Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дата рождения: 14 августа 1964 г.
Дата хиротонии: 2 февраля 2003 г.
Дата пострига: 22 декабря 1989 г.
День ангела: 6 мая
Образование:
Место работы:
Награды
Дата создания: 1672 год.
Адрес: 603058, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Суздальская, 58.
Телефон: (831) 258-56-98 (секретарь епархии); (831) 258-09-19 (канцелярия) .
Факс: (831) 258-04-17.
E-mail: canc@nne.ru.
Кафедральный город – Нижний Новгород, кафедральные соборы: с 12 сентября 2009 года – Александра Невского (Нижний Новгород) и Воскресения Словущего (Арзамас). До сентября 2009 года в Нижнем Новгороде кафедральным был Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор, а до 1930 года – Спасо-Преображенский собор в кремле.
мужские
женские
Решение о создании отдельной Нижегородской епархии было принято еще в 1589 году на XXVIII Московском Соборе. Ускорило это решение опасное умножение сторонников старообрядчества в «Низовской земле», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы – участники крестьянской войны (1670–1671).
Наконец, 24 марта (3 апреля) 1672 года Нижегородская епархия была учреждена.
С момента учреждения в 1672 году и до конца XVIII века резиденция архиереев находилась в кремле, при епископе Дамаскине резиденция была перенесена в новое здание, построенное на территории упраздненного Ивановского монастыря.
Перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия была близка к уничтожению: почти все храмы были закрыты или уже не существовали, в Горьком были закрыты все церкви. Согласно подсчетам 1943 года, из 1126 церковных зданий епархии 892 использовались под клубы, школы и склады, а 228 разрушались, пустуя. В 1945 году было открыто 13 храмов, в 1946 году – 6, в 1947 году – 3, в 1948 году – 2 храма.
В 1950 году в епархии насчитывалось 47 зарегистрированных храмов, в том числе 3 – в Горьком. Кроме того, насчитывалось около 60 незарегистрированных молитвенных домов, богослужения в которых совершали заштатные священники и миряне.
В 1996 году был открыт сайт епархии, ставший первым православным сайтом России.16 июля 2005 года начал работу православный телефон доверия. За пять лет работы на него поступило 63 тыс. звонков.
Основание Серафимо-Дивеевской обители
Около 1758 года в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь прибыла богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, вдова подпоручика Агафия Семеновна Мельгунова со своей трехлетней дочерью и приняла монашество с именем Александры. Здесь ей было видение Божией Матери, в котором Царица Небесная повелела матери Александре: «Это – Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой Горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою!». Посоветовавшись с богодухновенными отцами Киево-Печерской Лавры, матушка Александра безбоязненно пустилась в путь, указанный ей Богоматерью.
По дороге в Саровскую Пустынь мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. И снова ей было видение Божией Матери, указавшей, что это место и есть то самое, которое Она повелела искать.
После этого мать Александра в великой радости пошла в Саровскую Пустынь и просила вразумления у старцев, которые посоветовали ей исполнить все указанное ей Царицею Небесною и благословили поселиться в двух верстах от села Дивеева в деревне Осиновке. Здесь вскоре заболела и скончалась ее девятилетняя дочь. После этого мать Александра отправилась в свои поместья, чтобы окончательно распорядиться своим имуществом и имениями. По завершении дел, около 1767 года, она поселилась в селе Дивееве у приходского священника Василия Дертева. Она выстроила себе келью на его дворе и прожила в ней двадцать лет. В 1773 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в селе Дивееве в честь Иконы Казанской Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Строительство храма было закончено в 1773 году.
Начало Казанской общины
В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила здесь три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить еще трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был Саровский старец Пахомий.
Провидя свою кончину, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины и позаботиться о будущей обители, обетованной ей Царицей Небесной. Отец Пахомий ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь..., но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело». Мать Александра повторила свою просьбу отцу Серафиму.
После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили начальницей Анастасию Кирилловну, которая в течение семи лет собрала в общину до 52 сестер.
С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Чрезмерно суровая строгость ее настолько не понравилась сестрам, что из 52 выбыли в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который не вышел тогда еще из затвора, но начал уже принимать посетителей.
Создание Мельничной общины
Батюшка Серафим хотел смягчить строгость устава Казанской общины. Он желал научить сестер простоте жизни и легчайшему приобретению благодати Духа Святого именно тем способом, какому и сам научился из многолетней собственной опытности, но Ксения Михайловна не согласилась, говоря, что им уже дан устав Саровским строителем Пахомием. Тогда батюшка Серафим оставил их и обратился к прежнему пустынножительству. 25 ноября 1825 года ему явилась в Саровском лесу Царица Небесная и сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии – монахини Александры? Ксению с сестрами ее – оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, кого именно взять, а место указала на востоке, против алтаря Казанской церкви. И Сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы.
Преобразование общины в монастырь
Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1861 года объявлено было о возведении состоящей в Ардатовском уезде Дивеевской женской общины на степень третьеклассного общежительного монастыря.
В начале 1862 года митрополит Московский Филарет писал об этом событии наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Молитвы отца Серафима победили. Святейший Синод определил Дивеевскую настоятельницу Елисавету постричь и произвести в игуменью». Так сбылись пророческие слова отца Серафима, сказанные в разговоре с одной из Дивеевских сестер: «Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится монастырь». Елизавета Алексеевна Ушакова была посвящена в сан игумении 17 ноября 1862 года с наречением имени Марии. Устав в монастыре был взят Мельничной Серафимовой Дивеевской общинки, поэтому весь монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским.
Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания (манатея – тонкая домотканая шерсть). В свиточном шили свитки (рубашки) для Саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы.
В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.
К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием.
В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Земли, хозяйства, хутора – все было изъято. Несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году оставалась паломническим центром.
Возрождение
Батюшка Серафим говорил: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?». В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон обители. Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь закрыли.
Возрождение в селе Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской Иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, вновь был освящен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. С 1 января 1991 года все уставные богослужения в нем совершаются ежедневно.
21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.
Web-сайт Нижегородской и Арзамасской епархии: www.nne.ru
Книга митрополитов Антония Сурожского и Анастасия (Грибановского) и архиепископов Иоанна (Шаховского) и Сергия (Королева) «Мгновения святой тишины» Митрополиты Антоний Сурожский и Анастасий (Грибановский), архиепископы Иоанн (Шаховской) и Сергий (Королев).
Сегодня мы поговорим о величайшей из страстей, которая порождает все остальные, – о гордости. Как невозможно сказать, что такое смирение, дать ему определение, так трудно, если не невозможно, дать определение и гордости. Что такое гордость?
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.