Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (653) → «Опытность рождает надежду»

«Опытность рождает надежду»

№44 (653) / 21 ноября ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Нет выше призвания
Протоиерей Евгений Попиченко

27 ноября – день памяти святого апостола Филиппа

Апостол Филипп – уроженец города Вифсаиды, родины апостолов Петра и Андрея. Филипп был глубоким знатоком Священного Писания, правильно разумел смысл пророчеств, ибо еще в юности изучил Ветхий Завет, и ожидал прихода Мессии. По призыву Учителя: «Иди за Мной» Филипп стал учеником Господа. Об апостоле Филиппе в святом Евангелии говорится, что он привел ко Христу Нафанаила, сказав тому: «Мы нашли Того, о Ком писали Моисей и пророки», его Господь спросил, сколько нужно денег для покупки хлеба пяти тысячам человек, он привел эллинов, желавших увидеть Иисуса, именно он во время Тайной Вечери спрашивал Христа о Боге Отце.

После Вознесения Господня апостол Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, где воскресил мертвого младенца. Из Галилеи он направился в Грецию и проповедовал среди переселившихся туда иудеев. Некоторые из них сообщили в Иерусалим о проповедях апостола, и тогда из Иерусалима в Элладу прибыли книжники во главе с первосвященником для обвинения апостола Филиппа. Апостол обличил ложь первосвященника, говорившего, что ученики Христовы похитили и скрыли Тело Господа, рассказав, как фарисеи подкупили стражу. Когда же иудейский первосвященник и его спутники стали хулить Господа, они внезапно ослепли, а по молитве апостола все прозрели. Через это многие уверовали во Христа.

Апостол Филипп поставил в Элладе епископа Наркисса (причтен к лику 70-ти апостолов). Из Эллады апостол Филипп отправился в Парфы, а затем в город Азот, где исцелил страдавшую болезнью глаз дочь местного жителя Никоклида, принявшего его в свой дом и затем крестившегося со всем семейством. Из Азота апостол Филипп отправился в Иераполь Сирийский, где подстрекаемые фарисеями иудеи подожгли дом Ира, принявшего к себе апостола Филиппа, а апостола хотели убить. Но чудеса, совершенные апостолом, – исцеление высохшей руки начальника города Аристарха, хотевшего ударить апостола, воскрешение умершего отрока – вразумили иудеев, они раскаялись и многие приняли святое Крещение. Поставив Ира епископом Иераполя, апостол прошел Сирию, Малую Азию, Лидию, всюду проповедуя Евангелие и всюду терпя за это множество невзгод. Спутницей апостола была его сестра Мариамна. Не раз их побивали камнями, заточали в темницы, изгоняли из селений.

Когда апостол Филипп прибыл в Иераполь Фригийский, где был храм, посвященный змеям, с обитавшей в нем огромной ехидной, то силой молитвы умертвил ехидну и исцелил многих укушенных змеями. В числе исцеленных была принявшая христианство жена правителя города Анфипата. Узнав, что супруга стала христианкой, Анфипат приказал схватить Филиппа, его сестру и пришедшего с ними апостола Варфоломея. По наущению языческих жрецов правитель повелел распять святых апостолов. Как только палачи исполнили приказ Анфипата, началось землетрясение, и все присутствовавшие на судилище провалились в образовавшуюся в земле трещину. Висевший на кресте апостол Филипп молился о спасении язычников. Видя происходившее, иерапольцы уверовали во Христа и потребовали отмены казни. Апостол Варфоломей, снятый с креста, был еще жив. Он крестил всех уверовавших и поставил им епископа.

Апостол Филипп, молитвами которого все, кроме Анфипата и жрецов, были спасены, скончался на кресте. Сестра его Мариамна погребла тело святого мученика и вместе с апостолом Варфоломеем направилась с проповедью в Армению, где апостол Варфоломей принял мученическую кончину. Мариамна же проповедовала до своей кончины в Ликаонии.

Обычно человек вспоминает про Бога, когда его посещает какая-либо скорбь. «Как тревога – так до Бога», «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» – говорит народная мудрость. Но скорби скорбям рознь. И, к сожалению, современный человек стал настолько малодушным, немощным, жалеющим себя во всяких жизненных обстоятельствах, что он теряет душевное равновесие из-за абсолютно незначительных вещей. Например, не выплатили на работе премию, или повредил машину, или соседи залили квартиру. Это ничтожные мелочи, а человек теряет равновесие, приходит в уныние, иногда в отчаяние, и начинает роптать и высказывать претензии Самому Богу.

Порой хочется спросить: «Братья и сестры, где же ваша вера? Вы посмотрите на жизнь любого святого!» Чего только ни испытал, например, апостол Павел. Он говорил: «Беды от врагов, беды от сродников, беды от лжебратьев». Многократно был в темнице, несколько раз его побивали до полусмерти камнями, несколько раз попадал в кораблекрушения. И вся жизнь – сплошные труды, скорби и болезни. Или тот же апостол Филипп – сколько ему пришлось перетерпеть! Гонения от «благодарного» человечества, ненависть от иудеев, злоба язычников, тюремные заключения... Апостолы были кристально чистые люди. И они терпели все скорби, терпели с упованием на Бога, понимая, что многими скорбями надлежит войти в Царствие Небесное.

К сожалению, большую часть времени человек теряет в пустоделании, в неверии, не понимая, зачем он вообще пришел на Землю и к чему он, в конце концов, должен прийти. А человек должен успеть подготовиться к вечности, то есть приобрести необходимые качества души, ведь в вечности с Богом могут быть только те, которые достигли Его подобия.

Что это за качества? Мы знаем, что Господь благ, то есть добр, Он милосердный, человеколюбивый, нелицеприятный. Наконец, Бог есть любовь. Но если мы честно, положа руку на сердце, взглянем на свою жизнь, то увидим, что всю жизнь мучаемся обратным – мы учимся нелюбви, мы воспитываем в себе качества, противоположные добродетелям и свойствам Божиим: вместо милосердия в нас процветает жестокосердие, вместо кротости – гнев, осуждение, раздражение, неприязнь, вместо бескорыстия – зависть, зложелательство, вместо смирения – тщеславие, вместо любви – гордыня. И если даже человек захочет что-то в своей жизни изменить, то часто приходит к пониманию, что ничего с собой сделать не может. Потому что наши страсти, горячо нами любимые, стимулируются демонами. Ведь бесы всегда получают от этого определенное удовольствие и энергию для их собственной жизнедеятельности, они питаются за счет человеческих страстей и грехов. Как Господь в Библии дьяволу говорит: «Будешь ползать на брюхе и питаться прахом, перстью земной». И дьявол, исполняя это Божественное наказание, так и питается грязью человеческой – грехами. А бесы ненасытны, поскольку бестелесны, и они все время стимулируют нас и получают свои «дозы» с наших страстей.

Справиться с ними человек может только в союзе, в совместном труде с Богом, когда воля человека соединяется с волей Божией. Именно для этого Господь дает нам такое вспомогательное средство, как скорби. По слову очень опытного в духовной жизни человека, апостола Павла, «скорбь рождает терпение»; человек вынужден терпеть: ну что сделаешь, если заболела печень, или дети выросли хамами, или неблагоприятные жилищные условия – очень сложно по мановению волшебной палочки изменить свою жизнь, и человек вынужден терпеть. А «от терпения рождается опытность», человек приобретает опыт: оказывается, если он с упованием на Бога, с пониманием того, что Господь всегда рядом и всегда готов помочь, поддержать, будет переносить скорби, то у него возникает опыт.

Кроме того, цель жизни христиан – стяжание благодати Духа Святого, стяжание добродетели, и христиане об этом молятся: «Господи, научи меня смирению, любви и терпению, научи покаянию». Но когда мы просим о какой-либо добродетели, значит ли это, что Господь щелчком пальцев переменит наш внутренний мир? Нет. Просто Господь в очередной раз даст нам шанс проявить мужество, терпение, смирение – Он даст нам очередное испытание, и если человек будет правильно себя вести, он приобретет капельку терпения, смирения, мужества, любви. И так, капля за каплей, исполняется его душа благодати Божией. «Опытность, – продолжает апостол Павел, – рождает надежду». То есть человек изо дня в день, понимая, что Господь близок, приобретает надежду, упование на Бога. Ну, «а надежда, – заключает апостол, – не постыжает», то есть человек получает исполнение своей надежды.

Дай Бог всем нам, дорогие братья и сестры, эту цепочку воспитания добродетели всегда иметь в виду и терпеливо переносить, уповая на Господа Бога, все жизненные обстоятельства, которые Он посылает для нашего спасения.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
День святой Екатерины

7 декабря Екатеринбург чтит память своей небесной покровительницы – святой Екатерины

О почитании великомученицы Екатерины в России свидетельствует многое. В ее честь называли города: Екатеринодар (ныне Краснодар), Екатеринбург, Екатеринослав (ныне Днепропетровск).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс