Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Высокопреосвященный АЛЕКСАНДР, Архиепископ Костромской и Галичский,
Председатель Всецерковного Православного молодежного движения
ЦЕРКОВЬ И МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА
Из выступления на II Всецерковном съезде епархиальных миссионеров
Проблема вовлеченности молодежи в церковную жизнь есть часть миссионерской и пастырской деятельности. Свидетельство Церкви о спасении обращено ко всем, без различия пола, возраста и национальности На всех в равной мере распространяет Церковь и свое духовное попечение.
Встреча человека с Богом происходит на личном уровне К каждому из нас Господь обращается лично, желает разговаривать с нами "лицом к лицу" Святой Апостол Павел так рассказывает о своем служении' "для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев, для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных, для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона, для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых "(I Кор.9,22)
Иными словами, миссионерское и пастырское служение должно найти ту форму обращения, которая была бы близка всякому внимающему с верой.
Сегодня в особом обращении к себе нуждается молодежь.
Во-первых, это время, когда человек впервые сталкивается со многими явлениями .жизни и часто оказывается не готов к этому столкновению. Это рождает чувство неуверенности, подавленности, потребность в поисках жизненной опоры. Часто молодой человек прибегает к неадекватным попыткам решения своих проблем. В то же время, ища опоры в других, испытывая острую потребность в общении, молодой человек сам становится опорой для своих друзей и близких.
Во-вторых, это время, когда человек часто становится перед необходимостью сделать жизненно важный выбор. Ему приходится выбирать профессию, друзей, спутника жизни, и, самое важное, делать нравственный выбор. Не имея надлежащего опыта и при отсутствии истинных духовно-нравственных ориентиров, молодой человек теряется на путях жизни. Он боится принять на себя бремя ответственности за свой выбор. Активный поиск смысла жизни может привести молодого человека как на истинный путь принятия ответственности за свою судьбу, так и в ложное состояние когда эта ответственность перелагается на разного рода "лжеучителей".
В-третьих, молодость - это время возрастания, становления, развития, обучения человека, его подготовки ко взрослой полноценной жизни. В это время человек стремится все постичь самостоятельно, в нем велика сила жизненной активности, потребности в самоутверждении и саморазвитии. Его взгляды часто становятся максималистскими. В то же время, его сердце открыто для деятельного служения, в котором он может найти условия полноценному развитию своего богатого внутреннего потенциала.
С одной стороны, молодой человек стремится к возрастанию, а с другой, он уязвим соблазнам и искушениям мира сего. Позиция молодого человека всегда активна и деятельна. Но подлинный смысл обретает лишь та деятельность, которая направлена на служение Богу и ближним.
В своем слове на открытии V Образовательных Рождественских чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил: "Непросто складывается жизнь современной российской молодежи. Пьянство, наркомания, разврат, безработица, заброшенность, дедовщина в армии. Молодежи нужнее всего живое дело. А в Церкви такое дело всегда есть. Ей нужны помощники, молодые, горячие сердца".
Призыв к деятельному служению, обращенный к современной молодежи, способен привести ее в лоно Православной Церкви.
Только в Церкви молодое поколение может обрести истинные ценности, ориентиры, жизненную опору, получить подлинные условия для раскрытия своего внутреннего потенциала. Только в этом служении человек духовно приходит "в меру полного возраста Христова"( Еф 4,14). Ибо и Сам Господь Иисус Христос говорит своим ученикам: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою "(Мк 10,45). Все вышеперечисленные психологические характеристики молодежи являются в общих чертах неизменными на протяжении многих лет и не зависят от религиозной и культурной среды. Теперь постараемся всмотреться в современную российскую молодежь. такую, какой она стоит на пороге XXI века, чтобы понять её специфические качества.
Долгие десятилетия Российское общество было отлучено от любых знаний в области религии За это время в стране выросло несколько поколений людей, не имеющих практически никакого представления о том безбрежном океане, которому можно уподобить духовную жизнь человечества История, наверняка, не знает другого народа, столь дикого в религиозном отношении, как жители постсоветского пространства. И даже в те годы, когда оковы государственного атеизма спали, в молодежной среде ситуация не выправилась. Если старшие поколения стали постепенно накапливать религиозные знания, то молодежь, не встречая на своем пути опытных духовных учителей, в своей массе увлеклась чем угодно и разбрелась по "распутьям мира сего".
Мы не вернем молодые души в Церковь до тех пор. пока не подготовим целый класс наставников, умеющих профессионально вести дневную работу в специфической молодежной среде и не организуем эту работу со всей ответственностью.
Да, уже стали приносить свои первые плоды организованные в начале 90-х воскресные школы. Да, существует и не становится меньше конкурс в духовные учебные заведения. Да, к Православию молодежь стала относиться с уважением и с некоторым почтением. как относятся к пожилым и знатным особам, все больше школьников носят на груди крестики и называют себя во всевозможных опросах "православными", вряд ли являясь при этом верующими, но одновременно мы вынуждены признать: процесс обращения молодежи к Церкви, имевший начало в благодатный год 1000-летия крещения Руси, к сожалению, не получил своего развития, и, может быть, даже замедлился. Господь щедро одаривает нас юбилеями. От нас с вами зависит, даст ли грядущий Всемирно-исторический юбилей 2000-летия христианства новый импульс для вхождения широких слоев молодежи в церковную ограду.
Итак, на рубеже тысячелетий мы имеем нашу молодежь такой, какая она есть. Их обычаи, их привычки, их язык, сленг, - все чуждо нам, все нас коробит и пугает. Покажите мне священника, или взрослого благочестивого христианина, который бы выдержал более десяти минут общения в так называемой молодежной "тусовке", не сбежал бы оттуда, негодуя и ругаясь.
Но эта молодежь - наша. Давайте примем ее такой, какая она есть. Будем любить ее только за то, что она существует. И тогда все её грехи и странности вызовут у нас не брезгливое отторжение, а жгучую боль, переживание, желание стать ближе с ней, чтобы принять на себя ее слабости, исцелить их. И тогда молодой человек поймет, что, каким бы греховным он ни был, мы боремся не с ним, а помогаем ему победить свой грех, мы боремся не с ним, "Не здоровые имеют нужду во враче, но больные", и Сам Господь пришел в этот мир "... призвать не праведников, но грешников к покаянию." (Мф 9,13)
Основатель российской педагогической науки, К. Д. Ушинский, утверждал. "Для того, чтобы стать христианским педагогом надо снизойти до потребностей ребенка, заглянуть в его душу". Те же слова справедливы и в отношении подростков. Мы сострадаем молодым людям в их духовных болезнях, и мы призваны к жертвенному служению во имя будущего нашей молодежи, а значит, и всего общества.
Нужно снисходить и быть терпеливыми. "Нет народа, в котором бы Господь не знал своих, нет той глубины невежества и омрачения, до которой бы Сын Божий не снисходил, преклонив небеса, не преклонился", - так замечательно написал в прошлом веке о диких алтайских племенах наш выдающийся миссионер-подвижник, архимандрит Макарий (Глухарев). Увы, наши молодые люди, выросшие в благоустроенных столичных квартирах, подчас напоминают самых настоящих первобытных дикарей. Но и к ним в двери стучится Христос Спаситель.
Давайте поймем еще одну очень важную вещь. Нашу молодежь такой, как она есть, сделали мы сами, взрослые, лишенные элементарных понятий о духовных ценностях, о смысле и сущности воспитательного процесса. Осознание этого поможет нам обрести подлинное христианское отношение к молодым людям.
Жизнь и воспитание молодого человека в прежние века проходила в Церкви, в учебном заведении и в семье. Семья, как малая церковь, способна была всячески содействовать развитию личности в традициях христианского благочестия.
На пороге третьего тысячелетия семья в России переживает глубокий кризис. Глубокое духовно-нравственное оскудение привело к ослаблению традиционных семейных связей. Развитие цивилизации освободило участников семьи от необходимости жесткой интеграции для поддержания физического существования. Семейный союз превращается зачастую в поле брани между супругами, родителями и детьми.
Освободившись от обязанностей в семье, по хозяйству и не приобретая обязанностей по содержанию собственной семьи, молодые люди получили огромный потенциал свободного времени, не занятого непосредственно учебным процессом. По данным социологических исследований за последние сто лет этот потенциал возрос в десятки раз.
Молодежи всегда было свойственно два ведущих стремления к учению и к общению Если современное общество в той или иной степени способно управлять учебным процессом юных граждан, то свободное время сейчас все больше переходит под контроль асоциальных структур. Шоу-бизнес, выпуск печатной и видеопродукции, компьютерные программы, сеть "Интернет" пропагандируют насилие, цинизм, вседозволенность, превращая молодого человека в раба страстей, похотей, сиюминутных желаний. В таком безумном времяпрепровождении как нигде удается замысел врага обезличить человека, унизить в нем Божественный образ и поработить греху.
Мы уже говорили о том, что психологическая природа молодого человека диалогична. В подростковом и юношеском возрасте потребность в личностном общении со сверстниками становится насущной потребностью. Все жизненные явления подросток и юноша рассматривает через призму общения со своими друзьями.
Потребность молодежи в общении активно используют дельцы шоу-бизнеса и наркоиндустрии, говоря молодым людям: "Приходите к нам, вы нам нужны, общайтесь с нами и у нас". Человек чувствует, что к нему проявляется интерес, он нужен, востребован. Он слишком поздно понимает, что проявленное к нему внимание со стороны массовой культуры было необходимо только для того, чтобы он отдавал материальные ценности. Что такие средства общения, как наркотики, разрушают в нем личность. А те ценности, которые он выбрал, делают его жизнь бессмысленной и пустой. Когда он это осознает, то уже перестает быть молодым человеком. Он оказывается на краю пропасти. Волна суицидов, маргинализация и криминализация современного молодого поколения - это плата общества за невнимание к потребностям молодежи, к её интересам и сущностным основам ее жизни.
Благочестивым взрослым молодежные компании, так называемые "тусовки", в лучшем случае, кажутся бессмысленными и пустыми. Не будем недооценивать духовную опасность, которая заключается в них. Вступая в тесное общение со сверстниками, молодой человек стихийно подпадает под влияние порочных страстей, которые владеют его новыми товарищами. Вот как описывает этот процесс блаженный Августин: "Мне стыдно было перед сверстниками своей малой порочности. Я слушал их хвастовство своими преступлениями, чем они были мерзее, тем больше они хвастались собой. Мне и распутничать нравилось не только из любви к распутству, но и из тщеславия... Я, боясь порицания, становился порочнее, и если не было преступления, в котором мог бы я сравняться с другими негодяями, то я сочинял, что мною сделано то, чего я в действительности не делал, лишь бы меня не презирали за мою невинность и не ставили бы ни в грош за мое целомудрие".
И все-таки, необходимо понять, что в этих компаниях молодые люди реализуют свою острую потребность быть принятыми другими людьми такими, какие они есть. Здесь они могут быть естественными и искренними, независимыми от взрослых, свободными и равными взрослым.
Одним из самых негативных впечатлений у взрослых от общения в современной молодежной среде является ощущение возросшего подросткового цинизма. В чем причина этого явления? При внимательном анализе выясняется, что подлинными виновниками этого зла зачастую, опять-таки, являемся мы сами, взрослые. На самом деле, ребенок, в отличие от взрослых, обладает более острым нравственным чувством. Подросток сентиментален, он готов плакать при знакомстве с рассказом о чьем-то благородстве или о чьей-то низости. Но взрослым кажется, что ребенок, сильно переживающий такие потрясения, может впечатлиться, оказаться не готовым к реальной действительности. И мы всячески оберегаем своих детей, а, в конечном счете, себя, от обнаженного переживания за чужую боль. Помните, как пролетарский классик призывал: "Человек! Это звучит гордо! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью". Со временем сам подросток начинает принимать такие переживания за недопустимые проявления слабости и пытается заглушить их циничными шутками, показать сверстникам свою независимость от них. Поэтому, даже если мы столкнемся с проявлениями у подростка грубости, то будем понимать, что за ней скрывается обнаженное искреннее чувство.
(Окончание следует)
Да поют, радующеся, царствия вся земная, отечествия же языков да веселятся: горы, и удолия, и холми, реки, море, и вся тварь Господа, ныне рождшагося, величает.
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» (Иоан. 13, 34–35). Эти слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа да будут нам наставлением на всякий день. Ибо мы видим рядом с собою многих страждущих, болящих, требующих утешения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.