Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сергей Шарапов, Марина Улыбышева. «Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства»
Можно ли спасать свою душу и при этом созидать материальные блага? Как понять слова Спасителя «трудно богатому войти в Царство Небесное»? Или «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться»? Можно ли христианину, чувствующему в себе способности и желание быть предпринимателем, заниматься производством, торговлей, приобретением имущества? Об этом размышляют в книге «Бедность и богатство. Православная этика предпринимательства» Сергей Шарапов и Марина Улыбышева. Книга предназначена широкому кругу читателей, интересующихся заявленной темой; эпиграфом к ней стали три лаконичные фразы: «Все – от Бога. Ничего – без Бога. За все – слава Богу».
Первая глава книги, представляющей православный взгляд на материальные стороны нашей жизни, называется несколько неожиданно: «Образ богача и бедняка в русской литературе» и начинается с риторического вопроса: «Казалось бы, какое отношение к заявленной теме имеет литература? Ведь этические нормы базируются на религиозных, идеологических, культурно-исторических основах и уж в последнюю очередь имеют отношение к литературе. Тем не менее, литература есть форма самовыражения народа, уже получившего этические основы от своих предков (традиционалисты) или от иноземных «продвинутых» учителей (прогрессисты). Литература, – следует за этим пояснение, – не причина, а следствие, результат того, что уже произошло с народом». Так что же произошло с нашими предками и с нами?
Сергей Шарапов и Марина Улыбышева обращают наше внимание «на тех литературных героев, по которым можно судить о нашем глубинном представлении о богатстве и бедности, о труде и деловой этике». Они предлагают читателю поразмыслить над тенденцией, которая прослеживается в русских народных сказках и произведениях классиков. Бедняк в русских сказках обладает удивительной душевной чистотой и щедростью, готов отдать всякому просящему последнюю рубашку, а богатые в сказках – все жадные и завистливые. Не повезло богатым и в русской классической литературе. Как на подбор, изобилует она купцами-самодурами, представителями «темного царства». Авторы приводят следующий пример: прочтя пьесу А.Н.Островского из жизни купечества «Свои люди – сочтемся», цензор Михаил Александрович Гедеонов с неподдельным удивлением отзывался: «Все действующие лица – отъявленные мерзавцы... Вся пьеса обидная для русского купечества». Но, тем не менее, она была принята «на ура» русским обществом. Анализируя этот и другие факты, Сергей Шарапов и Марина Улыбышева приходят к выводу, что всему виной стереотипы, сложившиеся у многих народов, и русский народ здесь не исключение.
Но стереотипы стереотипами, а «в жизни все гораздо сложнее, – замечают авторы книги. – В жизни богач может как подтвердить привычный стереотип, так и совершенно его опровергнуть. А бедняк может оказаться не трудолюбивым оптимистом, а завистливым лентяем». Что же до литературы, то, признаваясь в любви к ней и отмечая несомненные ее достоинства, авторы книги все же не советуют на основе литературных произведений делать выводы о реальной жизни: «Было бы ошибкой, – пишут они, – если бы мы судили о русском человеке, богатом или бедном, и русском народе, по одной литературе. Ведь литература не ставила перед собой задачу увековечить грандиозные достижения и свершения русского народа, она более пеклась о самых болезненных явлениях в обществе. Она плакала над ними или высмеивала недостатки конкретных людей, искренне желая их перерождения, а значит, спасения всего общества и каждого в отдельности».
Словом, уже понятно, что глава, посвященная литературным образам бедняков и богачей, предлагает нам взгляд на литературу, несколько отличающийся от того, к которому мы привыкли со школьной скамьи. Вместе с классиками порицая поступки Диких и Кабаних, авторы подчеркивают, что такого рода типажи отнюдь не составляли большинства среди российского купечества. А что же сегодня? С удивлением авторы отмечают, что современные «бизнесмены не только не препятствуют созданию негативного образа предпринимателя, но и за последние 15 лет с готовностью профинансировали более тысячи игровых фильмов и около 20 тысяч телесериалов, где они показаны моральными уродами и бездельниками, заказчиками и жертвами разного рода преступлений».
Книга уводит нас от привычных штампов и предлагает другой взгляд, другую систему координат. Первое и главное место в ней занимает Господь Бог, во власти Которого дать каждому то, что полезно ему для жизни временной и тем более – для жизни вечной: бедность или достаток, здоровье или болезнь, долгий или кратковременный земной путь. Приводя цитаты из Священного Писания и святых отцов, эпизоды из житийной и исторической литературы, высказывания видных общественных деятелей и просто случаи из жизни, авторы так или иначе возвращают читателя к эпиграфу книги: «Все – от Бога. Ничего – без Бога. За все – слава Богу».
Интересной и актуальной представляется глава «Общество. Активная жизненная позиция». По сути, это полемика с утверждением, что смирение подразумевает полную пассивность и непротивление злу. Не буду приводить все аргументы – скажу лишь, что они достаточно убедительны. А еще процитирую слова святителя Филарета, митрополита Московского: «Худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен».
Глава «Не оскудеет рука дающего» посвящена благотворительности. Авторы возвращают нас во время, когда Россия по благотворительности занимала ведущее место среди европейских стран: «Эта стихия благотворительности была в России дыханием времени, а для многих – и нормой жизни». Они размышляют, что нужно сегодня если не для возвращения, то хотя бы для приближения к этой норме, и предупреждают об опасностях, притаившихся на путях благотворительности, – это тщеславие и гордыня, способные уничтожить любое доброе дело: «Милостыня, зараженная сей болезнью, не есть уже дело милосердия, но хвастовство и жестокосердие», – говорил святитель Иоанн Златоуст.
Помимо названных, в книге рассматриваются и иные темы: «Заповедь о труде», «Этическая традиция в истории православного предпринимательства», «Отношения работодателя и работника», «Отношения партнеров по бизнесу», «Воля Божия и Божие попущение», «Реклама со знаком «плюс», «Научная деятельность – творческая составляющая человеческой личности» и другие.
По признанию авторов книги, им хотелось привлечь к ней внимание специалистов, ученых, богословов, чтобы сообща, соборно, найти истину и дать ей возможность действовать в нашей жизни.
На форзац книги вынесены изречения мудрого царя Давида: «Богатство аще течет, не прилагай сердца» и преподобного Варсонофия Оптинского: «Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть».
Азарт – задор, вспыл, вспых, горячность, запальчивость. Азартный человек – озорник, задора, вспыльчивый, горячий и буйный. (Толковый словарь В.И. Даля)
Животворящие святыни! Земля была б без них мертва, Без них наш тесный мир – пустыня, Душа – алтарь без Божества. (А.С.Пушкин) С самого начала существования Церкви Христовой паломничества к святым местам – неотъемлемая часть ее духовной традиции.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.