Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Общество считает, что нравственный облик большинства телеканалов нужно изменить», – говорят в Московском патриархате
«Такова воля народа. Но этой воле противостоит другая воля – воля нескольких тысяч человек, которые захватили командные высоты и контрольные пакеты во многих предприятиях телебизнеса», – пишет глава Синодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в статье, опубликованной в православной газете «Русь державная». По его словам, выступления и в Общественной палате, и в Госдуме, в СМИ, в том числе на самом телевидении, и опросы общественного мнения «однозначно говорят, что люди не удовлетворены, а часто и возмущены тем, что им показывают на телеэкранах в самое, что называется, «смотрибельное» время». «Лучшие эфирные часы, по поводу которых нам постоянно говорят, что их не хватает, особенно для православных передач, для высокой культуры, для образования и воспитания, заполнены низкопробными шоу. Видимо, их главная и единственная цель – это намертво приковать человека к дивану с банкой пива в руке и заставить глупо смеяться над шутками, которые одни и те же люди с минимумом вариаций повторяют кто пять, кто десять, а кто и двадцать лет», – говорится в статье.
Как отметил священник, другой конек многих телеканалов – это «щекотание нервов того же самого обывателя, сидящего на диване с банкой пива, кровью, трупами, душераздирающими преступлениями, скабрезными историями из жизни так называемых звезд, обидными «приколами», в том числе издевательствами над собственным народом и, наконец, сценами разврата, иногда граничащими с порнографией».
Отец Всеволод заявил, что в стране есть «немало тех, кто способен создавать качественные фильмы и телепередачи», причем не только назидательные и просветительские, но и информационные и относящиеся к популярной культуре или юмору, «но на телеэкран это творчество пробиться не может, потому что он захвачен несколькими группами людей, поделивших рынок пустого хохмачества и масскульта».
«Обостряющаяся дискуссия, на мой взгляд, ставит перед высшей государственной властью очень простой вопрос: она должна сделать выбор между волей народа, включая элиту в лучшем смысле этого слова, то есть людей интеллектуальных, опытных, культурных, и волей узкой группы, которая привыкла эксплуатировать пошлость и порок, при этом презрительно поплевывая в сторону «пипла», который все это «хавает», – пишет он.
«Нет, сегодня люди больше не хотят объедаться пошлятиной и развязностью. Я надеюсь, что их голос услышат те, кто принимает политические решения», – подытожил священник.
Пошлостью и насилием наполнены СМИ. А те, кто в обществе дают им отпор, высмеиваются и оплевываются. Эту мысль подтверждает исследование, проведенное профессором Н.А. Дьячковой, преподавателем риторики, культуры речи, искусства миссионерской проповеди, ректором Миссионерского института г. Екатеринбурга.
Она обратила внимание на то, как в некоторых светских изданиях, печатных и электронных, искажаются суть реальных процессов и облик реальных современников.
Какими нас видят
К числу изданий, с которыми мы работали, относятся «Грани. ру», сайт «Эхо Москвы», «Совершенно секретно», «Новая газета», «Сноб» и др. Использовались также примеры из газетных текстов, представленных в Национальном корпусе русского языка.
По данным либеральных СМИ, искаженный образ православного россиянина выглядит так:
православный россиянин – это отсталый, невоспитанный человек, гомофоб, забывший о главной добродетели христианина – смирении: …оголтелые «православные» громят не понравившиеся им выставки, устраивают походы против сексуальных меньшинств, провоцируют нападения на людей неславянской внешности (К. Л., журналист, блогер); …православный гомофоб ударил Лену Костюченко по голове (В.П., сценарист, журналист, блогер); …смирение, о котором наши воинствующие «верующие» вообще забыли («Грани. ру»);
– это трусливый и суеверный человек: …только трусостью, фатализмом, зыбким болотом в душах можно объяснить тот факт, что россияне все еще ходят в церковь и уважительно отзываются иногда об иерархах. Только этой робостью и пещерным суеверием можно объяснить тот факт, что среднестатистический россиянин боится церкви, чтит ее и ходит туда по праздникам, а заодно опасается сказать правду о подавляющем большинстве священнослужителей (Д.Б., писатель, журналист);
– это пожилой необразованный малообеспеченный человек, едва ли не люмпен: львиную долю усердных прихожан по-прежнему составляют люди пожилые, с низким образовательным уровнем, незавидным имущественным и социальным статусом (Д.Ф., «Сов. секретно»).
Вера у него ненастоящая, потому что сегодняшний православный россиянин – это вчерашний комсомолец или коммунист: когда рухнула советская власть и в головах растерянных граждан образовался идеологический вакуум, церковь распахнула свои врата, граждане рванули к алтарям, не сдав своих партбилетов и не сняв комсомольских значков, лучшие места у алтаря заняли те, кто вчера еще стоял на мавзолее. Елоховская церковь заменила собой кремлевский дворец съездов (К.Л., журналист, блогер); …учтем показную православность наших вождей (А. О. , журналист, блогер).
Православный россиянин «православен» лишь постольку, поскольку сегодня это модно: есть мода на православие, ношение крестиков, стояние со свечками в церквах. Власти эту моду всячески поддерживают (даже личным примером). Тут все ясно. При помощи тех или иных догм не так уж трудно манипулировать общественным сознанием, а после краха марксистской догматики образовался определенный вакуум… («Известия», 30.08.2002);
– православные – елейная ханжеская публика, вызывающая у нормального человека отвращение. Как известно, художественная литература может отражать настроения, царящие в обществе. Прислушаемся в этой связи к внутреннему монологу одного из персонажей рассказа М. Чулаки: Не алкоголик он, не наркоман, ни разу даже гонорею не подхватил, а послушать Любку на досуге, он – чудовище беспутства. Это бы еще ладно, но особенно противно было слышать пожелание покаяться. Любка ударилась в модное православие, замаливает грехи и хотела бы, чтобы брат тоже окрестился и ходил целовать попам руки. А его тошнит от этой елейной ханжеской публики! Любка обещала приехать сегодня же, – как же, спешит выполнять свой сестринский и христианский долг (М. Чулаки. Примус // «Звезда», 2002 г.). Приводимые рассуждения характерны для многих наших соотечественников.
Православный россиянин неряшлив, не следит за своей внешностью: отвратительные, гнусные морды из числа «истинно русских православных христиан» руки с грязными, обкусанными ногтями на толстых пальцах за ЧТО вы их [«голубых»] так ненавидите? от них пахнет чистотой вымытого тела и хорошим парфюмом, а не вчерашним перегаром вперемежку с позавчерашним потом (А.Д., актер, блогер);
– это человек психически нездоровый, потому что Православие – это болезнь: Помимо людей неизлечимо больных Православием головного мозга было много молодых людей, которые просто пришли «не дать превратить Москву в Содом» (М.А., фотограф, блогер).
Священники и церковнослужители – это отвратительные, гнусные рожи в черных рясах (А.Д., актер, блогер). Они ведут религиозную пропаганду на телевидении, в армии: …появилась целая когорта медийных батюшек (И.П., «Новая газета»); Теперь эту монополию [православных священников в армии] могут устранить. А попутно устранить и религиозную пропаганду (А.О., журналист, блогер).
Анализируя собирательный образ современного православного, мы выделили ряд приемов, которые используют авторы:
– уничижительные эпитеты: непроходимое невежество, узколобая дремучесть, пещерное суеверие, толоконные лбы;
– отрицательные характеристики известных людей православного вероисповедания: Михалков – политический мародер (С.П., сайт «Эхо Москвы); Георгий Полтавченко – православный чекист (сайт «Эхо Москвы»);
– заголовки, обладающие негативным проспективным потенциалом: Пиррова победа православия («Сов. секретно», 07.07.2007); Силовики благочестия («Отечественные записки», 2003); Православный национализм («Неприкосновенный запас», 2003.11.11); Любая церковь сегодня – это бизнес («Известия», 30.08.2002), Оптина пустынь и губная помада (В.Е., сб. эссе «Мужчины»);
– насмешливые поговорки: Как говорят в народе, поп с кадилом, а черт с рогатиной. Чья взяла? (И.П., журналист, блогер);
– слово «поп» вместо «священник»: …создавалось ощущение, что попы в армии должны были заменить замполитов (А.О., сайт «Эхо Москвы»);
– ироничная интонация, сарказм:… и святые отцы, и иные рьяные поборники нравственности как только его [телевидение] не называли: и исчадием ада, и средоточием греха и разврата. А потом осознали, видать, наместники Бога на земле, что бороться с нечистой силой нужно и на ее территории (И. П., «Новая газета»);
– отсылки к прецедентным текстам, компрометирующим сакральные предметы, в частности крест: Рассказывают, что после появления церкви в «Останкино» заметно сократилось количество призраков, издавна пугавших телевизионный люд. «Вот что крест животворящий делает!» (И. П., «Новая газета»);
– упоминание имен святых в ироничном контексте: И тогда наш герой, призвав на помощь своего небесного покровителя Никиту Бесогона, объявил нечистой силе решительный бой (И.П., журналист, блогер);
– употребление в одном ряду слов «Православие», «Церковь» со словами, вызывающими негативные ассоциации, православие и посконность; Русская Православная Церковь и консервативно настроенные законодатели. См.: увлечение пинать тех, кто слабей никакими православием и посконностью оправдано быть не может (А.К., зампред Московской ОНК, блогер); Русская Православная Церковь и консервативно настроенные законодатели объединились…(А. Ф., блогер). Существительное «посконность», например, заставляет вспомнить поговорки «Куда нам с посконным рылом в суконный ряд!»; «С посконной рожей да в красные ряды», а также фразеологизм «посконный мужик», которые в старой России использовались для презрительного называния людей низкого сословия;
– игнорирование норм речевого этикета, принятого в Церкви, в частности при использовании имен архиепископов и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: Викентий, Кирилл (А. П., журналист радио «Эхо Москвы в Екатеринбурге») вместо – Владыка Викентий, Святейший Патриарх Кирилл;
– фамильярно-уничижительное именование иерархов РПЦ, обыгрывание их фамилий Володя (Вова) Гундяев о Святейшем Патриархе Кирилле (на форумах сайта радио «Эхо Москвы»); господин Чаплин об отце Всеволоде Чаплине, например: господин Чаплин, вы оправдываете вашу фамилию (М. Г., эфир «Эхо Москвы», 26.09.2011.); гундит Гундяев – о митрополите Кирилле (А. Ч., эфир «Эхо Москвы») и др.
В либеральных СМИ сама Церковь консервативна и агрессивна, она вмешивается в жизнь государства, претендует на роль властительницы дум, в то время как само Православие – это темная религия, от которой нечего ждать, кроме вреда и проявления мракобесия, например: …более темной и закрытой религией является православие РПЦ нанесла колоссальный вред России [она] вмешивается в политику, школьное образование. Она чрезвычайно агрессивна (В.П., журналист, телеведущий); Церковь почувствовала себя властительницей дум (К.Л., журналист, блогер); Реакция РПЦ [на гей-парад] вообще мракобесие (В. Е., писатель, телеведущий).
Итак, с точки зрения либеральных СМИ, православный – значит невежественный, некультурный, агрессивный человек.
Это заставляет вспомнить то время, когда в СССР о религии писали как о «религиозном дурмане», Библию называли «выдумкой дикаря, темного, невежественного», и говорили о том, что «религия и библия (именно так, со строчной буквы. – Н.Д.) затуманивает сознание рабочего и крестьянина». Священников называли «развращенной поповской братией», обвиняли в корыстолюбии и писали, что главный «клич поповской жадности: гони монету!»
О социальных стереотипах
Авторы, позиционирующие себя как сторонники либерально-демократических ценностей, повторяют те же оценочные штампы, которые использовали коммунисты в своей антирелигиозной пропаганде. Кроме того, кажется странным, что люди, исповедующие так называемые толерантность и политкорректность, используют язык интолерантности, сознательно понижают статус оппонента.
Это обстоятельство побуждает нас предположить, что образ православного россиянина – один из социальных стереотипов, сформировавшийся в эпоху антицерковной и антирелигиозной пропаганды. Стереотипы же очень живучи.
Известный лингвист Джордж Лакофф, писавший о социальных стереотипах в Америке, иллюстрирует их, в частности, такими примерами: «Стереотипный политик является интриганом, самовлюбленным и бесчестным человеком, стереотипный японец трудолюбив, вежлив, умен». Используя типологию стереотипов, предложенную В. В. Красных, можно квалифицировать социальный стереотип «православный россиянин» как стереотип-представление, то есть как некую картинку, устойчивое представление о каком-либо предмете или ситуации, обусловленное национально-культурной спецификой, за которым стоит «абстрактный собирательный образ».
О природе и функциях социальных стереотипов в монографии «Общественное мнение» (1922 г.) писал американский журналист и политолог Уолтер Липпман: «Мы воспринимаем предметы через стереотипы нашей культуры, стереотипные образы одалживаются миру не только искусством, но и политической агитацией. Необученный наблюдатель вычленяет из внешнего мира те знаки, которые он может распознать. Стереотипы наводняют свежее восприятие старыми образами и проецируют на мир то, что было сокрыто в памяти». По мнению У. Липпмана, социальные стереотипы нужны человеку, поскольку экономят его усилия при восприятии сложных социальных объектов.
Ученый пишет: «Системы стереотипов представляют собой упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира. Она может быть неполной, но это картина мира, к которому мы приспособились, мы чувствуем себя в этом мире как дома. Любое изменение стереотипов воспринимается как атака на основы мирозданья».
«Стереотипы, – пишет У. Липпман, – бастион нашей традиции, и, укрывшись за стенами этого бастиона, мы можем чувствовать себя в безопасности».
Объективно процесс стереотипизации не содержит в себе ничего плохого. По мнению У. Липпмана, «отказ от всех стереотипов в пользу абсолютно наивного подхода к опыту обеднил бы человеческую жизнь».
Однако содержание стереотипов, которое «определяется факторами социального, а не психологического порядка», может быть негативным. Даже само по себе перечисление признаков социального объекта уже содержит оценочность (англичан мы называем чопорными, немцев педантичными и т.д.). Именно на этом свойстве основано оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы.
Многие из нас еще помнят то время, когда стиль жизни православного верующего и священнослужителя намеренно изображался в СССР в карикатурном виде.
Карикатурное же представление стиля жизни кого-либо, по мнению В.И. Карасика, «является одним из целенаправленных способов создания у населения образа врага». Ученый приводит характерный пример. «В результате длительного политического противоборства, – пишет он, – в языковом сознании многих носителей русского языка, граждан СССР, сложились следующие характеристики типичного американца: энергичен, напорист, бесцеремонен, богат, ведет себя как ковбой из фильмов о диком западе, боготворит деньги, курит дорогие сигары, кладет ноги на стол, навязывает всем американский образ жизни. Дядя Сэм угрожает нам атомной бомбой, улыбается широкой улыбкой, сидя в роскошном лимузине». Ученый описывает механизм формирования образа врага: «берутся некоторые внешние броские признаки стиля жизни определенного класса и типа людей (богатые люди, занимаются бизнесом, курят сигары, имеют автомобили) формируются оценочные штампы (с презрением относится к бедным, связан с политиками), добавляются заведомо негативные факты (убийство президента, истязание пленных). В результате происходит создание оценочных стереотипов, закрепленных в образе врага. Оценочные штампы играют в образе врага центральную роль, они цементируют восприятие, хотя и остаются как бы на втором плане, поскольку самое сильное впечатление оказывают факты или якобы факты».
Карикатурный стереотипный образ православного россиянина, каким он предстает перед нами в зеркале либеральных СМИ, являет собой едва ли не образ врага. И оценочные штампы в создании этого образа играют действительно важную роль. Так, в эссе «Оптина пустынь и губная помада» создан карикатурный образ православных и Православия. Здесь присутствуют и оценочные штампы, и факты, и якобы факты. Предоставим читателю возможность самому увидеть в данном произведении факты и отделить их от якобы фактов. Укажем лишь на оценочные штампы, которые представлены в эссе в изобилии: все священники холеные; о христианской любви православные только говорят; попы дурят народ («филологическое шулерство»); цель священства – запугивать людей адскими муками, чтобы можно было манипулировать ими; Православие – бесполая религия («На протяжении истории православие свирепо билось с сексом», «Христианство изнурило себя многовековой безуспешной войной с сексом») и т.д.
А судьи кто?
Социальные стереотипы живучи. Но в то же время они динамичны, и им можно противостоять. Выше мы приводили слова У. Липпмана, полагавшего, что «необученный наблюдатель вычленяет из внешнего мира только те знаки, которые он может распознать». Мы уже видели, какие знаки смогли распознать в социальном объекте под названием «православный россиянин» авторы приведенных выше фрагментов. Рассматривая их зарисовки, лингвист может многое сказать и о самих авторах, поскольку, создавая какой бы то ни было образ, автор текста предъявляет нам свой «речевой паспорт» и тем самым демонстрирует свой социальный статус.
Как правило, почти о каждом авторе приведенных фрагментов можно сказать следующее: интеллектуал, интеллигент, литературно одарен, обычно не атеист, либерал, к Священному Писанию относится в лучшем случае как к памятнику письменности, о Предании Церкви имеет смутное представление, самонадеян (надеется на свой разум, уверен в том, что все понимает и все может объяснить), духовностью считает любовь к искусству и литературе, экуменист (считает, что все религии – это равноценные пути к Богу), и т. д.
Предъявляя нам свои «речевые паспорта», эти авторы рисуют и свои портреты. Что касается автора упомянутого эссе, то в его «речевом паспорте» присутствуют и вульгаризмы, и пошлые шутки, и глумливая интонация.
Впрочем, интонация глумления, ерничанья, сарказма почти всегда окрашивает тексты авторов, рисующих карикатурный образ православного россиянина. Убедительное объяснение этому факту, с духовной точки зрения, дает С. С. Аверинцев. Так, комментируя первые два стиха 1-ого псалма (по Синодальному переводу: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей», ученый замечает, что три глагола в этой трехчленной формуле символизируют три ступени зла. По поводу последнего глагола он рассуждает так: «...последняя ступень зла, описываемая в заключительной части трехчленной формулы (глагол «сидит». – Н.Д.), характеризуется новым сравнительно с предыдущими ступенями настроением покоя. Это поистине шедевр сатаны – адская пародия на благодатное успокоение, обретаемое в Боге. Как говорят наши современники, «расслабьтесь»; в определенный момент ад говорит то же самое своему адепту. Некуда больше ходить, ни к чему больше стоять. Кто созрел для последней ступени зла, оказывается в особой компании: это не просто противники дела Божия, как на первой ступени, не просто сбившиеся с пути беспутники, как на второй, – это циничные «насмешники», «кощунники» (выделено мной. – Н.Д.). Их глумливая болтовня, их сумасшедший смешок, их расслабленное и расслабляющее суесловие – разве мы не видели, разве мы не насмотрелись до тошноты, как это приходит на смену более «серьезным» и даже «героическим» стадиям зла? А на смену цинизму не приходит больше уже ничего. Ибо в нем выражает себя последнее, окончательное, безнадежное растление».
Урок для православных
«Себя как в зеркале я вижу, / Но это зеркало мне льстит...», – писал А.С.Пушкин, вглядываясь в свой портрет кисти художника Ореста Кипренского. Вряд ли мы, православные, вглядываясь в свое отражение в зеркале либеральных СМИ, можем повторить эти слова вслед за поэтом..
Медийное зеркало отражает наш карикатурный, то есть подчеркнуто смешной, а местами и откровенно отвратительный вид. Не будем обижаться, не будем спешить обличать «художников». И уж тем более – не станем вести полемику по принципу «сам дурак». Лучше подумаем о том, какие уроки мы можем извлечь, вглядываясь в это, пусть и кривое, зеркало.
Святейший Патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, поделился с журналистами тем, что был потрясен, получив от зрителей своей программы «Слово пастыря» письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят. Тогда Владыка подверг критике тех верующих, которые с чрезмерным пренебрежением относятся к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от Православия в целом: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни!».
Наше поведение, наша речь, наш внешний вид – все должно быть красивым, достойным той Истины, Которую мы исповедуем. Приглядимся к себе: так ли безупречна наша речь и с нормативной точки зрения, и с этической? Всегда ли мы можем внимательно выслушать оппонента, да и просто собеседника? Не стараемся ли всячески (даже своим неряшливым внешним видом) подчеркнуть свою избранность, свою «особость»? Не агрессивны ли мы в тот момент, когда в чем-то не согласны с мнением собеседника, не стремимся ли в ту же минуту обратить его в свою веру? Всегда ли мы улыбчивы, радостны, терпимы, снисходительны, подчеркнуто вежливы? Кротость, смирение, умение уступить, смолчать… Эти качества присущи нам в полной мере?
Угрюмые, агрессивные, невежливые и невежественные – такими видят нас нецерковные люди, те, кого называют «внешними». Какие же мы после этого миссионеры, если одним своим видом и поведением способны внушить миру отвращение?
Эпиграфом к своей комедии «Ревизор» Н.В.Гоголь избрал пословицу «на зеркало неча пенять, коли рожа крива». Однако сделал он это не сразу, а лишь через несколько лет после первого издания пьесы. Это был его ответ яростным критикам пьесы – тем, кто узнал себя в ее персонажах, но не хотел себе в этом признаться.
Н.А. Дьячкова,
доктор филологических наук, профессор,
ректор Миссионерского института, г. Екатеринбург
Архиепископ Новосибирский и Бердский ТихонДата рождения: 2 июня 1948 г. Дата хиротонии: 19 августа 1990 г. Дата пострига: 19 марта 1981 г. День ангела: 26 августаРодился в Воронеже. После восьмого класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе.
Программу «Мысли о прекрасном» ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко Гость программы – Алексей Юрьевич Лапин, руководитель художественной мозаичной студии «Вера»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.