Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
19 января – Крещение Господне
День Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или иначе Богоявление, – один из величайших праздников: явление Бога во всей полноте.
Указания на то, что Бог есть Троица, мы встречаем и в Ветхом Завете. Так, на первой странице Библии, в Бытии, при сотворении человека мы слышим: «И сказал Бог: сотворим». Бог – в единственном числе, сотворим – во множественном. Правильнее было бы, наверное, сказать: «и сказали Боги: сотворим», если следовать нормам русского языка.
Открывается Бог в Своей троичности в дивном событии, которое отображено на рублевской «Троице», – явление Бога Аврааму при Мамврийском дубе. Иконописец, святой преподобный Андрей Рублев, изображает не просто историческое событие, а суть происходящего. Икона Святой Троицы открывает нам Троический Совет о сотворении человека, его грехопадении, становлении Человеком Бога Господа Иисуса Христа, второй ипостаси Святой Троицы, об искуплении, о Жертвоприношении. Удивительный образ находит преподобный Андрей: ангелы беседуют о жертве, и в центре мы видим жертвенник с главой ягненка, жертвенного животного. Но мы видим и еще одну чашу, края которой составляют сидящие по сторонам ангелы, и в центре этой чаши – Господь Иисус Христос.
В полноте Бог предстает именно в Богоявлении. Господь Иисус Христос, по исполнении совершеннолетия, которое наступало, по иудейским законам, после тридцати лет (зрелость мужчины, когда к нему прислушиваются, время возможности говорить о Боге, читать Священное Писание в синагоге), пришедши исполнить весь закон и пророки, приходит на Иордан креститься от Иоанна, который за полгода до того, будучи послан Богом как Предтеча Его Сына, вышел на проповедь со словами: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное», и по ангельскому указанию пошел на Иордан крестить людей в покаянии.
Многие приходили к нему, исповедуя свои грехи, и он крестил их водою, которая всегда была стихией чистоты, омывания человеческой скверны телесной. Но Крещение Иоанново было только символом стремления человека изменить свою жизнь, очиститься от прежних грехов, начать жизнь с чистого листа.
Приходит Иисус, входит в иорданские воды. Иоанн возбраняет Ему, говоря: «Мне должно от Тебя креститься». И в момент Крещения, о котором Иисус сказал: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду», Дух Святой в виде голубя снисшел на Христа и с Небес был голос Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое благоволение».
После Крещения Христос начал говорить о Царствии Божием, о вере, о Своем пути, о смысле Своего Пришествия на Землю, – с этого времени Он вышел на общественное служение.
У каждого человека отношения с Богом начинают в полной мере строиться с так называемого духовного рождения: есть рождение по плоти, от родителей, но этого недостаточно, чтобы восстановить поврежденную грехом человеческую природу, чтобы воскреснуть из мертворожденного духовного состояния – по закону греха каждый из нас рождается духовно мертвым, человек поврежден по своей сути, душа его оказывается местом жительства духов злобы поднебесных. И для начала жизни с Богом необходимо особое действие, особое таинство. О нем Господь сказал: «Кто из вас не родится от воды и Святого Духа, не войдет в Царствие Небесное»; очень точно – без Крещения человек не сможет быть в вечной жизни с Богом.
Но одного Крещения недостаточно, ибо в другом месте Господь говорит: «Кто веру имеет и крестится, тот спасен будет». До Крещения необходима определенная и достаточно серьезная подготовка, которой, к сожалению, и до сих пор многие люди не проходят. Обычно отношение крайне потребительское: «куда мне заплатить, что сделать, чтобы покреститься?». Причем всякого рода аргументы, что прежде чем креститься, необходимо подготовиться, люди воспринимают с раздражением: «мы и так все знаем, не надо нас учить жизни, нам надо от вас только одно – получить Крещение». И чаще всего отношения человека с Богом и Церковью на этом заканчиваются.
Мы знаем, что происходит в Крещении. С одной стороны, Господь очищает, прощает, исцеляет человеческую природу, прощает грехи, освобождает душу от этого бремени. С другой, дьявол изгоняется из сердца человека – изгоняется не магическим образом, для этого необходимо делание самого человека. Священник несколько раз спрашивает: «Отрицаешься ли от сатаны, и от дел его, и служения его, и гордыни его?». И человек в добром уме и твердой памяти говорит: «Отрицаюся». Дует на него, как на пыль, как на что-то незначительное и мерзкое, и плюет на него, выражая свою решимость дальше жить по-Божии. Ну, а в подкрепление этой решимости Церковь в следующем таинстве, Миропомазании, дает человеку дар Святого Духа, необходимый для духовной жизни. Человеческая душа воскресает, начинается новый этап жизни – христианский.
Но очень многое зависит от того, как серьезно человек к этому относится. И все чаще и чаще из уст Святейшего Патриарха, из уст епархиальных архиереев мы слышим слова о необходимости длительного серьезного оглашения – подготовки человека, по сути, к началу войны, результатом которой является вечная участь души. А в вечности только два полюса бытия человеческой души: или вечная жизнь с Богом – это рай, или вечная смерть вне Бога – это ад. Промежуточных состояний не будет. И от того, насколько серьезно человек отнесся к оглашению, хорошо ли он его усвоил, воспринял практически тактику и стратегию ведения невидимой духовной войны с врагами, зависит успех или поражение в этой борьбе.
Не надо забывать, что дьявол – очень опытный воин. Когда мы об этом говорим, это не просто аллегории и иносказания, чтобы как-то попугать человека – это совершенно объективная реальность. В мире существует зло, и это зло динамично, оно все время направлено на экспансию, постоянно стремится завладеть свободным участком человеческой души. И если мы не будем, как воины, ежечасно, ежесекундно бдеть и стоять на посту, то очень скоро, и с весьма трагичными последствиями, наша душа потерпит серьезнейшее поражение.
Необходимо оглашение. Как в другом месте Господь говорит: «Идите, научите все народы» – слово Божие: сначала научите, потом во имя Отца, и Сына, и Святого Духа покрестите, а потом «уча соблюдать все, что Я повелел вам» – потом научить нравственной, евангельской жизни в Церкви. Любой из этих этапов упусти – человек станет беззащитным против духовного противника. Господь указал нам путь. Его жизнь, Его Крещение, Его слово, Его смерть и Воскресение для каждого человека открыли вход в Царство Небесное. Но Господь этот путь не может пройти за нас – Он его нам указывает, Он готов идти с нами рядом, но человек должен шагать своими ногами, своим сердцем, своим умом, своей верой. Дай Бог не быть нам камешками, лежащими на дороге.
Церковные праздникиДвунадесятые переходящие праздники 8 апреля, воскресенье – Вход Господень в Иерусалим 24 мая, четверг – Вознесение Господне 3 июня, воскресенье – День Святой Троицы. Пятидесятница
20 января – празднование Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», – сказал Сам Спаситель мира.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.