Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (648) → Кемеровская и Новокузнецкая епархия

Кемеровская и Новокузнецкая епархия

№39 (648) / 17 октября ‘11

Епархия

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».


Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх

Дата рождения: 17 января 1959 г.
Дата хиротонии: 20 августа 2006 г.
Дата пострига: 27 марта 1998 г.
День ангела: 28 апреля

  • Родился в г. Кемерово. После окончания средней школы поступил в Кузбасский политехнический институт, который закончил в 1981 году; по специальности горный инженер. Обучаясь в институте, закончил специальный факультет общественных профессий и защитил диплом переводчика-референта.
  • По окончании обучения в институте несколько месяцев работал в библиотеке Московской Духовной академии в качестве сотрудника. В августе 1982 года поступил в Московскую Духовную семинарию, которую окончил в 1984 году. В этом же году поступил в МДА, которую окончил в 1988 году и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия.
  • После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем МДА – с 10 октября 1988 года. Одновременно был назначен на административную работу: сначала помощником инспектора Московской Духовной академии и семинарии – с 16 ноября 1988 года, а затем старшим помощником проректора по воспитательной работе МДАиС – с 1 января 1991 года.
  • 27 марта 1998 года согласно поданному прошению был пострижен в монашество с именем Аристарх (в честь апостола от семидесяти Аристарха, епископа Апамейского, день памяти 15 ст. ст./28 апреля н. ст.) ректором МДАиС Евгением, епископом Верейским.
  • 4 апреля 1998 года была совершена хиротесия во чтеца в Покровском академическом храме ректором МДАиС Евгением, епископом Верейским.
  • 7 апреля 1998 года был рукоположен в сан иеродиакона в Покровском академическом храме ректором МДАиС Евгением, епископом Верейским.
  • 19 июля 1998 года был рукоположен в сан иеромонаха в Покровском академическом храме ректором МДАиС Евгением, епископом Верейским.
  • Ко дню Святой Пасхи 1999 года Его Святейшеством, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден наперсным крестом.
  • Ко дню Святой Пасхи 2000 года архиепископом Верейским Евгением, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, возведен в сан игумена.
  • Преподавал и занимался административной работой в качестве старшего помощника проректора до июня 2001 года.
  • Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II переведен на послушание в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в июне 2001 года. Являясь насельником Лавры, нес послушание руководителя Архитектурного отдела Патриаршего архитектурно-реставрационного центра, а затем заместителя эконома Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
  • 8 октября 2002 года Указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен келарем объединенного хозяйства Лавры и Московских Духовных школ.
  • 16 апреля 2004 года, ко дню Святой Пасхи, награжден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II палицей.
  • 14 октября 2005 года, на праздник Покрова Божией Матери, награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени.
  • 27 апреля 2006 года, ко дню Святой Пасхи, Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен права ношения креста с украшением.
  • 21 июля 2006 г., в праздник в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II возведен в сан архимандрита.
  • 20 августа 2006 г. в Храме Христа Спасителя в Москве собором архиереев во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II хиротонисан во епископа Кемеровского и Новокузнецкого.

Образование:

  • 1982-1984 гг. – Московская Духовная семинария.
  • 1984-1988 гг. – Московская Духовная академия.

Награды

  • церковные:
    – 2005 г. – орден Преподобного Сергия Радонежского III степени.
  • светские:
    – 2008 г. – медаль Кемеровской области «За особый вклад в развитие Кузбасса» III степени.

Православие в Сибири

В истории России и древнейших времен распространение Православия на восток, в земли, находившиеся вне круга христианских цивилизаций, являлось прочной непрерывной традицией. Эта общая закономерность хорошо прослеживается и в ходе славянской колонизации территорий Урала, Сибири, и Дальнего Востока.

По свидетельству Ремезовской летописи, принимаемому большинством историков, уже в отряде Ермака было три православных священника и некий «старец бродяга» который хорошо знал и исполнял все сложные правила церковного богослужения. По сведениям той же летописи, Ермак во время зимовки на Урале построил в своем лагере часовню во имя Святителя Николая.

Строили церковные сооружения с самых первых лет проникновения в 80-х гг. XVI в. русских отрядов в Сибирь. Согласно археологическим данным, православная церковь имелась, например, в Лозьвинском городке, построенном в 1587–88 гг. как база продвижения в Сибирь и просуществовавшем не более десяти лет. Начиная с тех же 1580-х гг. православные храмы строили в возникавших один за другим в Сибири русских городах – в Тюмени, Тобольске, Пелыме, Сургуте, Таре, Нарыме и др.

И весьма показательно, что это открытие православным христианством новых земель на Востоке, как и подобные великие географические свершения западной христианской цивилизации на американском континенте, сразу же получили идеолого-религиозное обоснование как прямое следствие заботы Божественного Провидения о повсеместном распространении Евангельской истины. Уже в составленном в 1622 г. по инициативе первого Сибирского архиепископа Киприана и при участии казаков-ветеранов ермаковского похода кратком «Синодике Ермаковым казакам» эта мысль проводится с предельной четкостью: Ермака «избра и вооружи Бог славою и ратоборьством» чтобы «очистити место святыни»; на месте этом «соделашася святыя Божия церкви в прибежище православным христианом, а во славословие Отцу и Сыну и Духу Святому». В главной сибирской летописи, составленной в 1636 г. архиепископским дьяком Саввой Есиповым, этот же тезис о Божественном замысле распространения в Сибири христианства торжественно и многократно повторяется, украшается параллелями из Библии.

Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620 – 1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, причем сразу в ранге архиепископии, по повелению Патриарха Филарета и его сына царя Михаила Романова.

Источники свидетельствуют, что в процессе колонизации восточных земель царская власть, справедливо опасаясь слишком большой самостоятельности и коррумпированности местных воевод, пыталась поставить их под какой-то церковный контроль: распоряжающиеся большими территориями вдали от Москвы воеводы сибирских городов имели возможности для незаконного обогащения, значительно превосходившие среднерусский уровень.

Так, после прибытия в Тобольск Киприан отправляет в Москву грамоту, в которой после сообщений о церковных делах следуют критические наблюдения о состоянии сибирских городов и городских укреплений, о слабой пожарной безопасности, дается вполне компетентный анализ методов преступного обогащения сибирских воевод и подьячих за счет местного населения и казны. В царском ответе Киприану и воеводе М. М. Гагарину приказывается подробно, по каждому пункту провести расследование и строго наказать виновных.

Особые функции сибирской церковной администрации в сфере светского управления колонизируемым краем были подтверждены в дошедшем до нас царском «Наказе» от 08.02.1625 г. второму Тобольскому архиепископу – Макарию. Ему, в частности, предписывалось «о государевых и всяких думных делах» с тобольскими воеводами «советовати и мысль своя им во всякия дела давати». Архиепископ согласно этому «Наказу» был обязан зорко следить, чтобы светские власти не допускали «небреженья» или отягощения населения незаконными поборами.

Заботясь об увеличении поступления ценной пушнины от аборигенов, Москва строго предписывала ненасильственные методы при их обращении миссионерами в христианство. Мало того, руководству сибирской церкви (как и ранее – казанской) предписывалось осуществлять общую защиту от притеснений местных властей всего аборигенного населения независимо от того, какую веру они исповедовали и собирались ли креститься. Архиепископ получал право рассматривать вместе с воеводами многие уголовные дела по обвинению аборигенов и практически всегда передавать такие дела на Высочайшее решение, задерживая исполнение любых воеводских приговоров.

Та же грамота подтвердила важнейшее право (и обязанность) руководителей сибирской церкви принимать от всех обиженных (перечислены «татаровя, и остяки, и черные люди, и пашенные крестьяне») челобитные на воевод и их чиновников и затем переправлять эти челобитные царю.

Русское население, мигрировавшее в Сибирь сначала преимущественно с Европейского Севера страны, а потом и из других регионов, несло с собою вековые традиции народного православия, иконы, книги. Так, в ходе новосибирских археографических экспедиций была обнаружена месячная Минея с владельческой записью Василия Паламошного, одного из сподвижников Ерофея Хабарова. Вместе с тем весьма значительное число икон и книг для сибирских церквей и монастырей закупалось и доставлялось духовными и светскими властями. Уже первые сибирские архиереи привезли с собой довольно значительные библиотеки, немало икон, быстро наладили в Сибири книжное дело и изготовление местных икон.

Среди попадавших разными путями в Сибирь книг более всего было, конечно, необходимых для отправления христианами службы в храме и дома. Это в первую очередь книги Священного Писания, литургические. Особой популярностью у сибирского читателя пользовались общехристианские и древнерусские жития святых, вскоре пополнившиеся и сибирскими сочинениями (упомянем жития Василия Мангазейского, Симеона Верхотурского, сказание об Абалацкой иконе). Возникло разветвленное древо сибирских летописей.

Понятное дело, что церкви и часовни практически сразу же строились при возникновении новых острогов и городов. Так было и в первых зауральских городах, возникших еще в 1580-х годах, так было и на всем остальном пути движения на Восток вплоть до Аляски и Форта Росс.

К началу XVIII в. в Сибирской митрополии насчитывалось всего 160 церквей, большинство приходов были огромными по размерам. В 1799 г. количество храмов одной Тобольской епархии достигло 626, хотя к тому времени (с 1727 г.) из нее уже выделилась обширнейшая Иркутская епархия. Учреждение новых сибирских епархий и впоследствии сопровождало колонизацию Сибири.


Святыни Знаменского кафедрального собора (Кемерово)

Хоругви бывшей Знаменской церкви; дарственные иконы – Божией Матери «Донская», Собора Архистратига Михаила и Покрова Пресвятой Богородицы, подаренные губернатором А.Г. Тулеевым. По просьбе Владыки Софрония со Святой Горы Афон (Греция) была привезена копия «Вратарницы» – икона Божией Матери «Иверская».

В храме имеются иконы с частицами мощей двенадцати апостолов, привезенные из д. Даниловка Тяжинского района; свт. Иоанна Тобольского, свт. Филарета Московского, свт. Иоасафа Белгородского, исповедника Луки, архиеп. Симферопольского и Крымского, прав. Феодора Санаксарского (Ушакова). Епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх 26 апреля 2008 г. совершил торжественную передачу Знаменскому кафедральному собору ковчега с частицами мощей 83-х святых, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры; мощи получены по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины.

19 декабря 2008 г. в соборе состоялась торжественная передача частицы мощей свт. Николая Чудотвоца, еп. Мирликийского, – дара епископу Кемеровскому и Новокузнецкому Аристарху от монсеньора Андония Николая, настоятеля прихода Святой Луции в Риме, посредством архиепископа Антонио Меннини, представителя Святого Престола в Российской Федерации. Эта частица мощей постоянно находится в соборе, в мощевике иконы свт. Николая Чудотворца.


Чудотворная икона «Троеручица»

Прославление иконы Божией Матери «Троеручица» прошло в Серафимо-Покровском женском монастыре в городе Ленинске-Кузнецком Кемеровской области 11 июля 2007 г.

Чин прославления совершил епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх.

Прославлению иконы предшествовал долгий процесс сбора информации о фактах, свидетельствующих о ее чудотворности.

Образ «Троеручицы» уже давно был прославлен.

В 1878 году с этого образа была написана икона, которую русские монахи освятили на Горе Афон. В конце XIX века икона Божией Матери была привезена с Афона в Россию, где до конца 1970-х годов находилась в частной собственности разных людей, в том числе у одного известного хирурга в Новокузнецке.В начале 1980 года хирург за небольшие деньги продал икону Божией Матери настоятелю Покровского храма в Ленинске-Кузнецком священнику Сергию Плаксину, у которого икона находилась 14 лет. В 1994 году отец Сергий безвозмездно передал ее Серафимо-Покровскому монастырю, где со многими прихожанами произошли чудеса исцелений, о чем свидетельствуют пожертвованные на икону золотые украшения.


Святые земли сибирской

Собор Сибирских святых (память 10/23 июня)

С присоединением Сибири к России началась история Тобольско-Сибирской епархии, утвержденной в 1620 году как архиепископия, а затем преобразованной в митрополию, из которой впоследствии были образованы другие сибирские епархии.

В самом начале своего бытия Тобольская епархия имела в лике святых, благодатью Божией прославленных, святого праведного мученика Василия Мангазейского (†23 марта 1600 г.).

В 1984 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, в связи с подготовкой к празднованию 1000-летия Крещения Руси, было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых, которое определено совершать 10/23 июня, в день памяти святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всей Сибири чудотворца (1711-1715).

10/23 июня 1984 года в Тобольске (ныне в составе Омско-Тюменской епархии) в Покровском храме, где почивают мощи святителя Иоанна, было совершено первое празднование Собору Сибирских святых, в котором митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) (†1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского (†1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский (†1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский (†1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец (†1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский (†1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский (†1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский (†1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский (†1727; память 31 мая/13 июня),митрополит Смоленский Симеон (†1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий (†1636-1640); архимандрит Верхотурский Арефа (†1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский (†1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский (†1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский (†1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский (†1600; память 23 марта/5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам (†1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний (†1740; память 27 марта/9 апреля), блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (†1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский (†1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский (†1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий (†1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайской миссии (†1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский (†1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря (†1797; память 17/30 декабря), блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (†1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская (†1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский (†1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский (†1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский (†1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский (†1846; память 5/18 октября).


Краткая справка

Епархия образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года выделением из Красноярской епархии. Объединяет приходы Кемеровской области.

Приходов 399, храмов – 257, домовых храмов – 22, часовен – 120.

  • Адрес: 650004, г. Кемерово, ул. Соборная, 24.
  • Телефон: (3842) 35-09-38, 35-08-74, 35-14-80.
  • Факс: (3842) 35-82-55.
  • E-mail: kemup@yandex.ru

Монастыри

  • Свято-Пантелеимоновский мужской: 654218, Новокузнецкий р-н, с. Безруково, ул. Центральная, 3.
  • Свято-Серафимо-Покровский женский: г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Советская, 187; тел.: (384-56) 3-15-89.
  • Свято-Успенский женский: 652423, Кемеровский р-н, с. Елыкаево, ул. Солнечная, 31.

Социальные учреждения

  • Православный душепопечительский центр «Омофор» во имя Прп. Серафима Вырицкого для людей, страдающих наркозависимостью и другими аддикциями: г. Новокузнецк, ул. Бугарева, 14; тел: (3843) 37-57-00;
  • Православный реабилитационный центр «Возвращение» во имя Св. Прав. Иоанна Кронштадтского для наркозависимых: Юргинский р-н, с. Зеледеево, ул. Центральная, 65-а; тел: +7 903 940 38 57.

Средства массовой информации

  • Газеты:
    - «Православные вести»;
    - «Архангельский глас»;
    - «Золотые купола» (приложение к газете «Кузбасс»);
    - «Глагол» (молодежная газета).
  • Радиопередачи (Кемерово):
    - «Беседы о духовном»;
    - «Православный собеседник»;
    - «Православное воскресенье».
  • Телевидение:
    - «Дорога к храму» (Кемерово);
    - «Благословите, батюшка» (Новокузнецк);
    - «Православный календарь» (Новокузнецк).
  • Интернет-ресурсы:
    - официальный сайт Кемеровской епархии;
    - епархиальный канал на YouTube;
    - сайт епархиального Отдела по делам молодежи;
    - сайт молодежной газеты «Глагол»

Образовательные учреждения

  • Новокузнецкая православная Духовная семинария: 654025, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Зыряновская, 97; тел./факс (384-3) 31-13-01; 31-03-08; e-mail: NPDS@mail.ru; сайт: sv-vestnik.ucoz.ru;
  • Православная гимназия в честь Свв. Равноапп. Кирилла и Мефодия, г. Кемерово;
  • Православная гимназия во имя Свт. Луки (Войно-Ясенецкого), г. Новокузнецк;
  • Богословско-катехизаторские курсы: Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Киселевск, Юрга, Прокопьевск, Анжеро-Судженск.
  • Лекторий «Православие и современность», г. Кемерово;
  • Центры духовно-нравственного воспитания и образования при Кузбасском региональном институте повышения квалификации и Новокузнецком институте повышения квалификации.

В ряде государственных учебных заведений преподается курс «Основы православной культуры»; в приходах епархии действуют воскресные школы.


Web-сайт Кемеровской и Новокузнецкой епархии: http://kneparhia.ru


© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
Приход

Защитники Бородина

Алексей Боцаценко

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». К кому обращают воины свои молитвы? Конечно, к Матушке Заступнице. Именно она помогала Отечеству нашему в самые тяжелые моменты истории, простирая Свой Покров над Своими сынами.

 
У книжной полки

«Советы Афонского старца»

Светлана Ладина

Екатеринбург, 17 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Афон вырастил многих святых и подвижников, и один из них – старец Иосиф Ватопедский. Труд этого ныне почившего мужа благочестиия – «Советы Афонского старца» – мы представляем сегодня вашему вниманию.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс