Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Смирнова Т.С. «Память сердца». Материалы к биографии Архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Бывают книги, знакомство с которыми рождает уверенность: они создавались с огромной любовью. Именно таким представляется мне издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, посвященное архимандриту Иоанну (Крестьянкину). Материалы для этой книги собирались четыре года. Как пишет автор-составитель Татьяна Сергеевна Смирнова, в 2002 году, когда стало очевидно, что оставшаяся часть жизни о. Иоанна (Крестьянкина) принадлежит уже больше иному миру и силы его зримо убывают, по благословению Священноначалия Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря начался сбор воспоминаний о батюшке. Благословил этот труд и сам отец Иоанн: «Нанизывай, нанизывай с Богом», – сказал он Татьяне Сергеевне. Он назвал собранные записи «памятью сердца». То же название получила и книга, вышедшая к читателю в 2006 году, когда отец Иоанн отошел ко Господу…
11 апреля 1910 года в семье орловских мещан Михаила Димитриевича и Елисаветы Иларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Будущий духовник Псково-Печерского монастыря появился на свет Божий в день памяти преподобных отцов Псково-Печерских Марка и Ионы и преподобного Иоанна Пустынника, в чью честь и был назван. Может ли у Бога быть что-то не вовремя или случайно? Однако люди восприняли рождение маленького Вани своеобразно. В тот день родственники собрались в доме Крестьянкиных за праздничным столом, отмечая чьи-то именины. Ожидали к столу и Елисавету Иларионовну. Но она выйти к гостям не смогла – начались роды. Последовал чей-то комментарий: «Ну и не вовремя мальчик-то родился».
Ребенок появился на свет очень слабеньким. Через два года после его рождения Елисавета Иларионовна овдовела и, жалея мать-вдову, родственники со вздохами говорили о младенце: уж лучше бы он умер. Но совсем иные чувства испытывала к ребенку мать. Автор книги говорит об этом так: «Материнская молитва и любовь даровали сыну трудную, но долгую жизнь».
Мама оберегала с самых ранних лет проявлявшуюся в Ване любовь ко всему живому, порой вызывавшую непонимание у других родственников. А Ваня плакал над погибшим цыпленком и устраивал ему «христианское погребение» или вскармливал слепых мышат. Мама же стала первой прихожанкой и духовным чадом своего маленького сына, который с кадилом из консервной банки, в епитрахили из полотенца играл в столь полюбившееся ему церковное служение.
«Уроки, полученные в родительском доме, часто всплывали в памяти батюшки в различных жизненных обстоятельствах. С благоговением вспоминал он маленький, в два окошечка, деревянный домик, скудный достатком, но изобилующий радушием. На все праздники в нем становилось тесно от посетителей, и Елисавета Иларионовна, хлебосольная хозяйка, потчевала гостей. А провожая, собирала угощение для тех, кто не смог быть за праздничным столом. И, наверное, с тех далеких времен впитал в себя эти же качества ее сын, на всю жизнь полюбивший угощать и радовать и одаривать чем только мог всех тех, кого Бог посылал на его жизненном пути. Став для многих путеводителем к Богу и беседуя о материнстве, отец Иоанн нередко доставал из запасников памяти живые картинки своего детства, и образ его родительницы являлся для слушателей живым примером матери-христианки».
В январе 1945 года псаломщик Иван Крестьянкин был рукоположен во диакона, а к концу того же года – во священника. «За желание празднично и благолепно украсить храм, за хорошие, но долгие проповеди, за духовнические беседы с людьми часто доставалось отцу Иоанну от собратий», – читаем мы в книге. Столь искреннее, пламенное отношение к служению привлекало внимание и «компетентных органов». Однажды, когда ситуация вокруг отца Иоанна накалилась особенно, он, усомнившийся было в правильности своих внутренних установок, получил поддержку и одобрение из уст Предстоятеля Церкви – Святейшего Патриарха Алексия I: «Дорогой батюшка, что я вам дал, когда рукополагал?» – «Служебник». – «Так вот. Все, что там написано, исполняйте, а все, что затем находит, терпите». «С тех пор и на всю жизнь внутренний контролер – пастырская совесть, хождение перед Богом – были для отца Иоанна единственным критерием в исполнении священнического долга. Но и претерпеть пришлось немало. Внешняя сторона жизни была у всех на виду, а внутреннюю его жизнь зрел один Господь. Внимательный Его послушник уже тогда согласился на путь произвольных скорбей и нищеты. Он искал следы Промысла Божия и ежедневно, во всех жизненных ситуациях, задавал себе вопрос: «Чего хочет Господь? К чему эта промыслительная встреча с человеком?».
Его живая вера оживляла веру в душах других людей. Неугомонный священник, собиравший вокруг себя народ своими проповедями и беседами и серьезнейшим образом влиявший на людей личным примером, вызывал недовольство властей; итогом его в 1950 году стало тюремное заключение: Лубянка – Лефортово – Бутырка и 7 лет лагерей. Позже отец Иоанн говорил об этом: «Молитве лучше всего учит суровая жизнь. Вот в заключении у меня была истинная молитва, и это потому, что каждый день был на краю гибели. Молитва была той непреодолимой преградой, за которую не проникали мерзости внешней жизни». Это было и школой любви; вот слова отца Иоанна, адресованные кому-то: «А я бы Вам пожелал молить и просить о даровании любви. Чтобы любовь была тем компасом, который в любой ситуации покажет верное направление и любого человека превратит в друга».
В 1953 году заключенного Крестьянкина по состоянию здоровья перевели в инвалидное лагерное подразделение, дислоцировавшееся неподалеку от Самары, а 15 февраля 1955 года досрочно освободили. Батюшка вернулся в Москву, но, поскольку бывшему заключенному нельзя было проживать в столице, его направили на служение в Псковскую, а затем в Рязанскую епархию.
Отца Иоанна переводили с места на место: горевший, а лучше сказать, сиявший верой и любовью батюшка восстанавливал храмы, созидал крепкие приходы. Прихожане горячо любили своего доброго пастыря, а богоборцы угрожали расправой, и угрозы эти не были пустым звуком. Здоровье отца Иоанна было серьезно подорвано трудами, которые он совершал без всякого отдыха и передышки, и сильными переживаниями. Когда в 1966 году он приехал в Сухуми к старцу Серафиму, тот, видя его состояние, постриг отца Иоанна в монашество и тем полностью предал его воле Божией. Произошло то, к чему стремился сам батюшка. Имя Иоанн ему было оставлено, только теперь его Небесным покровителем стал апостол любви Иоанн Богослов.
В следующем году отец Иоанн (Крестьянкин), сопровождаемый своим давним другом епископом Питиримом (Нечаевым), прибыл в Псково-Печерский монастырь. Обширный раздел книги, повествующий о продолжительном времени монастырской жизни отца Иоанна, охватывает 1967 – 2006 годы. Период с 2005 по 2006 год выделен особо, он называется «Умирание». С теми же трогательными теплотой и любовью, с какими автор рассказывала о жизни отца Иоанна – но, может быть, еще более трепетно – повествует она, как старец готовился к переходу в жизнь вечную.
Кроме столь теплого и трепетного отношения автора к герою повествования, книгу отличает и еще одно ценнейшее качество – духовная трезвость: здесь нет погони за чудесами и стремления превознести любимого батюшку, чем нередко грешат сборники воспоминаний, в которых духовные чада рассказывают о своих почивших духовных отцах. Конечно, столь здравым, и оттого чрезвычайно привлекательным настроем мы обязаны в первую очередь самому отцу Иоанну, по чьему благословению и при чьем живом участии создавалась эта книга. Батюшка написал и предисловие к ней: «Дорогие мои, чада Божии! Верьте Богу, доверяйтесь Его всегда благой о нас воле. Примите все в жизни, и радость, и безотрадность, и благоденствие, и злоденствие как милость и истину путей Господних. И ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божия благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога! Любите любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). 25 июня 2005 года».
Замечательная возможность разделить «Память сердца» об отце Иоанне выпала нам с вами благодаря этой книге.
Беседа архимандрита Ефрема, игумена Афонского Ватопедского монастыря, с сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.