала». Так что человек должен помнить: «Я живу здесь, на земле, одну жизнь, и если я буду успевать читать о своей вере, читать Священное Писание, и у меня еще появится время, то я могу взяться и изучать что-то чужое, а если нет, то зачем?».
Правда, есть люди, которые должны это изучать, чтобы дать ответ многим другим, которые спрашивают. В частности, отец Даниил Сысоев. Мы знакомы были, учились вместе, он изучал Коран, чтобы из ислама привести людей в Православие, показать многим, где истина, где ложь. И я изучал, и отец Даниил изучал, и другие священнослужители изучают основы других религий, но только лишь чтобы дать ответ вопрошающим. А простым мирянам изучать нужно в первую очередь Священное Писание и вероучение нашей Церкви и святых отцов. Нужно успеть спасти душу свою.
– Вопрос от Илоны Клинкович: «Изучая книгу святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающемуся», прочла, что внимание к красоте лица это страсть. Но я работаю врачом-косметологом, и получается, что моя профессия – грех? Пожалуйста, помогите разобраться».
– Врачи – от Бога, и то, что они делают, это очень хорошее дело. Но если человек обращает внимание больше на любой предмет, чем на себя, мыслит больше о чем-то другом, а не о Боге, о ближнем, то, конечно, это грех. И хотел бы сказать по поводу врачей. Все считают, что священники – это священнослужители: они служат; офицер в армии служит, а врачи работают. А ведь врачи тоже служат, да еще как! Менять работу не надо. Но если кто-то приходит ради того, чтобы, сделав пластическую операцию, выглядеть лучше и соблазнить кого-то, то это грех. А если я поправляю даже свое лицо, чтобы выглядеть прилично в обществе, где я буду находиться, то здесь никакого греха не будет.
– Еще один вопрос: «Прошу подсказать, направить меня, чтобы не совершить неправильный поступок. У меня второй брак, но у мужа проблема с алкоголем и хранением верности, в то же время развод – грех. Как поступать?».
– Любой развод – это трагедия, но в данном случае грех совершает мужчина, так как ведет неправильный образ жизни. По большому счету, только потому, что муж изменяет, жена вправе уже подавать на развод. Но иногда жена в такой ситуации хранит семью ради детей и ради мужа, с надеждой, что он исправится. Я думаю, что этой женщине стоит подойти к священнику, поговорить, совершить молитву вместе с ним. Может быть, пригласить священника домой, он освятит квартиру, случайно встретится с ее мужем, поговорит с ним и поймет причины, какие есть в этой семье, и поможет их устранить. А если удастся священнику исповедовать, даже дома, мужа, то это будет великое дело: его коснется Божия благодать, будут новые силы у этого человека, и он начнет жить по-новому. Но и сама жена тоже должна думать, почему муж куда-то уходит, почему он выпивает, ведь иногда причина этого, может быть, и в ней самой.
– Валентина из Краснодара: «Мне выпал крупный выигрыш, будет ли грехом его получить?».
– Нет, не будет, это же ваш выигрыш, вы же ничего не украли. А если действительно по-христиански относиться, можно десятину от суммы выигрыша отдать нуждающимся.
– Владыка, Нина из Орска позвонила: «На днях мы встречали Владыку в храме Покрова Пресвятой Богородицы, в котором раньше был монастырь, – планируется ли восстанавливать этот монастырь?»
– Да, надеюсь, что со временем монастырь будет возрождаться. Но там нужны женщины, потому что это будет женский монастырь. Поэтому если есть желание приходить и хотя бы первое время совершать совместную молитву, читать Псалтирь, Новый Завет – пожалуйста, приходите. Если сможете еще чем-то помочь, будем рады, а если захотите остаться в монастыре, то еще больше будем рады.
– «В чем суть покаянных канонов? – спрашивает Фотиния. – Для чего их нужно читать перед Причастием?».
– Любая молитва, и перед Причастием, и перед любым делом показывает мое недостоинство, чтобы я понял, что я приступаю к великой святыне, к Богу, сам будучи еще и неготовым, показывает, что я и не достоин. И мы только просим, чтобы Господь смилостивился над нами и допустил бы нас к Причастию. Молитва показывает, что я никто, что как раз мне и нужен Спаситель. Можно себе представить человека, который отдыхает на берегу моря, и человека, который тонет. Если кто-то из них увидел в воде бревно, кто будет радоваться? Конечно, погибающий, тот, кому нужен Спаситель, и, конечно, тот человек начнет кричать: «Господи, спаси меня, ибо я погибаю».
У меня совсем недавно спрашивали, почему необходимо приходить в храм? Приходить в храм необходимо, чтобы взять оттуда что-то: взять Христа, взять Причастие. Милостыню можно творить где угодно, и по дороге в храм, и просто по дороге на работу, молиться можно дома и в любых других местах, как апостол Павел сказал, а вот Причастие можно взять только в храме. И ради Причастия человек и ходит в храм и должен приходить и причащаться. Эти молитвы направлены к тому, чтобы человек достойно причащался в храме Божием.
– Владыка, раз уж мы заговорили о Причащении... Существуют два взгляда на это величайшее таинство: согласно одному из них, причащаться часто нельзя, достаточно причащаться несколько раз в год, а согласно другому, причащаться надо как можно чаще, потому что иначе Литургия превращается в какой-то спектакль. Какая точка зрения Вам ближе?
– Я считаю, что диакон совершенно четко говорит: «Со страхом Божиим приступите, вкусите и увидите, яко благ Господь». Поймите, служба совершается ради Причастия. Вечерняя служба – это подготовка к Литургии, вся Литургия – подготовка к Причастию. И когда диакон выходит через Царские врата и призывает людей приступать к Чаше Господней, а никто не приступает – это страшно. Чем чаще человек причащается, тем лучше, потому что человек готовится: если я сегодня причастился, я уже готовлюсь к следующему разу. Может быть, это будет через две недели, может быть, через месяц, но это будет подготовка сознательная. А если я буду знать, что буду причащаться три-четыре раза в году по постам, то могу себе сказать: «успею, до следующего поста еще долго, покаюсь, накануне три дня пост буду держать, и все» – это будет неверно. К следующему Причастию нужно готовиться сразу после состоявшегося Причащения.
– Вот несколько вопросов про пояски, освященные на Поясе Божией Матери, которые раздавались людям. Один от Виктора, из Екатеринбурга: «Можно ли эти пояски стирать?»
– Лучше беречь, лучше хранить так, чтобы не нужно было их стирать.
– Насколько я помню, отец Ефрем отвечал, что если человек на себе этот поясок носит постоянно, то стирать можно, но воду после этого выливать в непопираемое место... И второй вопрос: можно ли разрезать эти пояски и их частичками делиться с ближними?
– Если случилось так, что не у каждого есть этот поясочек, конечно, их можно делить, это же святыня. Мы знаем, что даже и мощи святых делят, чтобы они находились сразу во многих местах и как можно больше людей могли бы к ним приложиться. В этом случае – да, лишь бы только не было кощунства по отношению к святыне.
– Дмитрий Сергеевич из Тамбова: «Владыка, расскажите, как правильно подготовиться к таинству Соборования, можно ли собороваться Рождественским постом или это делается только Великим постом?».
– Каким образом собороваться? Хорошо бы пойти на Исповедь и исповедаться накануне. Конечно, принять душ, подготовиться и помнить, что человек приступает к святыне. Да и одежду тоже надо соответствующую надеть. Христиане должны ходить на соборование и собороваться, а после хорошо бы причаститься. Сколько собороваться раз в году? Принято один раз в году, но если человек болеет, если ему плохо, то можно и несколько раз.
– Любовь из Челябинской области: «Я не подхожу ко кресту и на Помазание – когда-то произошла размолвка с батюшкой, и поэтому я не подхожу. Скажите, грех ли это?».
– По-любому, если у вас что-то случилось с батюшкой, это уже грех. Кто прав, кто виноват, искать не надо, но подойти и поговорить со священником, просить прощения друг у друга и достойно приступать к Чаше Господней необходимо. Кроме того, необходимо помнить, что человек подходит не к конкретному священнику, а он подходит ко Христу, целуя крест, он целует Христа и от этого изображения он переходит к Первообразу. Он чтит Христа, поэтому и подходит и целует крест, понимая, что через Его Крест пришло наше спасение.
– А не конкретного батюшку он почитает, который, может быть, даже в этом конфликте был не совсем прав (может ведь и такое быть).
– Да, просто необходимо подойти и разобраться, потому что она должна приступать к Причастию, будучи достойной.
– Андрей из Липецка задает такой вопрос: «Как во время поста справиться с курением?».
– Почему только во время поста? Всегда надо стремиться бросать, и помнить, что здоровье – это дар Божий, и его надо беречь. Человек, который курит, здоровым не будет, врачи об этом говорят. Ради этого хотя бы стоит воздерживаться, и не только во время поста, но всегда.
– Вопрос (так скажем, сердитый) от Николая. Он спрашивает: «Когда главным предметом в православных учебных заведениях станет не составление служб и способы торговли в храмах, а налаживание настоящей приходской жизни на местах, возрождение духовности общества, чтобы каждый выпускник семинарии мог и создать приход и общину в любви, и поддерживать духовную жизнь в этой общине? Повторюсь, главным предметом сегодня должно стать возрождение приходской жизни, пастырства, а потом уже всего остального».
– Я скажу, что Патриарх Кирилл об этом давно говорит, и в Москве, по большому счету, не увидишь в храме торговли. Наоборот, есть конкретные службы при храмах, которые занимаются и молодыми, и старыми людьми, есть дежурный священник, к которому можно подойти и поговорить.
– Вам с опытом трудов в Новоспасском монастыре, наверное, в Орске будет легче это все реализовать, в том числе и работу с молодежью.
– Да, надеюсь, что с Божией помощью нам и в Орске удастся реализовать те молодежные программы и проекты, которые прошли апробацию в Новоспасском монастыре.
– Евгений из Екатеринбурга спрашивает, какое хобби может быть у православного мужчины?
– Чтение книг, как исторических, так и церковных – это очень хорошее дело; воспитывать правильно детей своих, даже совершать какое-то общее дело – пойти и поработать, помочь кому-то, да просто заниматься зарядкой, это тоже хобби и полезно для здоровья.
– А, допустим, шахматы?
– Если ты играешь, чтобы развивать логическое мышление – это одно, а если думаешь так: «вот, товарищ меня обыграл, значит, он умнее, он лучше меня» – то в этом уже кроется грех.
– То есть страсти не должны зарождаться. А рыбалка?
– Тоже. Если я иду ловить рыбу, потому что это необходимо для жизни, чтобы прокормить себя, это одно, а если просто чтобы убить время, выпить, то, конечно, это плохо.
– То есть у православного мужчины хобби могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они вреда душе не наносили.
– Верно. Надо понимать, что если этот предмет становится богом для меня, я не могу от него оторваться, то это плохо. В принципе, тот же телевизор для многих людей становится божеством, а это страшно.
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
25 января – день памяти святой мученицы Татианы Юная дева, воспитанная высокородными благочестивыми родителями в заповедях Божиих, предпочла выгодному замужеству девство, приобрела звание диакониссы Римской Церкви в царствование Александра Севера.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.