Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Это таинство может быть совершено только епископом
Мы все знаем слово «иерархия» и понимаем, что иерархия необходима в жизни, чтобы был порядок. Собственно говоря, иерархия есть некое старшинство по важности дела. Мы теперь это слово толкуем расширительно, и я говорю, что иерархия в жизни существует везде, есть иерархия любых ценностей, любых дел, любых служений; чтобы был порядок, нужно знать соотношение разных ценностей в жизни, т. е. представлять, что более важно, а что менее важно – без этого порядка быть не может. Это расстановка по важности, – а если быть ближе к смыслу этого слова, по святости («иерос» – «святой»).
Когда мы повинуемся, слушаем и почитаем начальствующих людей, то в этом просто утверждается некое иерархическое различие, и чем выше это положение, тем, естественно, больше людей должны человеку подчиняться, больше у него почета, больше власти. Но все это не имеет никакого отношения к вопросу о спасении человека, о его святости, достоинстве пред Богом. Мы даже знаем, что чем выше стоит человек на иерархической лестнице, тем труднее для него спасение. Гораздо легче спастись простому христианину, чем священнику, священнику – чем епископу. Потому что чем выше положение человека, тем тяжелее крест его, тем труднее этот крест нести, труднее прожить жизнь непорочно и свято.
В Новом Завете священство устанавливается Самим Господом Иисусом Христом, когда Он избирает 12 апостолов и говорим им: «Не вы Меня избрали, но Я избрал вас». Затем избирает 70 апостолов, посылает их на служение, дает им власть изгонять духов нечистых, совершать чудеса, исцелять больных, учить об истине Божией.
Наконец, по Своем Воскресении Христос является Своим ученикам и говорит: «Примите Духа Святого; как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Кому оставите грехи, тому оставятся, кому разрешите грехи, тому разрешатся». Таким образом, Господь поставляет апостолов как особых носителей особой благодати Святого Духа и носителей особенной онтологической власти, которая не присуща человеку вообще по его первоначальному устроению. Это есть власть благодати, дарованная только лишь Самим Сыном Божиим.
Православное христианское священство имеет свое непосредственное основание в новозаветном учении и благословении Христовом. И особенно оно рождается, совершается в Пятидесятницу, когда рождается Церковь, когда на апостолов снисходит Дух Святой и они обретают благодатную силу. Тогда только они делаются апостолами в полном понимании этого слова, и здесь начинается их благодатное и таинственное служение.
Что именно дается в таинстве Священства? Что есть этот благодатный дар?
Это, конечно, дар особенной пастырской любви; если хотите, это есть дар носить образ Христов на себе. Мы знаем, что всякий человек создан по образу и подобию Божию, но в таинстве священства дается как бы еще особенное подобие, уподобление Христу. Предизбранному к священству в этом таинстве дается дар носить на себе образ Первопастыря, почему и носит священник у себя на груди распятие – образ Христа распятого; в этом как бы и состоит особенная сущность этого дара – дара священства. И это, конечно, не может быть сводимо только лишь к предстоятельству в народе Божием. Это нечто большее.
Хиротония, которая теперь переводится как бы в расширительном смысле как таинство Священства, в Церкви понималась с самого начала как некое особое таинство. Это важно понять, чтобы понять учение о Священстве. Дело в том, что всякое таинство – Крещение ли, Венчание, Исповедь ли или Соборование и даже Причащение – имеет целью освятить приходящего человека, оно совершается над человеком ради его спасения, ради его освящения. Хиротония же совершается не для этого. Рукоположение во священника, во диакона, во епископа совершается не чтобы освятить и спасти ставленника. Его рукополагают для Церкви, чтобы через него спасались другие люди. Это есть общецерковное дело. Оно совершается не ради конкретного человека, а ради всей Церкви. В этом таинстве на первом месте стоит служение общецерковное, служение Церкви, а не спасение конкретно одного человека. В этом – принципиальное отличие рукоположения от всех других таинств.
В новозаветной христианской Церкви установлено три степени священства: епископы, пресвитеры (т. е. священники) и диаконы.
Все они называются священнослужителями, потому что через таинство Священства получают благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой: совершать богослужения, учить людей христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.
Епископы составляют высший чин в Церкви. Они получают высшую степень благодати. Епископы называются еще архиереями, т. е. начальниками иереев (священников). Епископы могут совершать все таинства и все церковные службы. Это значит, что епископам принадлежит право не только совершать обычное богослужение, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро и антиминсы, что не дано священникам.
По степени священства все епископы между собою равны, но старейшие и наиболее заслуженные называются архиепископами, столичные же епископы называются митрополитами, так как столица называется по-гречески «митрополия». Епископы древних Церквей, Иерусалимской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, а с XVI века и Русской, называются патриархами.
В помощь епископу иногда дается другой епископ, который в таком случае называется викарием, т.е. наместником.
Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.
В каждой области (епархии) есть свой архиерей. Архиерей – это высшая степень священства и общее звание для всякого священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, митрополита, архиепископа и епископа).
Ступенью ниже стоят священники (пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на приходах, городских и сельских. Священники делятся на иереев и протоиереев. Возглавляет священников в приходе настоятель.
Низшая степень священства – диаконы. Они помогают при совершении таинств архиереям и священникам, но сами не совершают их. Старшие диаконы называются протодиаконами.
Монахов («отшельников») в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого). Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима).
Священники-монахи называются иеромонахами, игуменами и архимандритами. Архимандрит («начальник пещер»)– настоятель крупного монастыря, лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью. Игумен («ведущий») – настоятель обычного монастыря или приходского храма. Монахи-священнослужители, принявшие схиму, называются иеросхимонахами, схиигуменами, схиархимандритами. Монахи в диаконском сане называются иеродиаконами, старшие – архидиаконами.
Как все живое не может жить без солнца, так все духовное не может жить, не питаясь тем Хлебом, который есть Спаситель. Как можем мы питаться Хлебом с большой буквы? Это великая тайна. И совершается она в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых.Иисус Христос, живя на земле, был как бы простым человеком
Елеосвящение (Соборование) – это таинство, в котором, при помазании больного освященным елеем (маслом), призывается на больного Божественная благодать для исцеления его от телесных и душевных недугов. Таинство елеосвящения еще называется соборованием, потому что для его совершения собирается несколько священников
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.