Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (654) → Нижегородская и Арзамасская епархия

Нижегородская и Арзамасская епархия

№45 (654) / 28 ноября ‘11

Епархия

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий

Дата рождения: 14 августа 1964 г.
Дата хиротонии: 2 февраля 2003 г.
Дата пострига: 22 декабря 1989 г.
День ангела: 6 мая

  • Родился в г. Жлобин Гомельской области Беларуси, в многодетной семье. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.
  • В 1981 году закончил среднюю школу. По окончании школы работал водителем, с мая 1984 г. по июнь 1986 г. служил в рядах Советской армии.
  • После увольнения в запас в 1986 году поступил в Московскую Духовную семинарию.
  • В ноябре того же года был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. Монашеский постриг с именем Георгий (в честь св. великомученика Георгия Победоносца) принял 22 декабря 1989 г., в день праздника иконе Божией Матери «Нечаянная Радость».
  • В 1990 году закончил семинарию и поступил в Московскую Духовную академию.
  • 9 октября 1990 г., в день праздника преставления св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова рукоположен во иеродиакона епископом Викентием (Морарем), викарием Кишиневской епархии (ныне – митрополит Ташкентский и Узбекистанский).
  • 9 апреля 1991 г., в день праздника Иверской иконе Божией Матери, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II хиротонисан во иеромонаха.
  • С ноября 1991 г. нес послушание заведующего свечной мастерской. 20 января 1993 г. назначен экономом Троице-Сергиевой Лавры.
  • В июне 1995 г. закончил Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия по кафедре истории Русской Церкви (тема диссертации – «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)»). По окончании МДА преподавал общецерковную историю и византологию на 3-м курсе Московской Духовной семинарии, продолжая одновременно исполнять послушание эконома обители. Работая экономом Лавры, с августа 1998 г. назначен на должность директора Патриаршего архитектурно-реставрационного центра в Троице-Сергиевой Лавре.
  • С 1999 г. провел обширные работы по реставрации храмов и построек обители и реконструкции монастырской территории (в частности, в ходе работ была предпринята масштабная реставрация лаврской колокольни и воссозданы ее утраченные в 1930-х гг. крупнейшие колокола).
  • 31 мая 2001 г. указом Священноархимандрита Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен экономом Объединенного хозяйства Троице-Сергиевской Лавры и Московских Духовных школ.
  • 26 декабря 2002 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви определен быть епископом Нижегородским и Арзамасским.
  • 1 февраля 2003 г. в домовом храме Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря чин наречения архимандрита Георгия (Данилова) во епископа Нижегородского и Арзамасского совершили Святейший ПатриархМосковский и всея Руси Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.
  • 2 февраля 2003 г., в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил хиротонию архимандрита Георгия во епископа Нижегородского и Арзамасского.
  • Учитывая значение Нижегородской епархии в жизни Русской Православной Церкви и во внимание к усердному служению Церкви Божией епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий 24 февраля 2006 г. удостоен возведения в сан архиепископа.

Образование:

  • 1990 г. – Московская Духовная семинария;
  • 1995 г. – Московская Духовная академия; кандидатская диссертация на тему «Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина)».

Место работы:

  • Благотворительный фонд Преподобного Серафима Саровского (председатель правления фонда).

Награды

  • церковные:
    – 2009 г. – орден Прп. Серафима Саровского II степени;
    – орден Свт. Иннокентия, Митр. Московского и Коломенского, II степени;
    – орден Св. Александра Невского I степени.
  • светские:
    – орден Дружбы.

Краткая справка

Дата создания: 1672 год.
Адрес: 603058, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Суздальская, 58.
Телефон: (831) 258-56-98 (секретарь епархии); (831) 258-09-19 (канцелярия) .
Факс: (831) 258-04-17.
E-mail: canc@nne.ru.

Кафедральный город – Нижний Новгород, кафедральные соборы: с 12 сентября 2009 года – Александра Невского (Нижний Новгород) и Воскресения Словущего (Арзамас). До сентября 2009 года в Нижнем Новгороде кафедральным был Спасо-Преображенский (Староярмарочный) собор, а до 1930 года – Спасо-Преображенский собор в кремле.

Монастыри

мужские

  • Благовещенский: 603001, Нижний Новгород, пер. Мельничный, 1; тел. (831) 430-07-97; сайт: blagovm.ru;
  • Вознесенский Печерский: 603063, Нижний Новгород, Приволжская слобода, 108; тел. (831) 436-25-79, 436-17-15; сайт: pechory.nne.ru;
  • Высоковский Ковернинский Успенский: 606570, Нижегородская обл., Ковернинский р-н, п. Выселки;
  • Оранский Богородицкий: 606125, Нижегородская обл., Богородский р-н, с. Оранки; тел. (83170) 4-55-45; сайт: oranki.narod.ru;
  • Свято-Успенская Саровская Пустынь: Нижегородская обл., г. Саров; сайт: sarov-monastery.org;
  • Свято-Успенский монастырь Флорищева Пустынь: Нижегородская обл., Володарский р-н, п. Флорищи;
  • Спасо-Преображенский: Нижегородская обл., г. Арзамас.

женские

  • Абабковский Николаевский Георгиевский: 606143, Нижегородская обл., Павловский р-н, с. Абабково; тел. (83171) 7-13-15; сайт: ababkovo.info;
  • Выксунский Иверский: 607030, Нижегородская обл., г. Выкса; тел.: (83177) 3-38-79, 3-62-50;
  • Крестовоздвиженский: Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а; тел. (831) 433-92-25;
  • Покровский: Нижегородская обл., Богородский р-н, сел. Лукино;
  • Свято-Николаевский: 607220, Нижегородская обл., г. Арзамас, Соборная пл., 1; тел. (83147) 3-00-02;
  • Свято-Троице-Макариево-Желтоводский: 606250, Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево; тел.: (83149) 2-63-60, 2-18-60;
  • Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский: 607320, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с. Дивеево; тел.: (83134) 3-00-15, 4-29-69 (канцелярия); 4-34-45 (паломнический центр); сайт: 4udel.nne.ru;

Средства массовой информации

  • Официальный сайт Нижегородской епархии;
  • «Нижегородские епархиальные ведомости» (газета, выходит дважды в месяц);
  • «Православное слово в Нижнем Новгороде» (ежемесячный журнал, приложение к «Нижегородским епархиальным ведомостям»);
  • «Дамаскин» (ежеквартальный журнал Нижегородской Духовной семинарии);
  • «Моя надежда» (ежеквартальный женский православный журнал);
  • «Саша и Даша» (ежеквартальный православный журнал для детей);
  • «Нижегородская старина» (историко-краеведческий журнал-альманах Вознесенского Печерского мужского монастыря, выходит два раза в год);
  • «Источник жизни» (ежедневная телепередача);
  • «Свете тихий» (еженедельная телепередача);
  • Радио «Преображение»;
  • Радио «Образ»

Из истории епархии

Решение о создании отдельной Нижегородской епархии было принято еще в 1589 году на XXVIII Московском Соборе. Ускорило это решение опасное умножение сторонников старообрядчества в «Низовской земле», где во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы – участники крестьянской войны (1670–1671).
Наконец, 24 марта (3 апреля) 1672 года Нижегородская епархия была учреждена.
С момента учреждения в 1672 году и до конца XVIII века резиденция архиереев находилась в кремле, при епископе Дамаскине резиденция была перенесена в новое здание, построенное на территории упраздненного Ивановского монастыря.

Перед началом Великой Отечественной войны Горьковская епархия была близка к уничтожению: почти все храмы были закрыты или уже не существовали, в Горьком были закрыты все церкви. Согласно подсчетам 1943 года, из 1126 церковных зданий епархии 892 использовались под клубы, школы и склады, а 228 разрушались, пустуя. В 1945 году было открыто 13 храмов, в 1946 году – 6, в 1947 году – 3, в 1948 году – 2 храма.

В 1950 году в епархии насчитывалось 47 зарегистрированных храмов, в том числе 3 – в Горьком. Кроме того, насчитывалось около 60 незарегистрированных молитвенных домов, богослужения в которых совершали заштатные священники и миряне.

В 1996 году был открыт сайт епархии, ставший первым православным сайтом России.16 июля 2005 года начал работу православный телефон доверия. За пять лет работы на него поступило 63 тыс. звонков.


Четвертый Удел Богородицы

Основание Серафимо-Дивеевской обители

Около 1758 года в Киево-Флоровский Вознесенский женский монастырь прибыла богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской губерний, вдова подпоручика Агафия Семеновна Мельгунова со своей трехлетней дочерью и приняла монашество с именем Александры. Здесь ей было видение Божией Матери, в котором Царица Небесная повелела матери Александре: «Это – Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой Горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою!». Посоветовавшись с богодухновенными отцами Киево-Печерской Лавры, матушка Александра безбоязненно пустилась в путь, указанный ей Богоматерью.

По дороге в Саровскую Пустынь мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. И снова ей было видение Божией Матери, указавшей, что это место и есть то самое, которое Она повелела искать.

После этого мать Александра в великой радости пошла в Саровскую Пустынь и просила вразумления у старцев, которые посоветовали ей исполнить все указанное ей Царицею Небесною и благословили поселиться в двух верстах от села Дивеева в деревне Осиновке. Здесь вскоре заболела и скончалась ее девятилетняя дочь. После этого мать Александра отправилась в свои поместья, чтобы окончательно распорядиться своим имуществом и имениями. По завершении дел, около 1767 года, она поселилась в селе Дивееве у приходского священника Василия Дертева. Она выстроила себе келью на его дворе и прожила в ней двадцать лет. В 1773 году мать Александра приступила к постройке каменного храма в селе Дивееве в честь Иконы Казанской Божией Матери на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Строительство храма было закончено в 1773 году.

Начало Казанской общины

В 1788 году местная помещица госпожа Жданова, услышав об обители, пожертвовала 1300 кв. саженей своей усадебной земли возле Казанской церкви для устройства общины. Преподобная Александра построила здесь три келии и оградила строения деревянной оградой. Одну келию заняла сама с послушницей, в другой пригласила жить еще трех послушниц, а третью предоставила для паломников, идущих в Саров. Жила община по строгому Саровскому уставу. Наставником сестер был Саровский старец Пахомий.

Провидя свою кончину, мать Александра просила отца Пахомия не оставлять послушниц Казанской общины и позаботиться о будущей обители, обетованной ей Царицей Небесной. Отец Пахомий ответил: «Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной и попечением о твоих послушницах не отрекаюсь..., но как же и браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, духовность его тебе известна, и он молод, доживет до этого, ему и поручи это великое дело». Мать Александра повторила свою просьбу отцу Серафиму.

После смерти первоначальницы Дивеевской общинки матери Александры осталось три послушницы. Выбирая между собою старшую, они поставили начальницей Анастасию Кирилловну, которая в течение семи лет собрала в общину до 52 сестер.

С кончиной отца Пахомия в 1794 году община потеряла своего заботливого отца. Батюшка Серафим в то время начал свою затворническую жизнь и не мог заниматься делами общины. В 1796 году начальницей общины по выбору сестер была поставлена Ксения Михайловна Кочеулова. Чрезмерно суровая строгость ее настолько не понравилась сестрам, что из 52 выбыли в первый год ее управления 40 человек, но затем стали прибывать новые, так что в 1825 году в общине снова собралось до 50 сестер. Начиная с 1822 года они стали обращаться за духовными советами к батюшке Серафиму, который не вышел тогда еще из затвора, но начал уже принимать посетителей.

Создание Мельничной общины

Батюшка Серафим хотел смягчить строгость устава Казанской общины. Он желал научить сестер простоте жизни и легчайшему приобретению благодати Духа Святого именно тем способом, какому и сам научился из многолетней собственной опытности, но Ксения Михайловна не согласилась, говоря, что им уже дан устав Саровским строителем Пахомием. Тогда батюшка Серафим оставил их и обратился к прежнему пустынножительству. 25 ноября 1825 года ему явилась в Саровском лесу Царица Небесная и сказала: «Зачем ты хочешь оставить заповедь рабы Моей Агафии – монахини Александры? Ксению с сестрами ее – оставь, а заповедь сей рабы Моей не только не оставляй, но и потщись вполне исполнить, ибо по воле Моей она дала тебе оную. А Я укажу тебе другое место, тоже в селе Дивееве, и на нем устрой эту обетованную Мной обитель Мою. А в память обетования ей, данного Мною, возьми с места кончины ее из общины Ксении восемь сестер». И сказала ему по именам, кого именно взять, а место указала на востоке, против алтаря Казанской церкви. И Сама дала ему для сей обители устав новый, нигде до того времени ни в какой обители еще не существовавший. И за непременное правило поставила заповедь, чтобы в сию обитель не дерзала быть принимаема ни одна вдовица, а всегда принимались бы лишь одни девицы.

Преобразование общины в монастырь

Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1861 года объявлено было о возведении состоящей в Ардатовском уезде Дивеевской женской общины на степень третьеклассного общежительного монастыря.

В начале 1862 года митрополит Московский Филарет писал об этом событии наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву): «Молитвы отца Серафима победили. Святейший Синод определил Дивеевскую настоятельницу Елисавету постричь и произвести в игуменью». Так сбылись пророческие слова отца Серафима, сказанные в разговоре с одной из Дивеевских сестер: «Запомни, матушка, у вас на двенадцатой начальнице устроится монастырь». Елизавета Алексеевна Ушакова была посвящена в сан игумении 17 ноября 1862 года с наречением имени Марии. Устав в монастыре был взят Мельничной Серафимовой Дивеевской общинки, поэтому весь монастырь стал называться Серафимо-Дивеевским.

Основной доход монастырю приносили многочисленные мастерские: рукодельная, где вышивали золотом и шелками, гладью по батисту и полотну, живописная, литографическая, где занимались фотографией и метахромотипией (переведением гравированных картин на жесть, камень и дерево), резьбой по металлу и переплетным делом. Монастырские нужды обеспечивали хлебное, просфорное, свечное, портновское, ризное, манатейное послушания (манатея – тонкая домотканая шерсть). В свиточном шили свитки (рубашки) для Саровской братии, до 400 штук ежегодно. Множество корпусов занимали хозяйственные послушания: стекольное, красильно-малярное, погребное, огородное, садовое, мельничное. В монастыре был большой фруктовый сад. Имелся молотильный корпус и две житницы.

В отдельных корпусах помещались богадельня для тяжело больных и престарелых сестер, зубоврачебный кабинет и больница. При монастыре был устроен приют для девочек, преимущественно сирот, где их учили священники, а рукоделию и духовному пению обучали сестры обители.

К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием.

В 1919 году монастырь преобразовали в трудовую артель, но храмы не были закрыты, богослужения продолжались. Земли, хозяйства, хутора – все было изъято. Несмотря на трудности жизни, обитель до разгона в 1927 году оставалась паломническим центром.

Возрождение

Батюшка Серафим говорил: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?». В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон обители. Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь закрыли.

Возрождение в селе Дивееве церковной жизни началось в 1988 году, когда верующим разрешили купить дом над Казанским источником и перестроить его для церкви. В Лазареву субботу 22 апреля 1989 года деревянную церковь освятили в честь Казанской Иконы Божией Матери. 31 апреля 1990 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, вновь был освящен Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря. С 1 января 1991 года все уставные богослужения в нем совершаются ежедневно.

21 июля 1991 года было объявлено в печати решение Священного Синода о возобновлении Серафимо-Дивеевского монастыря. 30 июля того же года в Дивеево торжественно прибыли святые мощи преподобного Серафима Саровского, обретенные в Санкт-Петербурге в музее истории религии, который размещался в Казанском соборе.


Святые покровители Нижегородской земли

  • Преподобный Серафим, Саровский и всея России чудотворец, духовный попечитель Троицкой Дивеевской обители.
  • Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, чудотворец (1444), основатель Троицкого монастыря на Желтом озере.
  • Святой преподобный Ефимий, архимандрит Суздальский, чудотворец (1404).
  • Святой преподобный Варнава Ветлужский (1445).
  • Святой преподобный Варнава Гефсиманский (1906), основатель Иверского Выксунского монастыря.
  • Святой преподобный Иоасаф, Печерский чудотворец (1597).
  • Святой праведный Алексий Бортсурманский (1848).
  • Святой благоверный Великий князь Георгий Всеволодович (1238), основатель Нижнего Новгорода.
  • Великая княгиня Анастасия Иоанновна (1378), супруга Великого князя Андрея Константиновича, в иночестве Васса, в схиме Феодора.
  • Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий (1263).
  • Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (1385), основатель Печерского монастыря.
  • Святитель Гавриил (Городков), архиепископ Рязанский (1862), настоятель Печерского монастыря, ректор Нижегородской Духовной семинарии.
  • Святитель Симеон, митрополит Смоленский (1699), настоятель Печерского монастыря.
  • Святитель Алексий, Митрополит Московский (1378), возобновитель Благовещенского монастыря.
  • Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (1226).
  • Святитель Иларион, митрополит Суздальский (1707), основатель Флорищевой Пустыни.
  • Преподобная Александра (Мельгунова) Дивеевская, основательница Дивеевского монастыря (1789).
  • Преподобная Марфа (Милюкова) Дивеевская (1829).
  • Преподобная Елена (Мантурова), Дивеевская (1832).
  • Блаженная Пелагия (Пелагия Ивановна Серебренникова) Дивеевская (1884).
  • Святая блаженная схимонахиня Параскева (Паша Саровская) (1915).
  • Блаженная Мария Ивановна (Федина) (1931).
  • Преподобный Пафнутий Балахнинский (XVI в.).

Web-сайт Нижегородской и Арзамасской епархии: www.nne.ru

 
У книжной полки

Живое слово о Христе

Светлана Ладина

Книга митрополитов Антония Сурожского и Анастасия (Грибановского) и архиепископов Иоанна (Шаховского) и Сергия (Королева) «Мгновения святой тишины» Митрополиты Антоний Сурожский и Анастасий (Грибановский), архиепископы Иоанн (Шаховской) и Сергий (Королев).

 
Духовное наследие

Митрополит Лимассольский Афанасий: «А ты ел мороженое?»

Православие.ру

Сегодня мы поговорим о величайшей из страстей, которая порождает все остальные, – о гордости. Как невозможно сказать, что такое смирение, дать ему определение, так трудно, если не невозможно, дать определение и гордости. Что такое гордость?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс