Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (129) → Архиепископ Мелхиседек

Архиепископ Мелхиседек

№13 (129) / 1 июля ‘00

К 35-летию архиерейской хиротонии

ДЕТСТВО

Жизнь каждого человека неповторима, как неповторим один день от другого, прошедший год от настоящего... Жизнь архиепископа Мелхиседека отлична от жизненных путей других людей как и сама его индивидуальность. Он входит в историю кротким, добрым, молитвенником и печальником за народ, за свою многочисленную паству.

Один из учителей Церкви сказал: « Если ты видишь доброго человека, знай, что он перенес в жизни много трудностей. А их в жизни Владыки было очень много. Приоткрывая завесу его жизни, увидим подмосковную деревню Ново-Черкасово. Здесь и родился будущий архиепископ Мелхиседек (в миру Василий Михайлович Лебедев). Она находится свыше 100 км к востоку от Москвы, расположена в Шатурском районе, в подмосковной Мещере, о которой писал еще К. Г. Паустовский: «Мещера - остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы...» Владыка родился в попразднество Крещения и Богоявления Господня 26 января 1927 года в семье крестьянина. Семья была многодетной. При рождении его назвали Василием, что значит «царственный». Родители, будучи верующими людьми, сами посещали приходской храм и брали с собой и юного Василия. В церкви он причащался Святых Христовых Тайн, вступая через это в благодатное, мистическое соединение со Христом...

Многие в 7-8 лет с трудом читают на русском языке, Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Также свое благотворное действие оказала на него и природа. Город является местом, где преобладает творение рук человеческих. Внимание больше обращается на достижения техники: каменные высотные дома, закрывающие просторное, светло-голубое небо, блестящие провода трамвайных линий, стук колес, шум моторов, спешащие куда-то люди, наконец, нависшие тучи химического завода грязного серо-синего оттенка...

Деревня - материк природы. Здесь видишь лес, из которого доносится многоголосое, звонкое щебетание птиц, радостно перепархивающих с ветки на ветку. Оказали влияние на формирование склада души отрока Василия сама жизнь и воспитание. Вспоминается голодное время, особенно 1933 год.

Семья была бедной. Храм стоял в 2 км от деревни. Было 6 января. Навечерие Рождества Христова. Деревня заранее готовилась встретить этот великий праздник.

Сколько радости и какое утешение доставлял этот день. Родился Христос, родился Сам Спаситель, принявший на Себя греховную человеческую плоть. Ожидание торжественности было в верующих людях.

Семья Василия тоже ждала этого праздника. Василию было 6 лет, но он имел такое представление об этом празднике, что если всех 6-летних детей этого села спросить об этом празднике, то Василий был бы один из первых.

Родители уходили в церковь. Эта служба всегда была ночью, а детей оставляли дома, вместе с теткой. Конечно, они старались не спать до тех пор, пока все не прочтут об этом празднике, что-то читала тетя, что-то сам Василий, подолгу рассматривали рождественские иллюстрации. Тетя рассказывала о Боге. Но когда было прочитано в имеющихся книгах что было возможно, только тогда ложились спать. Василий представлял церковь, рожденного Богомладенца в яслях, священника: вот он читает молитвы, благословляет... Так незаметно он заснул. А когда открыл глаза, вокруг светло, солнце яркими светлыми лучами наполняет комнату. Где-то на рассвете родители возвратились из церкви. Ждал праздничный стол. Да, праздничный, среди голодного времени. Бывало, так хотелось поесть что-нибудь вкусное, и вот оно - на столе. Тебе наливают молоко, дают яйца, сыр... Это Господь послал - говорили родители, Слава Богу. Этот рождественский стол среди голодного времени создавал особое торжество.

Потом священник проходил по деревне, славил Христа, Его Рождество, принесшего в мир спасение, мир, любовь, сострадание друг ко другу. Но незабываемые дни, замечательные моменты, это дни, когда Господь сподобил Василия помогать в этом благодарном Божием деле священнику, посреднику между Богом и людьми. Было несколько страшно перед величием Бога, но в то же время интересно, и что-то внутреннее стремилось к этому, видело и чувствовало в нем духовное удовлетворение. Подчас, когда проходила служба, он внимательно наблюдал, стараясь насколько возможно лучше понять содержание молитвословий, вслушивался в слова священника, посматривал на сам интерьер, храмовую роспись. Когда священник благословлял, он тоже кланялся. Почему-то не хотелось отсюда уходить. Что-то внутренне влекло к этому, но что?

Сколько утешения и радости приносила Церковь людям, сколько утертых слез, накормленных голодных, примиренных с совестью людей. Какая неземная помощь прихожанам и просто тем, кто общался с верующими людьми, искренне стремящимися к Богу. Это общение как-то преобразовало устроение души к основе, на чем созиждется жизнь - любви. Однако эта церковь простояла до 1937 года, ее закрыли коммунисты. В деревне стояла какая-то напряженная атмосфера, особенно это было тогда, когда календарь указывал великий или просто почитаемый народом праздник. Все чаще и чаще появлялись в печати, в лекциях атеистические выводы, усмешки над верующим народом. Сгущались тона духовного чувства, не стало возможности исповедаться, принимать Хлеб жизни - Пречисто Тело и Честную Кровь Господа нашего Иисуса Христа... Терялась связь с Церковью. Впрочем, через несколько лет над страной нависли свинцовые тучи. Радио объявило о начале войны с Германией.

Василию тогда исполнилось 14 лет. Нельзя было без содрогания и боли в сердце вспоминать этот страшный день. В ряды Советской армии из Шатуры и района призвано 33860 человек. Мужчин, ушедших с электростанций, торфяных и других промышленных предприятий, колхозов, заменили женщины, старики, подростки. Василий работал на заводе в одном из городов Московской области. Нельзя было быть уверенным, что среди, казалось, тихой, спокойной ночи, не услышишь гул ревущих самолетов врага, сотрясающие землю взрывы бомб, нет уверенности, что не услышишь голоса немцев и их пулеметную очередь.

Работать приходилось много, очень сильно доводилось уставать, но Господь не оставлял Василия и здесь. Работа все же шла... За часами двигались дни, из них складывались месяцы, годы, и вот год 1945 - год избавления, всеобщей радости, наполненной слезами обездоленных, увечных, потерявших близких, родных, детей... Незадолго до окончания войны были по распоряжению правительства открыты монастыри, храмы, духовные семинарии -места духовного утешения, спасения людей.

ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕМИНАРИИ

В 1946 году Василий узнал, что в Москве открывается богословский институт и богословско-пастырские курсы. Будучи человеком верующим, захотел приобрести духовное образование. И чтобы быть уверенным, что на этот ответственный шаг есть благословение, воля Божия, что этот крест не будет не по силам для него, он решает помолиться и испросить на это тем самым благословение. В то время, когда несмотря на открытие монастырей, храмов, продолжалось гонение на верующих.

Василий взял в руки канон Божией Матери. Встав перед иконой Владычицы Небесной, осенив себя крестным знамением, склонился на колени.

«К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши...» - чуть слышно взывал он, кажется, каждое слово этого канона он прочувствовал в себе. Сколько раз он читал это канон и сколько умиления и радости вносит он в сердце от беседы с Владычицей.

«Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь, Царице моя преблагая и скорая Заступница». И сердце искало совершения воли Божией о нем. С того времени Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица была покровительницей всей его жизни.

Не успел еще поступить в семинарию, подав только заявление, было уже приложено максимум усилий, чтобы его, тогда рабочего подмосковного завода, от этого намерения оттянуть. К нему пришла учительница местной школы, немолодая женщина, атеистка, говорит, «Что вы идете на какое-то поповство!?» Василий ответил: «Почему вы меня стыдите? Я ведь не украл, не нахулиганил. Я взрослый человек и могу решать свою судьбу». И ее ответ запомнился Василию на всю жизнь: «Нам легче иметь дело с вором, чем с классовым врагом». Василий классовым врагом не был. Вырос в бедной семье.

В 1946 году осенью поступил в Духовную семинарию. Она находилась в Загорске (ныне Сергиев Посад). Атмосфера ее располагала к изучению интересных ему богословских, исторических и других дисциплин. Занятия проходили с 10-00 до 14-00 дня. А приготовлению уроков отводилось время с 17-00 до 21-00 часа. Не только занятия, но и сочетание его с богослужением было распределено так, что все учащиеся несли ежедневное клиросное послушание в храмах Лавры, а накануне каждого воскресенья и праздничного дня значительная группа учащихся обычно направлялась в Москву, где они обслуживали академический храм Успения Богородицы пением, чтением и проповедями.

Ректором духовных школ в то время был архиепископ Герман, а инспектором профессор В. С. Вертоградов. Питомцы семинарии получали стипендию по состоянию на 50-е годы 260 руб. и многие дополнительную, в зависимости от успеваемости. В Духовных школах было 4 профессора, 5 доцентов, 4 преподавателя. Здесь имелась библиотека. Духовная школа располагала хозяйственной частью, было и свое медицинское обслуживание. Последние месяцы учебного 1950 года были экзаменационными. Василий заканчивал Семинарию по первому разряду. И вот наступает благодарственный молебен, на который собрались все выпускники учебных заведений. Он проходит в Троицком Соборе Лавры. Служил ректор Семинарии и Академии протоиерей А. П. Смирнов. После молебна учащиеся собрались в актовом зале академии, где им выдали аттестаты и Библии. Из числа воспитанников были удостоившиеся принять сан, среди них был и Василий Лебедев. На нем теперь не только семейная жизнь, но и пастырское служение, особенно трудное в это тяжелое, атеистическое время. Но он был под покровом Царицы Небесной.

СВЯЩЕННИЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ

Рукоположение проходило в июле 1950 года. Совершал его простой, гостеприимный Владыка - архиепископ Можайский Макарий.

Первый храм, куда был направлен настоятелем - храм Преображения Господня в одном из сел Московской области. А в декабре этого же 1950 года в храм с. Туголес великомученицы Параскевы Пятницы. Здесь служил в течение 5 лет. Село расположилось на невысоком холме, окруженном хвойными лесами. В лесах разбросаны серебристые зеркала многочисленных озер, среди которых особенно красивым является Святое. Любимый приют митрополита Киприана ( 1406), где и основал церковь Преображения Господня и предавался молитве и ученым занятиям. Не менее митрополита Киприана любил посещать погост Спаса для молитвы и ученых трудов и преемник его св. митрополит Фотий ( 1431).

В храме 3 престола. Центральный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь вмч. Параскевы Пятницы, а правый - преп. Серафима Саровского. Здесь немало чтимых икон. Резной образ свт. чудотворца Николая, именуемый Радовецким (конец XVI века). Здесь отец Василий совершал Евхаристию, здесь возносились молитвы о страждущих, ищущих истину людях. Дабы и укрепил Господь христиан на их пути этого времени. Его трудами и заботами были проведены большие ремонтные и реставрационные работы. В такие нелегкие 60-е годы воинствующего атеизма отцом Василием расписаны боковые приделы и алтарь, заново переделана отопительная система, обнесена оградой церковная территория и поставлены кирпичные трехарочные ворота.

В феврале 1955 года назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди, а в январе 1961 года переведен в должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа, что в Московской епархии. Вскоре назначен настоятелем городской церкви г. Орехово-Зуево Богородице-Рождественской. У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей.

Но нет в творении Божием того, чтобы что-то происходило случайно, без воли Творца. И если в мире совершается зло, то Господь и его направляет на благо. Семейная жизнь отца Василия вначале, в целом, шла хорошо, но затем более и более стали пускать на «пшеничном поле» сорняки плевел. И, наконец, то, что было спокойствием и радостью общения, приобрело совсем иной характер. Но если этого бы не случилось, как знать, отец Василий, может быть, по-прежнему служил бы на одном из приходов Московской епархии.

Но попущение Божие в несложении семьи, ведет через боль к какой-то другой цели, Ему ведомой.

ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Хиротония во епископа

В 1962 году поступает в Московскую Духовную академию. В 1963 году принимает монашество, избирая прямой путь служения Богу. Новое имя Мелхиседек («Царь правды») получил от митрополита Никодима, относившегося к иеромонаху очень тепло. Тогда иеромонах Мелхиседек учился на втором курсе. После 3 курса Священный Синод и Святейший Патриарх определили быть ему епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в Академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня в сентябре. Взялся за написание кандидатской работы: «II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор». Защитив ее через 2 года, получил степень кандидата богословия и назначен быть епископом Венским и Австрийским.

На вечернем богослужении владыка Никодим возводит в сан архимандрита. 17 июля 1965 года в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры началась хиротония. Ее совершают (родственник святителя Питирима Тамбовского) епископ Питирим Волоколамский, митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископ Дмитровский Филарет.

По наречении во епископа архимандрит Мелхиседек выходит на амвон. В храме стоит тишина. Посмотрев кротким взором на стоящих перед ним прихожан, не спеша, как будто общаясь с дорогими ему людьми, сердечным голосом стал говорить слово на наречение во епископа:

«Что реку и что возглаголю? Мне ли немощному нести служение, которого страшились великие столпы - подвижники веры и любви. Моему смущенному взору предстоит великий святитель Христов св. Григорий Богослов, и слышится мне «пастырская свирель» его богословия. Слышится его предостерегающий голос: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться потом умудрять; стать светом потом приводить к Нему других, ведь пастырская душепопечительность «есть наука из наук, искусство из искусств». Этому предостерегающему голосу вторит и другой великий Вселенский Святитель - св. Иоанн Златоуст, вещающий слова о высоте священства, с которым должна сочетаться ангелоподобная жизнь. Пугает глубиной своего смирения и великий авва обители нашей всероссийской игумен преподобный Сергий, не дерзнувший воспринять на себя первенство архиерейского престола Святителя Алексия. Высота архиерейства - это завидная и опасная высота». Со многой ответственностью епископского служения соединяется и великая честь. Поэтому «нередко - по словам св. Григория Богослова, - самая благодать, приводя в кичение и надмевая, удаляла от Бога приближавшихся к Нему неправо».

Я никогда не помышлял о такой высоте, хотя вся моя сознательная жизнь принадлежит Церкви. Из лет раннего отрочества в моей памяти запечатлелся прекрасный сельский храм, где сердце озарялось радостью в порывах детской молитвы. Вспоминается тихий домашний уют, где благочестивый родитель наставлял меня и старшего брата в начальных истинах веры. Прекрасны мечты отроческого и юношеского уединения: боголепие Дома Божия пленяло мой ум, радовало сердце. Прислуживание священнику в алтаре для меня было высоким счастьем.

Минули годы отрочества и юности... Засветилась лампада московских духовных школ, и я пришел сюда, под сень преподобного Сергия, получить богословские знания для служения Церкви Христовой. Исповедую немощь мою, что в годы моего пастырского служения я нередко изнемогал в скорбные дни моей личной жизни, но Господь подкреплял меня и вел Своими неисповедимыми путями, то смирял, то возвышал. С пастырского поприща пришел я вторично в высший вертоград богословской науки - Московскую духовную академию и стал в славную дружину учеников Преподобного Сергия, восприняв образ иноческого жития.

Теперь, в этот священный час, трепетно стоя перед сонмом архипастырей, окинув мысленным взором минувшие дни и лета моей жизни, вижу свои грехи и только немощами своими могу хвалиться.

Среди многого страха пред грядущим высоким служением в Церкви Христовой согревают мою душу вера в благодатную помощь Сладчайшего Спасителя и радость надежды на вседержавный Промысл Божий, ведущий каждого человека его особым путем к великой жизни. «От Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело» (Пс. 36. 23). Поэтому в избрании моем на высшую ступень священства я слышу призывающий голос Пастыреначальника, «Первосвященника Великого, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божия», Который подобно нам, искушен был во всем, кроме греха, может сострадать нам в немощах наших (Евр. 4, 14-15) и нашу нищету может обогатить преизбытком благодати Приснотекущего Источника, Всеблагого Учителя, Бога Духа Святаго, ибо, по неложному слову Его, «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор. 12. 9). «Сей Дух, - говорит св. Григорий Богослов, - как премудрый и человеколюбивый, поемлет ли пастыря, - творит его псалмопевцем... и указует в нем царя Израиля. Поемлет ли пастыря овец, ягодичня обирающего, -делает его пророком. Припомним Давида и Амоса. Поемлет ли остроумного отрока, - еще прежде совершенного возраста делает его судьею старейшин. Свидетель - Даниил, победивший львов во рве. Обретет ли рыбарей - уловляет в Христову мрежу целый мир объемлющих сетию слова. Обретет ли мытарей, - приобретет в ученики и творит купцами душ. Свидетель - Матфей, вчера - мытарь, а ныне Евангелист. Обретет ли пламенных гонителей, - изменяет ревность и Савлов делает Павлами (слово на св. Пятидесятницу).

Надеясь на благодатную силу Всесвятого Духа, по иноческому обету послушания, славя Бога, благодающего мне, преклоняю колени сердца моего, «благодарно приемлю и нимало вопреки глаголю». Окрыляет меня и сила ваших святительских молитв, борогомудрые архипастыри. Не оставьте меня без своего руководства и назидания, простирайте руку помощи, «внегда оскудевати крепости моей» (Пс. 70. 90)!

Помолитесь обо мне, святители Божии, чтобы боговручаемую мне паству вологодскую и великоустюжскую на злачных пажитях Христовой истины, да терпение теку на предлежащий мне подвиг, взирая на Начальника веры и Совершителя нашего спасения Господа Иисуса Христа (Ев. 12.2). Аминь».

Божественная благодать, совершаемая через руки епископа, возводит его на самую высокую ступень, высоту апостольского служения. Из, казалось, того незаметного мальчика Василия из бедной семьи, деревни, о которой практически вряд ли знают даже коренные москвичи.

И вот в алтаре Христовой Церкви сейчас стоит архипастырь, Владыка.

ВОЛОГОДСКАЯ И ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ ЕПАРХИЯ

Первым местом его служения была епархия, где подвизалось большое число подвижников. Практически каждую неделю воспоминаются Церковью угодники Божии из этой земли. Здесь особая атмосфера, которую чувствуешь сразу при выходе с поезда. Даже в неверующих людях чувствуется дух культуры.

Здесь Владыка служил два года. Первые шаги, первая ответственность как архипастыря над всеми церквами этой большой епархии. Народ его полюбил. Полюбил его богослужения, исповедь и, очень важно, - отношение к прихожанам. Митрополит Антоний Сурожский один раз сказал: миряне это не стадо, это живое Тело Христово, и духовенство -это не вожди и начальники, а слуги. И Владыка видел в прихожанах Тело Христово, и сам он был как слуга. Если в период его священнического служения было нелегко восстанавливать храмы по причине противодействия со стороны врагов веры, то сейчас это гораздо осложнялось, но молитвы угодников Вологодской земли, Заступницы укрепляла его.

В. Савкин

(Окончание следует)

 

В других номерах:

№14 (130) / 8 июля ‘00

К 35-летию архиерейской хиротонии

Архиепископ Мелхиседек

 
 
Проповедь

День Первоверховных Апостолов Петра и Павла (12 июля)

Двух светлейших лиц, двух великих христианских подвижников — горящего верой Петра и славного мудростью Павла — представляет нам сегодня Святая Церковь, именуя их «Апостолов первопристольницы и вселенныя учитилие».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс