Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»
– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире программа «Архипастырь»; я ее ведущий – Даниил Рябинин. Сегодня, как и всегда, в прямом эфире на ваши вопросы ответит Высокопреосвященнейший Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. Здравствуйте, Владыка, благословите наших телезрителей на начало беседы.
– Бог благословит, помощи всем нам.
– Владыка, позвольте начать нашу беседу с вопросов, связанных с Петровым постом, благодатным временем поста и молитвы, в который мы вступили. Что это за пост?
– Пост святых апостолов Петра и Павла называют еще и апостольским: он посвящен этим двум великим святым апостолам Христовым, которые очень много потрудились для преумножения веры в сердцах людей, для умножения стада Христова – для того, чтобы увеличить количество верующих в первохристианской Церкви. Они это делали из глубокого сознания своей греховности и всегда говорили, что они недостойны называться апостолами. Апостол Павел говорил даже так: я изверг и недостоин называться апостолом. Но осознание своего падения не приводило их к унынию и отчаянию, а приводило, наоборот, к стремлению приносить плоды покаяния. И когда им на память каждый день приходили их падения, это двигало их к тому, чтобы они все больше и больше трудились ради Христа и радовались, когда ко Христу и к Церкви присоединялось большое количество людей: более трех–пяти тысяч или еще больше людей.
Вот такими были плоды их покаяния, поэтому и мы должны проводить этот пост именно с чувством сознания своей греховности, сознавать свои падения, жалеть, что мы оскорбили Бога своими грехами. И, конечно, желать и просить, чтобы Господь простил нас и даровал Царство Божие. Это сознание должно двигать нас к тому, чтобы мы постом, молитвой, трудами, подвигом свидетельствовали о своей вере среди окружающих людей, тем самым способствовали умножению стада Христова.
Я желаю всем Божией помощи, чтобы мы не уклонялись от этого поста, не считали бы, что он малозначащий. Петровский пост необходим: очень важно, чтобы мы научились приносить плоды своего покаяния. Мы идем на Исповедь, приступаем к таинству Покаяния, и Господь по Своей милости нас прощает в силу Своих искупительных подвигов, которые нес Он на Кресте, омывая наши грехи Своей честной Кровью. Но Он желает, чтобы мы не только раскаивались в своих грехах, но и не возвращались к ним и постарались как-то возместить эти грехи добрыми делами и очень активной христианской церковной жизнью. Вот к этому призывает нас в эти дни Святая Церковь, и я желаю всем нам помощи Божией, чтобы мы могли действительно достойно нести подвиг покаяния.
– Спасибо, Владыка, первый звонок и первый вопрос – из Екатеринбурга.
– Сегодня третий день, как умерла моя знакомая на 83-м году жизни. Она была честным и любящим человеком, но, будучи крещеной, не была верующей. И перед кончиной распорядилась не отпевать ее и похоронить как неверующую. Можно ли отпевать ее против ее воли, как молиться за нее и чем можно помочь ей?
– Конечно, наш долг молиться за близкого человека, чтобы Господь Сам распорядился Своей милостью над этой душой и чтобы Господь простил ее согрешения и даровал ей Царство Божие. Потому что нет человека без греха, и мы все желаем, чтобы люди не погибали в адских мучениях, но спасались в райские обители, чтобы там жили вместе со Христом и со всеми угодниками Божиими. И это желание нашего сердца как-то помочь человеку, который, может быть, по своему смирению или кротости или незнанию, принял такое решение и отдал такое распоряжение, говорит о том, что все равно мы должны молиться. И делать дела милосердия ради ее спасения, и не только какими-то материальными способами. В данном случае необходимо молиться о душе, которая, к сожалению, не пришла к активной жизни духовной, церковной и христианской; может быть, стоит ради нее потрудиться, чтобы обратить кого-нибудь к вере Христовой. А Господь, видя наш такой труд, спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
– Владыка, давайте обратимся к следующим вопросам. Татьяна из Курска спрашивает, как не бояться жестоких и страшных мучений и понять, что такое смирение?
– Человек не может не бояться страшных мучений, которые ожидают грешников в потустороннем мире, и поэтому этот страх (как мы говорим, «страх животный») должен удерживать от совершения грехов, потому что из-за наших грехов мы можем получить великие страдания после ухода из этого мира. Но мы должны возвышаться над животным страхом – мы должны бояться оскорбить Бога, не ради того, что в противном случае ждет мука вечная (хотя и это тоже должно быть). Мы знаем из жизни святого равноапостольного князя Владимира, что когда ему рассказали о Страшном Суде и показали картину Страшного Суда, это так сильно его впечатлило, что он задумался над жизнью своей, принял Крещение и стал христианином.
Нужно очень хорошо понимать, что наша вольная греховная жизнь ведет к мучениям и страданиям, и мы должны постараться исправить свою жизнь. Мы должны иметь любовь к Богу, которая останавливала бы нас от греховных поступков. И тогда наша жизнь будет и смиренной, и кроткой, и терпеливой, и богоугодной.
Смирение – это основа духовной жизни, добродетель, противоположная великому греху гордости. Из-за гордости пал человек, из-за гордости мы имеем очень много страданий в этой жизни, много болезней и трудностей. А когда человек стремится к тому, чтобы быть смиренным, то все самые большие скорби и тяжести жизни он переносит очень легко, с пониманием, что перенеся скорби, болезни и трудности в этой жизни, получит радости вечные. Если обратиться к жизни апостолов, мы видим, что они сами желали, чтобы их унижали и оскорбляли, гнали. Это для них была радость, потому что они знали: за смирение Господь даст им большую награду. И если мы так будем себя настраивать, то приобретем послушание воле Божией. А послушание как раз и есть одно из средств быть смиренным: когда человек отказывается от своей воли и исполняет волю Божию, тем самым он смиряет свою гордыню, у него появляются смиренные мысли, смиренные чувства, смиренный даже вид и смиренное отношение к жизни. И он живет в том достатке, который ему минимально необходим для телесной жизни, и поэтому всем доволен, всему радуется, за все благодарит Господа, всех любит, всех уважает.
Это – те качества души, которые можно видеть у смиренного человека. Смирение многогранно, оно проявляется во многих ситуациях нашей жизни. Я уже говорил, что смирение достигается через послушание, через стремление отречься от своей воли и жить по воле Божией. Таким путем человек достигает высокой степени смирения, которая очень велика перед Богом, потому что Господь говорит, что Он смиренным дает благодать, а гордым противится. И задача всех православных христиан, всех людей – стяжать смирение через отречение от своей воли, через терпение различных трудностей и испытаний ради Царствия Божия.
– Слушаем звонок из Орска.
– Как Церковь относится к тому, что человек, занимающийся боевым искусством, в то же время воцерковлен?
– Мы знаем, что наши воины занимались боевым искусством. И занимались этим с целью защиты Отечества, своей семьи и слабого человека. То есть, получая навыки борьбы, они имели определенную цель. Если же мы занимаемся просто чтобы иметь навыки драки с другими людьми, причинять им зло и неприятности, кичиться своею силою, то, конечно, это плохо. Но мы знаем, что, например, наши воины, которые воевали врукопашную в 1380 году на Куликовом поле, несколько дней подряд держали строй, оборонялись, наступали и победили. Но не надо забывать, что они были верующими людьми и занимались боевыми искусствами только чтобы быть надежными защитниками Отечества. Поэтому, если мы занимаемся этим делом чтобы укрепить боевой дух для защиты Отечества, то это хорошо. А если цель накачать мускулы только чтобы потом всех кромсать, бить и убивать, то этого делать не надо. Это плохо, и это греховно даже.
– Татьяна интересуется, у кого спрашивать благословения на перенос могилы близкого родственника: у батюшки или архиерея?
– Лучше сделать это у Правящего Архиерея через благочинного или священника. А если это по каким-то причинам невозможно, то можно спросить у батюшки, а сам батюшка спросит благословения у Правящего Архиерея и получит наставление Владыки.
– Санкт-Петербург на связи.
– Владыка, в контексте того, что Вы сейчас говорили про смирение, скажите, пожалуйста, как сохранить смирение среди той несправедливости, которая сейчас творится вокруг?
– Смиренный человек со смирением смотрит и на то, что делается вокруг него. Если человек не может повлиять на окружающий мир, который, как говорится в Священном Писании, «во зле лежит», нужно молиться, чтобы Господь дал силы, воздвиг таких людей, которые могли бы помочь другим в решении многих вопросов, чтобы избавиться от той несправедливости, которая есть вокруг нас.
Когда имеется необходимость помочь ближнему своему в избавлении от какой-то несправедливости, мы должны проявить мужество и стойкость и помочь, но тоже в рамках приличия православного христианина – без раздоров и напряженности, которые, бывает, приносят очень много вреда. Святые отцы говорят о том, что мы должны делать добрые дела, но если эти дела приносят обществу и окружающему миру какие-то раздоры, то эти дела не будут приняты у Бога.
Смиренный дух благотворно влияет на устранение этой несправедливости – здесь действуют благодать и сила Божия, которые чудесным образом помогают человеку, может быть, не сразу, через терпение решить тот или иной вопрос.
– Звонок из Владимира.
– Владыка, у меня в нынешнем году горела баня, и в пристрое была икона «Неопалимая Купина». И когда мы вошли, то в том углу, где икона стояла, огонь потух. Лик у иконы обгорел, а сама она целой осталась. И вот мы сейчас с дочерью думаем, куда ее деть?
– Я думаю, что поврежденную икону нужно сохранить как память о великом чуде, которое совершил Господь по молитвам Пресвятой Богородицы.
– Спасибо, Владыка. Татьяна пишет: «Нет сил читать по причине плохого зрения утреннее и вечернее правила, могу ли я просто пятьсот раз прочитать Иисусову молитву?».
– Сейчас есть возможность услышать чтение утренних или вечерних молитв по нашему телеканалу «Союз», многие молитвы и правила есть в записи на электронных носителях. Но если есть какие-то трудности, конечно, можно читать вместо них сильную Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную».
– Владыка, Людмила Семеновна из Чебоксар спрашивает, где будет рай – на земле или на небе?
– Мы знаем, что в Священном Писании говорится: все изменится во Втором Пришествии Христовом, будут новая земля и новое небо. Сейчас мы знаем, что есть ад и есть рай, что после земной жизни каждого человека душа человеческая поселяется или в рай, за свои добрые дела, веру и добродетельную жизнь, или в ад – за свои грехи.
Как написано, мы сейчас видим Бога через призму, через тусклое стекло, но когда переходим в другой мир, то там видим своими духовными очами и Бога, и святых ангелов, и угодников Божиих, и ту красоту, которую Господь уготовал для любящих Его в Царствии Божием, в райской обители.
Беседовал Даниил Рябинин
Свои вопросы в программу вы можете задать так:
23 июня 2011 года в Красном зале Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Попечительского совета программы «Формирование туристско-рекреационной зоны «Духовный центр Урала».
12 июля – память святых первоверховных апостолов Петра и Павла Великие святые, которые по своим трудам, по апостольскому служению Церковью поименованы первоверховными, святые, к празднику которых мы готовимся всегда особо, ибо с первых веков Церковь положила праздновать их день соучастием в малом подвиге поста
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.