Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
12 июня – память преподобного Исаакия Далматского
12 июня Святая Церковь совершает память преподобного Исаакия Далматского. Святой, названный так по основанному им монастырю близ Константинополя, жил в IV веке, когда Церковь была взволнована арианским лжеучением, при царствовании императора Валента, ревностного поборника арианства. В то время на защиту Православия явились знаменитые мужи Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов. Но и среди простых иноков было немало защитников истинной веры. Исаакий принадлежал к их числу. Как только весть о гонениях на Православие достигла его обители, он оставил монастырь и поспешил в Константинополь, глубоко скорбя об участи православных.
Валент в то время шел войной против готов, народа, жившего по Дунаю и двинувшегося на Константинополь. Исаакий встретил императора при выезде из столицы и сказал: «Государь, прикажи отворить церкви православные, и Бог благословит путь твой». Император не обратил внимания на слова преподобного и продолжал свой путь. На другой день Исаакий настиг Валента и снова остановил его, сказав: «Открой церкви, государь, и война будет для тебя благополучной, ты победишь врагов и возвратишься с миром в свою столицу». На этот раз слова преподобного, по-видимому, подействовали на императора; он задумался; потом обратился к приближенным за советом. Но окружавшие Валента, по большей части ариане, уговорили императора не слушать Исаакия и отогнать его. Так и было сделано. Но и на третий день Исаакий приступил к императору, схватив за узду его коня, умоляя и увещевая, наконец стал грозить ему гневом Божиим, но все напрасно. Слова Исаакия раздражили императора, и он приказал сбросить преподобного в глубокий ров, находившийся на краю дороги. Освободившись от него таким образом, Валент продолжал свой путь.
Исаакия же ангел чудесно спас от неминуемой гибели, и снова Исаакий предстал перед императором и начал говорить ему: «Иисус Христос даровал мне спасение и сохранил мою жизнь, которую ты хотел отнять у меня. Еще раз умоляю тебя отворить церкви православные. Если ты это сделаешь, то, будь уверен, возвратишься победителем». Неожиданное появление человека, которого считали погибшим, изумило императора. «Что же будет, если я не отворю этих церквей?» – спросил он. «Тогда, – отвечал Исаакий, – знай, что ты побежишь с поля битвы, гонимый врагами, будешь искать убежища, скроешься в хижине и будешь сожжен в ней». Император, озлобленный этим пророчеством, позвал двоих приближенных и приказал схватить преподобного, сказав: «Возьмите этого лживого старика и держите в темнице до тех пор, пока я, возвратившись из похода, не воздам ему должного наказания за его дерзость». Исаакия связали и повезли в Константинополь, а император продолжил свой путь. И вскоре увидел воочию исполнение предсказаний преподобного.
Хотя греки долго и мужественно бились с готами, но не устояли и обратились в бегство. Император едва ускакал от преследователей и с немногими воинами скрылся в одной из хижин. Готы настигли императора, зажгли хижину, и Валент погиб в огне. Некоторые из греческих воинов, вернувшись в Константинополь и не зная еще о гибели Валента, решили испытать Исаакия и сказали ему: «Император возвращается с победой, готовься к ответу» – «Неправда, – отвечал преподобный, – семь дней назад он был сожжен, как я и предсказал ему». Через несколько дней истина слов Исаакия вполне подтвердилась, он был освобожден из темницы, и все стали оказывать ему великое уважение как пророку.
Почему преподобный Исаакий был так настойчив в своем требовании открыть православные храмы? Дело в том, что вера – определяющий фактор поведения, оценки человеком своих поступков. Недаром мы воспеваем в тропаре святителей как «правило веры и образ кротости».
Повреждается вера – повреждается весь образ жизни человека. Если человек верит во Христа и пытается жить по Его заповедям, по Евангелию, это один образ поведения. Если человек верит в маммону и стремится к обогащению – совершенно другой образ жизни. Если человек верит в себя, в свой ум, в свои силы – третий образ жизни.
Недавно мне звонил знакомый священник и рассказал такую историю. Позвонила сотрудница службы милосердия и рассказала, что ее сын шел по вокзалу, разговаривал по телефону; подошел наряд милиции, и молодого человека увели на досмотр. Телефон изъяли, при понятых открыли, а там вместо аккумулятора лежит какой-то пакетик. И ставят условие: или мы заводим уголовное дело, или в течение полутора часов принесешь три тысячи. Когда речь зашла о том, что делать, выяснили: нужно матери писать заявление в службу собственной безопасности – с тем, чтобы при получении взятки этот наряд был арестован. Но мать идет путем наименьшего сопротивления: где гарантия, что среди сотрудников службы собственной безопасности не окажется двурушников? Недоверие побуждает человека, собственно говоря, по указанию власти преступать закон. Почему? Да потому что у некоторых сотрудников силовых структур, которые должны охранять народ, совершенно иные понятия, совершенно другая вера, другой бог. И ради служения этому богу они готовы пойти на любую подлость, на любое преступление, прикрываясь погонами правоохранительных органов.
Всякое зло начинается с искажения веры, с ереси, суеверия. Поэтому в Церкви постоянно вставали на защиту веры такие подвижники, святые, праведные, как ныне прославляемый преподобный Исаакий. Он прекрасно понимал: если уклонится в ложную веру император, то горя хлебнет все государство. Дай Бог, чтобы каждый из нас был крайне обеспокоен вопросом: «В какого Бога я верю? Какому Богу я стараюсь угождать в этой жизни? Что в моей жизни будет результатом служения тому или иному Богу?» Дай Бог, чтобы все-таки Богом в сознании человека был Господь Иисус Христос и Его образ и Его слово доминировали в принятии тех или иных жизненных решений.
Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»
9 июняСщмч. Ферапонта, еп. Сардийского (III). Обретение мощей прп. Нила Столобенского (1667).Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского (1426). Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы (1472). Прп. Ферапонта Монзенского. Прав. Иоанна Русского, исп. (1730). Мчч. Феодоры девы и Дидима воина (304).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.