Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (632) → Больные вопросы нашего времени

Больные вопросы нашего времени

№23 (632) / 13 июня ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Протоиерей Вячеслав Зайцев. «Духовный сборник»

В одном из давних выпусков рубрики «У книжной полки» мы с вами знакомились со сборником «Слава Богу за все». Его автор протоиерей Вячеслав Зайцев – настоятель екатеринбургского прихода во имя Святого Праведного Симеона Верхотурского. Наверняка многие помнят драматичную историю, связанную с этим приходом: в ночь на 1 февраля 2009 года злоумышленниками был совершен поджог одного из храмов. Слава Богу, пожар был вовремя потушен, а на беду пострадавшего прихода откликнулись люди не только со всей России, но даже из других стран. Те, кто смотрел новостные сюжеты ТК «Союз» сначала о пожаре, а затем о восстановлении выгоревших помещений, должно быть, вспомнят и батюшку, который с болью рассказывал о происшедшем и искренне благодарил всех, кто не остался равнодушным и пришел на помощь.

Сегодня я с удовольствием представляю новую книгу протоиерея Вячеслава Зайцева, которая носит название «Духовный сборник», – самые первые его книги выходили в свет, начиная с 2000 года, в виде небольших брошюр, затем сложились в три книжки – «Когда душа плачет», «Святыни Свято-Симеоновского прихода» и, наконец, «Слава Богу за все». Переработанные и дополненные, эти издания и составили «Духовный сборник», который включает в себя избранные проповеди и размышления священника о разных духовных проблемах и пастырские советы. Отец Вячеслав опирается и на свой опыт священнического служения, и на святоотеческое учение и слово Священного Писания. Есть в книге и прекрасно иллюстрированный каталог икон Свято-Симеоновского прихода.

Открывает «Духовный сборник» краткая автобиография о. Вячеслава. Из нее мы, в частности, узнаем, что до принятия священного сана он, выпускник медицинского института, много лет работал по специальности. Думаю, читателям небезынтересно узнать, что к священнической стезе доктора Зайцева привел настоятель екатеринбургского храма во имя Великомученика и Целителя Пантелеимона отец Димитрий (Байбаков) – кстати говоря, по мирской специальности тоже врач, ныне создатель и глава Информационно-издательского центра Екатеринбургской епархии.

Так вот, в 1995 году врач Вячеслав Зайцев стал священником, отцом Вячеславом. А в 2000 году его заботам было вверено строительство храма во имя Праведного Симеона Верхотурского. Уже к концу года храм был освящен, а через пару лет в приходе освятили и другой храм – во имя Блаженного Космы Верхотурского.

Свято-Симеоновский приход нередко называют Малым Верхотурьем – дело, конечно, прежде всего, в именах святых покровителей, но играют свою роль и теплая, домашняя атмосфера, и уют деревянных храмов, и святой источник с целебной водой, над которым выстроена часовня, и свежий, почти лесной воздух (приход расположен на окраине города). Дополню картину и действующими в здании приходского Духовно-просветительского центра музеем Святых Царственных Страстотерпцев, и обширной библиотекой, и много лет серьезно занимающейся просвещением и воспитанием детей воскресной школой – о Свято-Симеоновском приходе можно рассказывать долго и интересно. Но обратимся к содержанию книги.

Подробно разбирает батюшка семейные нестроения – этой теме посвящена довольно объемная глава. Другая глава названа «Человек – образ Божий» и делится на несколько частей. Здесь священник беседует с читателями о внешнем виде прихожан и об их поведении в храме, о детях в храме, о браке, о посте, о взаимоотношениях с духовными наставниками.

Глава «Духовные немощи» касается прелести (для тех наших читателей, которые привыкли воспринимать это слово в позитивном ключе и не знакомы с его значением в Православии, кратко поясню: прелесть – это состояние духовного самообмана, когда человек ложь принимает за истину; даже простой, как в школе, разбор слова по составу может многое объяснить: корень слова прелесть – «лесть», а приставка пре- в значении превосходной степени эту «лесть» лишь усиливает). О причинах и симптомах духовной прелести и говорит автор.

Интересно, что в главу «Духовные немощи» включены и размышления о паломничестве и паломниках: как не превратить паломничество в туризм, как не увлечься погоней за чудесами и благодатными старцами – это больные вопросы нашего времени.

О чем еще священник призывает задуматься своих читателей? О своеволии, о любви, о богатстве, о чтении книг, о загробной жизни. Как видите, диапазон вопросов достаточно широк. Во всех небольших главах обращает на себя внимание и настраивает на доверительный разговор теплое отеческое обращение «дорогие братья и сестры».

И, конечно, так начинаются и проповеди, опубликованные в разделе «Христос моя сила». Здесь собраны проповеди, произнесенные в дни памяти блаженной Ксении Петербургской и преподобного Амвросия Оптинского, в дни праздников Вознесения Господня, Святой Троицы, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, проповеди на различные евангельские чтения.

Есть здесь проповедь и о святом Симеоне Верхотурском. В самом начале батюшка напоминает житие праведного Симеона: «Родился он примерно в 1607 году. В молодом возрасте прибыл сначала в уездный уральский город Верхотурье, а затем в Меркушино – село в 60-ти верстах от Верхотурья. Подробности его жития стали известны позже, они были открыты митрополиту Тобольскому Игнатию 70-летним старожилом тех мест Афанасием. По его словам, Симеон скорее всего был благородного дворянского происхождения – это можно было понять по его рассуждениям, по грамотности его речи. Он был человеком боголюбивым, много времени отдавал молитве. А молился он в храме Архангела Михаила. Занимался пошивом верхней одежды, но платы за свой труд не брал. По сути, он работал во славу Божию. Почему же он пришел в Меркушино? Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Время было тяжелое, смутное. Вспомним историю: время расколов, время самозванцев, когда сотни разбойничьих шаек бродили по лесам. Государственное устройство было нарушено. В такой непростой период в Меркушине поселился праведник, который жил тихо и смиренно, который и словом, и делом нес Православную веру людям, окружавшим его».

В своей проповеди батюшка подчеркивает удивительное смирение праведного Симеона и плоды этой добродетели, говорит о тихой кончине праведника, о чуде обретения его мощей и о прославлении святого праведного Симеона Верхотурского, всея Сибири чудотворца. И от жития угодника Божия он обращает своих слушателей к взгляду на самих себя, на их духовный настрой и на опасность присутствия в нем гордыни – той страсти, которую победил в себе праведник.

И в заключение коснемся темы, которую довольно подробно разбирает отец Вячеслав и которая непосредственно относится к рубрике «У книжной полки». В одной из бесед батюшка предостерегает православных читателей от излишней доверчивости и наивности, когда все, что можно найти в церковных лавках, кажется выражением истины, с горечью говорит о сомнительных изданиях, приносящих немалый вред, и призывает: «Дорогие братья и сестры, прежде чем читать сомнительные книги, подумайте, не повредит ли вам такое чтение». Вот этим здравым призывом мы и завершим наш рассказ.


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Духовное наследие

Правило

Пренебрегающего заповедь о молитве постигают самые тяжкие нарушения прочих заповедей, передавая его одно другому, как узника. Преп. Марк Подвижник Схиигумен Иоанн (Алексеев): Молитвенное свое домашнее правило определи сама, сообразуйся со временем; в этом самочиния не будет, только много набирать не советую, чтобы не быть рабом правилу и во избежание торопливости.

 
Возрождение

«Богатырская застава» – 36 мальчишек из Екатеринбурга

Лариса Ларионова

Июнь стал началом активной деятельности Объединения патриотических клубов «Дружина» Фонда Святого Великомученика Димитрия Солунского. Богатырского духа и воинского мастерства будут набираться 36 мальчишек из Екатеринбурга на «Богатырской заставе».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс