Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Встреча настоятеля Афонского Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема с уральскими журналистами
– Здравствуйте, глубокоуважаемый отец Ефрем, дорогие коллеги. Прежде всего позвольте поблагодарить Вас, отец Ефрем, за то, что в Вашем очень напряженном графике пребывания в Екатеринбурге Вы выбрали время, чтобы встретиться с уральскими журналистами. Мы сердечно, от всей души Вас за это благодарим.
– Я рад, что второй раз посетил Екатеринбург, принеся в ваш город самое большое сокровище, святыню нашего монастыря – Честной Пояс Божией Матери. Думаю, что это великое благословение для вашего города. Екатеринбург – второй город в России, куда мы принесли Пояс. И мы очень тронуты тем, как отозвались русские верующие, какое у них благоговение перед святыней. Думаю, что принесение святого Пояса – это выражение любви Святой Горы к России, и мы приветствуем наших русских братьев, выражаем им нашу любовь и хотим сказать, что мы не забываем молиться и о Святой Руси.
– Спасибо, отец Ефрем, и, если позволите, первый вопрос. Журналист всегда должен быть в курсе всех новостей, в гуще событий, много и красиво говорить, при этом обращая внимание на то, какое впечатление производят его слова, быть в центре внимания – то есть делать все то, что не рекомендуют делать святые отцы. Как быть журналисту-христианину, каких принципов, в первую очередь, придерживаться?
– Православный журналист должен передавать прежде всего весть истины, то есть только правду, и такие вести и сообщения, которые полезны душам людей. Православный журналист должен уважать человеческую личность и не должен быть орудием интересов разных сил. Для меня правильный журналист – духовный журналист, а духовный журналист – это тот человек, в котором есть живой дух. И, я думаю, что каждого такого человека Господь будет освящать и через него передавать людям весть правды. Но имеет значение и то, чтобы и журналист передавал все эти вести правильно.
Святые отцы говорят, что выше всех добродетелей добродетель рассуждения, что добро не является добром, если недобрым образом совершается.
– Спасибо, отец Ефрем. Я передаю микрофон Полине Митрофановой, директору православного радио «Воскресение».
– Отец Ефрем, у нас появилась уникальная возможность познакомиться с Афоном, с Ватопедским монастырем. В чем сегодня сила и дух монастыря? В следовании традиции, в святынях, которых много в монастыре? Что дает монахам силу духа, существует ли преемственность, на чем это все держится?
– Главные реликвии монастыря – не те, что в ризницах и музеях; это добродетельные монахи, которые, в неизвестности от мира, своими воздыханиями, своими слезами, своими молитвами заботятся обо всем мире. Я думаю, что самые большие святыни монастыря – они.
– Пользуясь случаем, хочется поблагодарить от лица нашей аудитории за уникальную возможность поклониться святыне – Поясу Пресвятой Богородицы. То, сколько людей приходит к святыне в Екатеринбурге, говорит о том, как важна для нашего духовного роста эта благодатная возможность.
– Это в первый раз, не знаю уже за сколько лет, святой Пояс покинул Грецию. С большой любовью его мы принесли сюда, потому что верим, что присутствие святого Пояса в России – это присутствие Самой Божией Матери – утешит народ Божий. Мы свидетели множества чудес. Я попросил одного друга монастыря, и перевели книгу о чудесах святого Пояса на русский язык, которую издали 300000 тиражом. И мы ее раздаем людям, потому что тоже хотим внести вклад в то, чтобы укрепилась и увеличилась их вера.
Вера является великой силой, ключом, с которым человек входит в таинства Церкви. Христос перед каждым чудесным вмешательством требовал веры от людей. «Жена, – говорит Он, – велика вера твоя». «Вера твоя спасла тебя»,– говорит Он другой женщине. «Даже в Израиле я столько веры не видел», – говорит Он третьей. К сожалению, сегодня уменьшилась вера.
– Вчера вечером узнал, что мой друг заболел, и поясок Богородицы, который был повязан на мне, я снял и попросил отвезти ему, и передать, чтобы он повязал его. Как Вы считаете, правильно ли я поступил?
– Хорошо сделал. Одна матушка в Санкт-Петербурге мне рассказывала, что у нее были сильные боли в спине, она не могла даже стоять. А у меня в сумочке был поясок один, я ей его отдал. Она опоясалась, а на следующей встрече сказала, что вся боль прошла. Я здесь познакомился с очень хорошей госпожой, она врач, кстати. У нее болело колено, она пошла приложиться к святому Поясу, а сама все время думала: исцелит – не исцелит? А утром, чудесным образом, после того, как она приложилась к пояску, прошла всякая боль. В Петербурге одна женщина, Наталия, не видела одним глазом, приложилась и прозрела.
Для нас это все естественно, потому что много лет уже мы сопровождаем святой Пояс. И хотя Богородица главным образом Покровительница дев и девственниц, но одновременно Она помогает и в деторождении, и разрешает от бесплодия. А еще Она создает Пасхальную атмосферу. Я жалею людей, которые столько часов ждут, чтобы приложиться к святыне, но когда я к очереди подходил, они с радостью нас встречали, хотя говорили, что стоят уже по 10-12 часов. И я всегда молился: «Пресвятая Богородица, эти люди так долго ждут, чтобы приложиться к Тебе, дай им то, чего они ждут от Тебя». Стоя у святого Пояса, я заметил, что после того, как они приложились к святыне, у них выражение лица изменяется. В глазах появляется какой-то неземной мир, которого у них не было до этого. Они уходят такие наполненные, успокоенные, с надеждой. Думаю, это очень важно. И верю, что Честной Пояс силу даст русскому народу, который прошел очень много испытаний.
– Отец Ефрем, если позволите, о том, как люди ждут; просто мы перед встречей с коллегами разговаривали об этом – Полина, например, десять часов стояла в очереди. Можно надеяться, что Матерь Божия как-то утешит, даже если человек, простояв в очереди, очень желая, не сумел приложиться к святыне?
– Думаю, что Богородица ни с кем не поступает несправедливо. И дает каждому по сердцу и в тот час, когда это нужно.
Я чувствую, что святой Пояс много чудес совершит в России. О них будем узнавать со временем.
– Спасибо, отец Ефрем; если можно, вопрос задаст Влад Некрасов, журналист «Телевизионного Агентства Урала» – хочу сказать, что Влад еще и алтарник в храме Святителя Иннокентия Московского.
– Отец Ефрем, сейчас в большом количестве в мире происходят войны, революции, землетрясения, террористические акты. Даже у русского народа, который Вы назвали Божиим, и то вера упала. Веры-то нет практически – крещеных много, православных мало. Не считаете ли Вы, что приближаются последние дни и Страшный Суд, есть такие признаки?
– Очень много говорят о последних временах и кончине мира, и очень много говорят об антихристе. Лишние слова об антихристе мне не нравятся, я всегда говорю: зачем вы занимаетесь только антихристом и не занимаетесь Христом? Действительно, времена трудные, и эти знамения времени заметны, и мы о них знаем. Но несмотря на все это, мы в Христа будем верить и к Нему будем обращать свой взор, оттуда будем ожидать спасения. И думаю, что тогда мы в безопасности.
Что мы говорим каждый день? «Сами себе, и друг друга, и живот наш Христу Богу предадим». Великое дело, когда христианин всецело предается Богу. Сегодня у всех есть чувство опасности, все беспокойные, все постоянно ждут, что что-то плохое случится. Но не только зло существует, есть же и добро. Одна госпожа мне говорила: «Каждый раз, когда звонит телефон, я жду плохих вестей». Я спрашиваю, разве новости только плохими бывают? Это искушение, то есть бес делает так, чтобы нас смущать.
Нет отдельной духовности для монахов и мирян. То, что говорится монахам, касается всех. Говорится так: «Даже если прилепится земля к небесам, монах остается мирным, спокойным». Не безразличным и бесчувственным, а мирным. Почему мирным? Потому что верит и надеется на Промысел Божий. И многие ситуации говорили об одной вещи, на которую не обращают внимания и клирики в том числе, и иереи, и архиереи. Забывается так называемая вера созерцания, не знаю, слышали ли вы о такой.
Что значит вера созерцания? Когда старается человек жить по Христу, просвещать свой ум. А когда ум просвещенный, человек начинает видеть, как Бог заботится о нем лично, и начинает видеть и чувствовать особенность попечения о себе. Кстати, ум и мозг – это две разные вещи. Потом начинаешь понимать, как Бог помогает управлять миром. И вот это состояние называют святые отцы познанием тварного бытия. Это вообще не психологическое состояние, а духовное. И в этом состоянии, в этом чувстве человек видением ума, созерцанием увеличивает свою веру и чувствует непосредственно отцовство Бога. И тогда об этом человеке можно сказать, что он нашел успех и счастье. Вот что вы должны народу Божию передавать, вот какие вести и сообщения.
Христос – это Тот, Кого желает душа, Его нам недостает. Недавно к нам в монастырь приехал один отец, его сын-подросток покончил жизнь самоубийством. Ребенок, никому ничего не сказав, ушел из школы, забрался на шестой этаж соседнего корпуса и бросился вниз. Можете себе представить боль отца. И послали его к нам в Ватопед, чтобы он утешился. Он, кстати, очень известный человек, у него и пост большой в обществе. И один журнал освещал это событие. Сделали фотографии комнаты этого мальчика. Там у него был компьютер, были плакаты с певцами. А название статьи было такое: «У него все было, чего ему не хватало?». Мне показалось резким такое заявление. И я сказал отцу, что у его сына не все было, что ему было нужно. «Чего же ему не хватало?» – удивился мужчина. Христа ему не хватало.
– Спасибо, отец Ефрем. Анжела Тамбова, руководитель пресс-центра «ИТАР-ТАСС», берет слово.
– Отец Ефрем, хотелось бы спросить Вас, из каких стран Ваши духовные чада, какие проблемы их волнуют и насколько актуальна для них проблема кризиса семьи?
– Каждый святогорский монастырь является вселенским монастырем, поэтому народ приезжает сюда со всей Земли. Но не место имеет значение для веры, а образ жизни. И поэтому, когда мы людей учим правильному образу жизни, тогда в нужный час вмешивается Бог. Я свидетель многих чудес, которые совершались вмешательством Бога, поэтому никогда не отчаивайтесь. В Церкви были люди, которые совершали международные, скажем, преступления, но сейчас мы прикладываемся к их иконам. Покаяние – великое дело. Кстати, вспомнил сейчас, как современный наш святой старец Паисий говорил о том, что во время Второго Пришествия у нас будет много чудес. И это важно очень.
Может быть, в разных вариантах, но существуют одни и те же проблемы. Например, образец европейца. Это должен быть экономически образованный человек, который должен мало работать и в то же время получать много денег, чтобы управлять людьми. Только тот человек считается преуспевшим, кто получает наслаждения когда хочет и сколько хочет. И эта весть передается по всему миру.
Но мы никогда не будем отчаиваться, потому что христианская весть другая. Мы говорим о благодатном человеке, о добродетельном человеке, и вы должны большую веру иметь. С большим энтузиазмом боролись с Церковью коммунисты, а коммунизм упал, как бумажная крепость, без крови и переворотов. И сейчас возвращается то, что было раньше, и те, кто боролись с Церковью, наоборот, уничтожаются. Поэтому иногда может казаться, что Церковь побеждена, но это только кажется, Церковь всегда побеждает в борьбе. Потому что у нее Святой Дух.
– У Влада Некрасова еще вопрос.
– У меня есть огромная личная проблема. В нынешнем году в нашем городе создалась очень печальная ситуация, когда наши власти заговорили о восстановлении в центре города собора, с которого город начинался. Ответом был небольшой митинг горожан на том самом месте, где этот храм стоял и где его неплохо бы восстановить. Среди протестовавших очень много было моих друзей, неверующих. Как мне не держать на них гнев за это? Было немало и таких людей, которые говорили, что они верующие, но против восстановления храма. Как такое понимать?
– Не могу понять, как верующие люди протестовали против сооружения храма, но мы не должны считаться с людьми, у которых нет духовного знания. Мы с вашим митрополитом на эту тему говорили, и я считаю, что это неприемлемо – не иметь в городе Екатеринбурге храма святой Екатерины. И господин губернатор, который нас очень любезно принял, дал слово, что он займется этим вопросом и храм будет восстановлен. Мы в свою очередь дали слово написать большую икону святой Екатерины, которую привезем по случаю освящения и открытия храма. И в нашей делегации была одна женщина по имени Екатерина – вместе с супругом они взяли на себя все расходы по изготовлению этой иконы. Поэтому храм должен обязательно появиться, несмотря на то, что говорят по-разному. И я вижу, что он будет построен, не переживайте.
– Отец Ефрем, как души людей, как сердца людей примирить? Когда была эта бурная полемика, храм святой Екатерины стали называть храмом раздора.
– Не смотрите только человеческими глазами на вещи, думаю, что воля Божия в том, чтобы построить этот храм. И Бог все устроит так, что и храм построится, и не будет он храмом раздора и причиной распрей. Я не пренебрегаю теми людьми, которые против строительства храма, но я не следую их мнению.
– Нам тогда было очень важно объяснить людям, которые почему-то решили, что храм хотят восстановить, чтобы он приносил какой-то доход, что это не так.
– Думаю, что первое чудо пребывания у вас святого Пояса – это неписанное, но соглашение о строительстве храма. И не для корысти или прибыли строится этот храм, а чисто ради духовных мотивов. Святые не нуждаются в почестях со стороны народа, это мы хотим их чтить, потому что мы в них нуждаемся. Особенно в наше очень трудное время.
Я думаю, что Честной Пояс Пресвятой Богородицы развеет и тот протест, который был в сердцах некоторых людей, и даст мир, о котором мы только что говорили.
– Отец Ефрем, я хотела бы продолжить тему семьи, потому что к Богородице мы чаще всего обращаемся за помощью в семейных делах. Когда Ваши духовные чада спрашивают Вас, как сохранить любовь в семье, как не поддаться искушению сменить супруга или супругу, что Вы им рекомендуете?
– Нужно помнить, что сегодня семья – одна из самых важных молекул создания общества. К сожалению, сегодня большая проблема семьи. Чтобы сохранить единство семьи, нужно совершить таинство бракосочетания – Венчание. В Ватопеде я встречаю много русских, и первое, о чем я спрашиваю, венчаный ли у них брак? Многие отвечают, что нет, и я говорю, что они не будут причащаться до тех пор, пока не повенчаются. Во время коммунизма были проблемы с этим, поэтому мы и делали снисхождение, а сейчас никаких препятствий нет. И вы должны совершить это таинство, чтобы вас связал Святой Дух веры. Один из главных факторов единения брака – это Святой Дух, который сходит на супругов во время таинства Брака.
И еще что очень важно – это общая духовная цель супругов: освящение святостью наших душ. Сегодня, когда на свадьбах желают много счастья и земного благополучия – это все ложь. В браке не только счастье будет, в этом сожительстве под покровом Святого Духа, ради любви Христа мы терпим один другого. И вот это взаимотерпение дает нам радость и благословение, и таким образом мы продолжаем наш путь.
И еще что очень помогает – это общий духовник, который будет давать общее духовное руководство супружеской паре. Это очень важный фактор.
– И все это усугубляется ситуацией, когда современное общество усиленно феминизируется, потому что женщины делают карьеру и считают, что это благо для семьи. А что касается мужчины, то его мужественность несколько растворяется, как бы девальвируется.
– Сейчас феминизм в моде, женщина требует себе прав, в то время как глава женщины – мужчина. Я, как игумен, создаю атмосферу в своем монастыре, такую же роль играет мужчина в семье. Это не значит, что женщина теряет равноправие – они супруги, не подпруги, а супруги, то есть одного уровня. Сегодня женщина иногда занимает место мужчины, и причиной тому ее эгоизм. Сегодня разводятся от глупых и даже недостойных слов причин, в этом проявляется излишний эгоизм людей. Как говорил отшельник святой Исаия: «Двое сидят и беседуют о чем-то, и тот, кто отсекает свою волю, то есть уступает, всегда выше своего собеседника», то есть смиренный. А когда видишь, что человек упрямый, не уступает, как говорил старец Паисий: «Жалуешься, что тебя жена не понимает, а ты ее тогда пойми своим смирением».
– Что ответить тем людям, которые говорят: «Мы очень сильно в Бога верим, но в Церковь не пойдем – по ряду каких-то причин»? У нас таких большинство.
– Они врут. Не может правильно верить в Бога человек и не желать жить церковной жизнью. Кто по-настоящему верит в Бога, следует пути Церкви. Он постоянно ходит на Божественную литургию, постится по средам и по пятницам и по большим постам, он молится, он дает милостыню, он читает и занимается словом Божиим. Когда мы делаем какое-то дело, мы конкретными действиями показываем наши намерения. Нельзя говорить, что я теоретически верю, и не быть членом Церкви. Тогда мы являемся никчемными, мертвыми членами Церкви. Не забывайте, что и бес верит в Бога и знает Его, но не следует Ему.
Христос – это конкретный Богочеловек, Который пришел и предал всецело всего Себя нам. Христос не пришел в мир, чтобы дать нам какие-то нравственные учения, христианская жизнь – не какая-то этическая, нравственная жизнь. Христианская жизнь – это когда Самого Христа мы принимаем в наши сердца, и появляется в нас Христосердце, Христосовесть, Христоволя, Христомысль. Вот настоящий человек, который таким образом решает все свои проблемы.
– Как бороться с тщеславием и гордыней?
– Смиренномудрием. Когда мы наблюдаем за собой и видим наши ошибки, наши грехи, наши невнимательные поступки, тогда приходит к нам образ мышления соответствующий. Вспомните, ведь видели ученики Христа, как Он ходит по воде, воскрешает мертвых, приказывает природным стихиям, явлениям, а в следующий раз видели, как Он устает, отдыхает, спит, хочет есть. И говорили между собой: «Кто, в конце концов, есть наш Учитель?». И Христос сказал: «Вы много не рассуждайте, узнайте из первых рук, Кто Я, узнайте прямо от Меня, что Я кроток и смирен сердцем. И тогда, – говорит, – найдете покой душам вашим». Поэтому смирение – это великая добродетель. Помню, как принц Чарльз, который часто приезжает к нам, в одной беседе говорил, что англичане не могут понять, что значит смирение, они считают это комплексом неполноценности. Потому что смирение – это качество Христа, и покой в сердце находит только тот, кто имеет смиренное сердце. Харизма – это дар, который дает человеку Бог, и поэтому достаточно, чтобы человек просил у Бога этого дара.
– Отец Ефрем, мы выражаем Вам самую искреннюю благодарность за то, что Вы сказали нам. Всего Вам доброго.
© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». 29 ноября исполнится 215 лет со дня формирования Екатеринбургского мушкетерского полка Но обычно праздновали в полку не этот день – полковым праздником екатеринбургских мушкетеров был день Святой Троицы, поскольку полковая церковь отмечала в этот день престольный праздник.
Екатеринбург, 8 ноября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». К 80-летию настоятельницы Горненского монастыря В довоенном Ленинграде на улице Пестеля, в доме перед храмом Cвятого Мученика Пантелеимона, родилась девочка. Ее мама окрестила дочку и назвала Валей. Под сводами церкви девочка делала первые шажки – и ножками, и по бесконечной дороге русской Православной веры.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.