Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского». «Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие»
В истории духовной жизни России необычайно интересен и насыщен важными событиями XVI век. В это время шел весьма сложный и подчас болезненный процесс собирания русских земель под власть Великого князя Московского , закладывались основы великой Российской державы. Это был период и наибольшего расцвета уникального мира русского монастырского старчества, явленного нам в великом сонме преподобных отцов из так называемой северной Фиваиды.
Подвижники Крайнего Севера, просветившие светом Евангельской веры мрачные, колдовские земли «зачарованной Похъелы», оказались активными участниками многих событий в истории Православия на Руси в XVI веке. И одним из тех славных просветителей был преподобный Феодорит Кольский. Ему посвящены две книги, которые сегодня находятся на нашей книжной полке: «Житие преподобного Феодорита, просветителя Кольского» и «Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие».
В житии преподобного Феодорита, просветителя Кольского, по словам издателей, раскрывается суть и спасительное величие жизненного подвига одного из выдающихся подвижников Севера, дерзнувшего ступить в древние колдовские вотчины князя тьмы с проповедью веры Христовой и просветившего евангельским светом «полночные» земли Великой Лапландии. Житие, как сообщает автор-составитель в слове к читателю, написано на основе исследований, проводившихся в рамках работы Комиссии по канонизации святых Мурманской епархии, главным результатом чего стало причисление блаженного Феодорита к лику святых с усвоением ему титула «преподобный» и установлением дня памяти 30 августа.
В сборник «Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие» вошли материалы Первых Феодоритовских чтений, которые проходили 30 августа 2006 года в г.Кандалакше и были посвящены памяти великого подвижника и просветителя Севера. Основные темы выступлений – история Кольского Севера, духовное наследие наших предков, восстановление подлинной истории края. Именно об истории в одном из докладов, представленных на конференции, мы читаем: «Территория Крайнего Севера Европейской части России, называемая в то время Великой Лапландией, испокон веку не имела своей государственности. Населявшие этот край лопари всегда находились в гонимом состоянии, не имея определенной государственной принадлежности и, следовательно, защиты. Со времен первых договоров VIII-IX веков между русскими князьями и норвежскими конунгами, а впоследствии российскими Великими царями и шведскими и датскими королями, эти земли всегда считались двое-, а порой и троеданными. Создавать здесь постоянные поселения и строить укрепления запрещалось текстами соответствующих договоров: «Ни мы, ни вы не должны сооружать укреплений, ни в Русии, ни в Карелии».
Простой народ, как с восточной, так и с западной стороны, видя великое природное богатство края и не обращая внимания на договорный статус этих земель, стремился прочно обосновываться здесь. Незаконность поселений привлекала с обеих сторон множество разбойного люда, жаждавшего легкой добычи. Беззаконие, убийства и грабежи были обычным фоном жизни Кольского Севера. Все это, конечно же, сильно влияло на образ жизни лопарского народа, заставляя его искать специфические способы защиты и выживания, накладывало соответствующий отпечаток на духовный мир лопарей.
Первым из российских миссионеров, повстречавшихся с этим племенем, имевшим столь «совершенное» языческое духовное устроение, был прп. Лазарь Мурманский. Еще в 1352 году на берегах Онежского озера этот просветитель лопарского племени в полной мере столкнулся с искусством так называемых «страшащих видений». Первые свидетельства попыток христианского миссионерства непосредственно на Кольском полуострове можно обнаружить в конце XIV – в начале XV веков, и связаны они с деятельностью Николо-Карельского монастыря. С середины XV века на Крайнем Севере Руси начал доминировать Соловецкий монастырь. Один из первых его настоятелей, игумен Досифей так писал об основателе монастыря преподобном Зосиме Соловецком: «Когда слава о добродетелях преподобного Зосимы разнеслась повсюду, тогда многие из окрестных дикарей сами приходили к нему, принимали святое Крещение и даже постригались в монашество». При этом миссионерством в чистом виде братия Соловецкого монастыря практически не занимались.
В конце XV века в Соловецкой обители появился отрок Феодор, будущий Феодорит, славные просветительские деяния которого в корне изменили судьбу лопарского народа. Именно его сердечная скорбь и плач о тех «варварских народах» – лопарском и карельском, живущих «яко звери дикие в пустынях непроходных, в расселинах каменных, отнюдь Бога Истинного, единого и от Него посланного Иисуса Христа не знающих...», сокрушили последний бастион князя тьмы на самых дальних рубежах Руси православной.
Как гласит житие, великий подвижник Крайнего Севера преподобный Феодорит Кольский родился в Ростове Великом в 1481 году. С малолетства обучался книжному слову и языкам в монастыре при Ростовском Архиерейском доме. 12-летним отроком пришел на Соловецкий остров, чтобы стать послушником в монастыре. Через год, после принятия монашеского пострига, Феодорит был отправлен в монастырский Шуереченский скит на 17-летнее послушание к иеромонаху Зосиме, старцу «святому, премудрому и многолетнему». «Навыкнув всякой премудрости духовной» и укрепившись духом во время паломничества в северорусских монашеских обителях, Феодорит ушел в «лопарские пустыни». В 1519 году в окрестностях нынешней Колы он встретил пустынника Митрофана, который впоследствии стал преподобным Трифоном Печенгским. Вместе со старцем Митрофаном пребывали они около пяти лет в подвигах поста и евангельской проповеди среди местных лопарских народов. После этого св. Митрофан удалился для проповеди Евангелия в район реки Печенги, Феодорит же проповедовал на берегах реки Нивы. В 1526 году он крестил местных лопарей и построил первую церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1532 году просвещал верой Христовой лопарей в районе рек Колы и Туломы и здесь же построил церкви Благовещения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Летом следующего года Феодорит отправился в Великий Новгород к святителю Макарию, и Владыка рукоположил его во иеромонахи и избрал своим духовником. Два года спустя Феодорит на несколько лет отправился в «заволжские пустыни» Кирилло-Белозерского монастыря, где занимался созданием лопарской письменности и переводами священных текстов на лопарский язык. Около 1540 года вернулся на Север. В устье реки Колы святой подвижник основал монастырь в честь Святой Троицы. Там в течение нескольких лет он просвещал лопарский народ, обучал грамоте. Монастырь этот стал центром христианской проповеди в Лапландии. Там же около 1542 года прп. Феодоритом было явлено чудо одновременного Крещения двух тысяч лопарей с женами и детьми.
Преподобный Феодорит прожил 90 лет. Испытав на себе скорбь неправедного гонения и тяготы незаслуженного осуждения на ссылку, он достиг славы и почета как «премудрый» богослов, отстоявший высоту российского вероисповедания перед гордыми греческими иерархами. До конца дней своих святой духовно окормлял Печенгский и Кандалакшский монастыри в сане архимандрита и, достигнув блаженной кончины, отошел ко Господу в родном Соловецком монастыре. 30 августа 2006 года в духовной жизни Кольского края произошло событие чрезвычайной важности – впервые в истории Русской Православной Церкви состоялось полноценное празднование дня памяти великого подвижника и просветителя земли Кольской. По словам автора, спустя 400 с лишним лет мы вновь стоим перед проблемами духовного просвещения новых (уже в большинстве своем светски образованных) язычников, с одной стороны, и сохранения малого стада от искушений, с другой. А достойный пример для подражания в этом делании оставил нам замечательный подвижник и просветитель XVI века святой Феодорит Кольский.
Программу «Мысли о прекрасном» ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко Гость программы – Алексей Юрьевич Лапин, руководитель художественной мозаичной студии «Вера»
Высоко над Ментоной сияет золотом православный купол, он притягивает к себе как магнит. Мы здесь впервые, не знаем, как подняться к нему на машине и идем от набережной пешком вверх по узким улочкам города.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.