Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 1 февраля 1940 г.
Дата хиротонии: 30 июня 1985 г.
Дата пострига: 27 июля 1965 г.
День ангела: 28 июля.
Образование:
Награды
Дата создания: 1895 г.
Омская и Семипалатинская епархия учреждена в 1895 году, с центром в г. Омске. В состав епархии вошли некоторые приходы Тобольской и Томской епархий: церкви Акмолинской и Семипалатинской областей, Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов Тобольской губернии и Бийского округа Томской губернии. В 1911-1913 гг. – Омская и Акмолинская; в 1913-1937 гг. – Омская и Павлодарская; 1943-29 мая 1947 гг. – Омская и Тарская; в 1947-1990 гг. – Омская и Тюменская; с 1990 г. – Омская и Тарская. В настоящее время епархия включает приходы и монастыри Русской Православной Церкви в Омской области.
На территории епархии (по состоянию на 2010 год) – 236 приходов и 8 монастырей.
Адрес: 644024, г. Омск, ул. Интернациональная, 25.
Телефон: (3812) 25-37-03, 36-24-25.
E-mail: omskeparhia @rambler.ru
Архиепископ Омский и Павлодарский. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
В миру – Ольшевский Иустин Львович, родился 1 июня 1860 года в семье диакона села Косовка Сквирского уезда Киевской губернии.
В 1883 году окончил Киевскую Духовную семинарию, а в 1887 году – Киевскую Духовную академию со степенью кандидата богословия.
Своей миссионерской работой заслужил авторитет в церковных кругах, еще не будучи рукоположен.
В 1892 году рукоположен в сан диакона.
2 февраля 1892 года рукоположен во пресвитера к полтавскому кафедральному собору.
Епархиальное начальство, высоко ценя заслуги протоиерея Иустина, неоднократно предлагало принять ему сан архиерея, но он по своему смирению всякий раз отказывался.
10 декабря 1910 г. протоиерей Иустин назначен епископом Прилуцким с пострижением в монашество. 23 декабря 1910 года пострижен в монашество и 25 декабря возведен в сан архимандрита архиепископом Полтавским Назарием (Кирилловым).
16 января 1911 года хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. С 13 ноября 1915 года – епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии.
С 4 июня 1915 года – епископ Омский и Павлодарский. Был участником Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. В январе 1918 г. вернулся в Омск.
4 февраля 1918 г. возглавил грандиозный Крестный ход по улицам города.Останавливались у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с призывом хранить Православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение. После этого он был арестован, но безбожники вынуждены были отпустить его, так как на его защиту поднялись горожане.
В 1918 году Святейшим Патриархом Тихоном ко дню Святой Пасхи года был возведен в сан архиепископа. Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта.В ноябре 1918 г. в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Высшее временное церковное управление Сибири, главой которого избрали архиепископа Сильвестра. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Когда адмирал А.В. Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России.
В марте 1919 года архиепископ организовал Крестный ход по городу с участием А.В. Колчака и колчаковского правительства. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат Белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт военных священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей. В конце 1919 г. при отступлении Белой армии из Омска остался с вверенной ему Богом паствой и был сразу же арестован большевиками. В течение двух месяцев подвергался истязаниям в ЧК, где от него безрезультатно требовали «покаяния».
26 февраля 1920 года был жестоко убит. Прибив руки святителя гвоздями к полу, безбожные изверги раскаленными шомполами прижигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили ему сердце. Тело священномученика затем было тайно захоронено палачами; место погребения было до недавнего времени неизвестно.
В 1998 году архиепископ Сильвестр был канонизирован как местночтимый святой Омской епархии. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
16 июля 2005 года археологи обнаружили захоронение православного архиерея при раскопках фундамента взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора в самом центре Омска. В гробнице, которая обнаружена в тайной подземной комнате под притвором Николая Чудотворца, были найдены икона, кусочки ткани, останки тела и другие находки, свидетельствующие о том, что это захоронение именно архиепископа Сильвестра. Позже принадлежность мощей архиепископу Омскому и Павлодарскому Сильвестру подтвердили результаты экспертизы.
25 февраля 2009 года в восстановленном омском Успенском кафедральном соборе установлена рака с мощами священномученика Сильвестра.
К началу ХХ века за Уралом насчитывалось 11 епархий. Самыми древними были три из них: Тобольская (1620), Иркутская (1727) и Оренбургская (1799). Остальные же были открыты в XIX веке, хронологически в следующем порядке: Томская (1832), Благовещенская (1840), Енисейская (1861), Якутская (1868), Туркестанская (1871), Омская (1895), Забайкальская (1894) и Владивостокская (1898). Как видим из этого перечня, Омская епархия была сравнительно молодой. Каковы же причины выделения Омской епархии из Тобольской?
Во-первых, обширность территории Тобольской епархии.
Во-вторых, начавшаяся в XIX веке колонизация киргизской степи повлекла за собой не только образование новых населенных пунктов, но и возникновение новых приходов.
В-третьих, постепенное смещение административного центра Западной Сибири с севера на юг. С 1824 г. Омск становится центром Западно-Сибирского генерал-губернаторства, а с 1882 г. и столицей Степного края.
Перемещение административного центра поставило на повестку дня вопрос об образовании новой епархии. Вопрос этот волновал общественное мнение уже с 1863 г. В 1885 г. на Соборе Сибирских архипастырей в городе Иркутске вопрос об образовании Омской епархии вновь встал на повестку дня. Согласно решению Иркутского Собора, открытие новой епархии было предрешено. В связи с этим была создана комиссия по выделению Омской епархии, которая функционировала в 1887–1888 гг. Она выработала проект, который был представлен на рассмотрение в Тобольскую Духовную консисторию. Та, в свою очередь, с добавлениями отправила их в Святейший Синод. 14 марта 1895 г. последовал Указ об учреждении Омской епархии с центром в г. Омске, к которой отошли часть приходов Тобольской и Томской епархий, а именно: церкви Акмолинской и Семипалатинской областей, Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов Тобольской губернии и Бийского округа Томской губернии.
Первым архиереем назначен 18 февраля 1895 года епископ Григорий (Полетаев) с титулом епископ Омский и Семипалатинский. При Владыке были приведены в порядок (переплетены) метрические книги, по которым выдавалось множество справок. 1 января 1898 г. учреждена газета «Омские епархиальные ведомости». В том же году был освящен кафедральный Успенский собор, в закладке которого принял участие Наследник престола Николай Романов (будущий Император Николай II).
В 1918 г. началась гражданская война. На территориях, занятых Белой армией, не имеющих связи с Патриархом, состоялось Сибирское церковное совещание из 13 архиереев и 26 членов Поместного Собора, на котором организовано Временное церковное управление во главе с тогдашним Владыкой Сильвестром. Первым же делом был отменен декрет от 19 января 1918 г., Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В конце 1919 г. большевики захватили город Омск. Придя к власти, они сразу же арестовали святителя. После нескольких месяцев заключения архиепископ Сильвестр мученически погиб 13 (26) февраля 1920 г. Священномученик Сильвестр Омский и Павлодарский прославлен Церковью в лике святых в ноябре 1999 г.
Конец 20-х – начало 30-х гг. характеризуются ужесточением борьбы с религией. В жизни это выразилось в массовых арестах духовенства и верующих, закрытии храмов, усложнении процедуры регистрации приходов. Так, в Омске были закрыты: Скорбященская церковь (1928), Свято-Никольский собор (1929), Иверская и Серафимо-Алексиевская часовни, Воскресенский войсковой собор (1931) и др. В сельских районах основной период закрытия приходов выпадает на 1930–1934 годы.
В феврале 1935 г. был взорван Успенский кафедральный собор города Омска. В том же году была отобрана у верующих Илиинская церковь, а в следующем году она была разобрана на стройматериалы.
В конце 1937 г. Омская епархия фактически прекратила свое существование, а вместе с ней и викарные епархии. Были закрыты церкви Михаила Клопского (1938), Знаменская (1938), Всехсвятская на Казачьем кладбище (1939), Параскевы Пятницы (1939), Никольская в Игнатовке (1939). Действующих церквей не осталось.
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в отношение к Православной Церкви. В 1943 г. по все стране стали открываться храмы. На город было разрешено открыть только два прихода, ими стали церкви Крестовоздвиженская на ул. Тарской и Никольская в Ленинск-Омске (на ул. Труда). В области были открыты еще 4 прихода.
Вторая половина 80-х стала поворотным моментом в положении религии в стране. С 29 июля 1986 г. Омскую епархию возглавляет митрополит (тогда архиепископ) Феодосий (Процюк).
С 1986 года по сегодняшний день продолжается духовное возрождение Омского Прииртышья. Благодаря активной деятельности на Омско-Тюменской, а с 1990 года и на Омско-Тарской кафедре Его Высокопреосвященства митрополита Омского и Тарского Феодосия при активной поддержке губернатора Омской области Л.К.Полежаева епархии были возвращены не только используемые не по назначению Божии храмы, но и практически в каждом районном центре появились вновь воздвигнутые.
В 2001 г. в праздник Рождества Христова совершилось освящение Христорождественского кафедрального собора, который сразу стал главным духовным центром православного Омска.
Омское епархиальное православное Духовное училище – учреждение среднего профессионального образования. Училище является правопреемником подобного учебного заведения, открытого в Омске в 1838 г. В XIX веке училище помещалось в бывшем доме штаб-лекаря Катонова и двух других домах, принадлежащих Ильину и госпитальному служителю Костромину, располагавшихся на Бутырском Форштадте. Эти дома были куплены вместе с земельным участком (675 кв. саженей) Омским епархиальным управлением. В 1842 году в духовной школе насчитывалось 5 преподавателей и 65 воспитанников. Учебное заведение подготавливало священно- и церковнослужителей. В 1871–72 гг. училище, по настоянию ишимского и с согласия омского духовенства было переведено в Ишим.
Весной 1909 г., после того, как епископ Омский Гавриил направил ходатайство в Св. Синод об открытии в Омске Духовной семинарии, рассматривался вопрос о возможности этого. В качестве оптимального варианта епископом Владимиром Омским и Акмолинским в 1912 году был поднят вопрос о переводе в Омск Ишимского Духовного училища и об открытии на его базе начальных классов семинарии. Из предреволюционной периодической печати известно, что в 1916 г. из Ишима были переведены начальные классы училища, с преобразованием в начальные классы семинарии, и в 1916-17 гг. занятия начались. Революционные события прервали традицию духовного образования в Омске.
Деятельность училища была возобновлена в 1991 году.
На Руси храмы и монастыри всегда были большим, чем просто религиозная община – центры культуры, науки, воплощение духовности, русские монастыри делили все радости и тяготы своего народа. В полной мере это относится и к Ачаирскому женскому монастырю, пережившему вместе со страной и славные, и горькие страницы.
В конце XIX в. в 50 км от Омска вверх по течению Иртыша была основана женская община при Михаило-Архангельской церкви, землю под строительство которой подарил богатый казак Михаил Бубеннов. Община развивалась и к 1907 году переросла в Ачаирский крестовый женский монастырь. Средства на строительство монастыря поступали как от местного казачества, так и из специально созданного для этой цели фонда императора Александра III. Важным событием для монастыря стало то, что в 1913 году его благословил архиепископ Андроник, впоследствии причисленный к лику святых. Послушницы в обители занимались хозяйством, рукодельничали, во время гражданской войны ухаживали за ранеными.
После установления Советской власти монастырь постигла участь многих оскверненных и поруганных религиозных святынь. Настоятельница монастыря игумения Евпраксия (Рождественская) в 1920 году была арестована, имущество было конфисковано и разграблено, и монастырь прекратил свое существование. А территорию бывшей святой обители в 30-х годах прошлого века облюбовало НКВД, организовав там колонию № 8 ГУЛАГа. В колонии постоянно находилось до 900 человек уголовников и «политических», которых доставляли к месту заключения на подводах и по Иртышу. В лагере не было необходимости расстреливать узников: невыносимые условия содержания, холод, голод и болезни уносили тысячи жизней. По некоторым данным, в колонии за время ее 16-летнего существования погибли около 200 тыс. человек, которых хоронили здесь же, во рвах на территории монастыря и на расположенном рядом кладбище. Узнать их имена сейчас невозможно, сразу после смерти Сталина колония была срочно расформирована, здания взорваны и в спешном порядке уничтожены все документы и архивы.
Вот в таком страшном виде предстала бывшая святая обитель перед архиепископом Омским и Тарским Феодосием, посетившим ее в 1991 году. Потрясенный увиденным и услышанным, Владыка Феодосий принял решение о возрождении монастыря. И уже в следующем году, совершив панихиду по замученным и убиенным, он благословил строительство женского монастыря в честь Животворящего Креста Господня. На месте массовых захоронений был установлен Закладной крест, и именно с этого креста на невысоком насыпном холме и началась вторая жизнь монастыря.
Сегодня на выделенных монастырю 38 га земли воздвигнуты 7 храмов, 5 часовен, кельи для монахинь, трапезные и небольшая гостиница для паломников. Монастырь живет своей жизнью, трудоспособные монахини для своих нужд разводят домашних животных, выращивают хлеб и овощи, заботливо благоустраивают территорию. Им помогают в этом паломники, святая обитель радушно открыта для всех, кто хочет приобщиться к вере, жаждет исцеления и просто нуждается в отдыхе души.
В праздничные и воскресные дни богослужения проходят в самом центре монастыря в золотоглавом соборе Успения Пресвятой Богородицы. Всего у монастыря 33 купола, 9 из которых, символизируя число Богородицы, находятся на Успенском соборе. Величественный собор вместе с возведенной напротив колокольней являются своеобразным символом Ачаирской святой обители. Колокольня с приделами Кирилла и Мефодия и Константина и Елены высотой 57 м – едва ли не самая высокая в Сибири. В крипте собора расположена главная святыня монастыря – особый придел Сибирская Голгофа, посвященный памяти почивших соотечественников, новомучеников и исповедников Российских.
На территории Ачаирского монастыря уже после его основания был открыт источник минеральной воды, слава о которой быстро разнеслась за пределы Омской области. Вода из святого источника всегда, даже в самые лютые морозы имеет температуру человеческого тела – не выше 37 градусов. Она поступает из скважины глубиной около 1 км в купель, отделанную природным камнем, в которой можно принимать лечебные ванны, а можно пить воду прямо из источника. Тысячи людей едут к святой воде за исцелением, и, как оказалось, не напрасно. Экспертиза показала, что вода из источника богата целым набором микроэлементов: ортоборной и метакремниевой кислотами, бромом, кальцием, натрием, магнием и калием. Многие благодаря монастырской воде вылечили хронические болезни желудка, печени и эндокринной системы, наблюдались случаи излечения от сахарного диабета. Популярности целебному источнику добавило и то, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил ее во время своего визита в Ачаир. Рядом с источником в 2000-м году был освящен новый храм Иоанна Крестителя «на водах», предназначенный для Крещения. Внутри небольшого деревянного храма расположен крест, по которому постоянно стекает теплая целебная вода.
С 1995 года воду из целебного источника стали разливать в бутылки. Сейчас она известна жителям Сибири под маркой «Ачаирский монастырь».
Web-сайт Омской и Тарской епархии: http://omsk-eparhiya.ru
– Уважаемые телезрители, мы продолжаем цикл передач «Мысли о прекрасном». Передачу ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко. Мы традиционно встречаемся с музыкантами, художниками, деятелями культуры. Сегодня наш гость – руководитель иконописной мастерской Валентин Иванович Берсенев.
Переполненный в тот вечер зал екатеринбургского Театра юного зрителя аплодировал стоя. Песни в исполнении двенадцати мужских голосов будили самые тонкие струны души и в то же время наполняли воодушевлением и силой.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.