Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (659) → Таинство Крещения

Таинство Крещения

№2 (659) / 9 января ‘12

О таинствах

В этой теме:

О таинствах
Семь церковных таинств
О таинствах
Таинство миропомазания

Господом учреждены были таинства. Таинство Крещения служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для некрещеного закрыты врата рая. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3, 5).

Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия – троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее – символом покаяния.

Освященный елей, которым во время таинства помазуется сначала вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры; кадило – благоухание Святого Духа; белые одежды новокрещеного – освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной и, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.


Что происходит во время крещения?

Слово «Крещение» значит «погружение». Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает (для греховной жизни и сатаны), чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются (прощаются) все его грехи, которые он совершил до крещения.

Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Чин оглашения

Совершению Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…», напоминая, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7), трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву. Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа – жест защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. Но поскольку «свобода», т. е. произвол невозможен в царстве Божественной гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при Крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех ангелов его». Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере.

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от прежних греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что был прежде пленником страстей, сатаны. Священник обращает крещаемого на запад – символ тьмы, темных сил. Крещаемый должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом, крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах и, прежде всего, таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.

Исповедание верности Христу

Однако сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Отрекшегося крещаемого священник обращает обратно к востоку, ко Христу – Свету мира.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры (вместо младенца – восприемник).

Символ веры содержит все основные христианские истины. В древности прежде крещения человек должен был изучить их. И теперь это необходимое условие при крещении.

После прочтения Символа веры начинается сам чин крещения.

Освящение воды

Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После того, как вода освящена, она помазуется елеем. Также священник помазывает маслом и крещаемого: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей, прежде всего, употреблялся как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге – с миром.

Погружение в купель

Затем, наконец, наступает самый главный момент Крещения – священник трижды погружает крещаемого в воду. Сразу после погружения возлагается на новокрещеного крест – в знак того, что теперь он должен исполнить волю Распятого за нас на Кресте Господа нашего Иисуса Христа, хотя бы верующему пришлось терпеть и переносить множество бед и неожиданных несчастий.

В таинстве Крещения верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3–4). Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест. И потому Крещение может и должно определяться – не образно, не символически, а по существу – как смерть и воскресение.

Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом, чтобы жить с Ним и в Нем (Римл. 6, 3–11. Кол. 2, 12–13). Это самое главное в таинстве Крещения.

Облачение новокрещеного

Сразу же после троекратного погружения в воду новокрещеный облачается в белую одежду. В настоящее время это новая белая рубашечка для младенцев и белая сорочка для взрослого новокрещеного.

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. Не во грехе, а в раю явлена истинная природа человека; и в таинстве Крещения он вновь обретает свое изначальное одеяние славы.

 
О таинствах

Семь церковных таинств

Под таинствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество

 
О таинствах

Таинство миропомазания

Миропомазание – таинство, при котором через помазание освященным миром сообщаются крещеному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной. При совершении миропомазания человек освящается Святым Духом и становится членом Православной Церкви.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс