Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (659) → Научитесь жить с Богом, и Он освободит вас

Научитесь жить с Богом, и Он освободит вас

№2 (659) / 9 января ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Церковные праздники, посты и памятные даты в 2012 году
Церковный календарь
Без Крещения нет вечной жизни
Протоиерей Евгений Попиченко

20 января – празднование Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», – сказал Сам Спаситель мира. Ангел во плоти, жизнь которого была сплошным служением Господу, исполнением Его воли, отречением от своих желаний, от самого себя, – это Иоанн Креститель.

Всецелая преданность и послушание голосу Божию с самого детства и до последнего мгновения своей жизни – это Иоанн Креститель. Иоанн Предтеча исполнял многотрудное послушание быть гласом вопиющего в пустыне, быть свидетелем правды Божией, обличителем человеческих грехов.

Господь при сотворении человека дает ему богоподобные черты: разум, бессмертие, свободу воли. Древние греки задавались вопросом, может ли Всемогущий Бог создать камень, который Сам не поднимет? И вот мы видим в Библии решение этой загадки: Бог создает человека, наделенного свободой, – очень страшным оружием, которым мы не умеем пользоваться и направляем против самих себя, разрушая, убивая и злоупотребляя ею, отдавая ее на поругание и на попрание врагам Божиим.

Человек может быть с Богом только если сам того захочет, то есть по своему свободному выбору. Для многих людей это камень преткновения в вере: «Ну как Господь позволил Своему творению или этому миру отпасть от Себя, как Он создал такое несовершенное существо?». Господь, будучи любовью, создает мир по любви и ожидает ответной реакции в виде любви. Мы знаем с детства народную мудрость: «насильно мил не будешь», или, иначе, «невольник – не богомольник». Многие родители часто интересуются, как заставить свое чадо молиться Богу или приходить в храм? Заставить любить абсолютно невозможно. Любовь – всегда жертва, добровольный выбор – одна личность выбирает другую.

Конечно, можно представить себе мир абсолютно стерильный, послушный Богу, но он уже не был бы миром человеческим: был бы мир животных – всякое животное абсолютно покорно закону природы, закону животного естества. Или мир роботов.

Свобода – страшная вещь. Почему? Потому что мы не умеем ею пользоваться. Как пел Владимир Семенович Высоцкий: «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?», что делать со свободой, человек не знает: не знает заключенный, вышедший из тюрьмы, как себя вести на воле, потому что привык жить по определенным схемам и режиму; часто не знает военный, который уволился в запас, а привык жить по расписанию, по команде. Что делать с этой свободой? Потому так часто происходят жизненные надломы: человек жил в системе, потом из нее выпал и дальше не может распоряжаться своей свободой – не привык, не умеет; слушаться привык; жить своим умом – дело очень сложное. Свобода опасна еще и тем, что она неразрывно связана с ответственностью. Мы об этом часто забываем, пытаясь «качать свои права»: хочу то, хочу это. Как дети, подростки (конечно, немножечко глупенькие, недоразвитые) бывают в претензии к родителям: «Почему мне нельзя уйти на ночь к товарищу?». Или «почему вы мне не даете столько-то денег», или «почему нельзя пять часов в день смотреть телевизор или играть на компьютере? Я хочу, дайте мне свободу». – «Хорошо, если ты такой взрослый, то не забудь, что свобода – это и ответственность, живи как хочешь, но при условии, что ты сам отвечаешь за свое здоровье и свое содержание, за конфликты со сверстниками, с учителями, директором школы. Ты за себя материально отвечаешь сам: готовишь себе еду, покупаешь себе одежду, платишь за свою секцию. Все сам...»

Нет, так не хочется, так не нравится, хочется произвола и безответственности – хочется делать все и при этом ни за что не отвечать. Но это не свобода, это именно произвол. Тем более в отношениях с Богом свобода всегда подразумевает ответственность. За всякое праздное слово даст человек ответ в день Суда, тем более – за всякое дело. Свобода – ноша для многих неподъемная. И, кроме того, мы часто даже понятия не имеем, что такое свобода... Иным кажется, что свобода – это «оставьте меня в покое и дайте мне делать то, что я хочу».

Увы. Русский философ А.С.Хомяков очень точно заметил, что свобода – это всегда и во всем умение быть самим собой. Это самое главное, самое трудное – быть всегда и во всем самим собой. Тут и выясняется серьезная проблема: мы не знаем, какие мы на самом деле. Потому что узнать себя можно только в свете Евангельского слова, исполняя заповеди Божии, – только при этом условии человек может узнать, насколько он на самом деле немощен, слаб: грешник, находящийся в рабстве у своих страстей. Ведь самый главный мой враг, самый главный мой рабовладелец живет внутри меня – это грех, это страсти. И освободиться от них самый важный, главный и величайший подвиг в жизни.

И здесь без Божией помощи не справиться. Господь в Евангелии указывает нам совершенно точный ориентир, Он говорит: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Познайте ее, соединитесь с ней. Мы говорили об этом уже не раз, вспоминая суд у Пилата: он задался вопросом, обращенным как бы в пространство, но перед Христом. Он спросил: «Что есть истина?» и пошел, даже не дождавшись ответа. А Истина, Воплощенная Истина стояла перед ним, ибо Господь есть путь, истина и жизнь. Познайте Бога, встретьте Бога, научитесь жить с Ним, и Он освободит вас от тех импульсов, инстинктов, страстей, которыми мы порабощены. Дай Бог, чтобы пример Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна указал нам путь. Он смог познать Истину, он смог обрести свободу. Путь этот открыт для каждого из нас, но «дорогу осилит идущий».


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Без Крещения нет вечной жизни

Протоиерей Евгений Попиченко

19 января – Крещение Господне День Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или иначе Богоявление, – один из величайших праздников: явление Бога во всей полноте.Указания на то, что Бог есть Троица, мы встречаем и в Ветхом Завете.

 
Церковный календарь

15 января – 179 лет со дня кончины преподобного Серафима Саровского

В последний год жизни преподобный Серафим стал заметно слабеть и говорил многим о близкой кончине. В это время его часто видели у гроба, стоявшего в сенях его келии и приготовленного им для себя.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс