Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (629) → «Никогда не стоит идти против своей совести…»

«Никогда не стоит идти против своей совести…»

№20 (629) / 23 мая ‘11

Светлана ЛадинаУ книжной полки

Николай Гаврилов. «Разорвать тишину»

О книге, которая представлена сегодня в нашей рубрике, говорить и легко, и сложно. Легко – потому, что это произведение увлекательное, захватывающее и, без сомнения, привлечет к себе читательский интерес. Сложно – книга неоднозначная. Говоря так, я выражаю лишь свое личное мнение. И, исходя из собственного опыта прочтения, не могу сказать, стоит ли читать это произведение людям особо впечатлительным, тем, кто, читая про чужую боль, пропускает ее через себя и долго потом еще переживает – прежде всего я имею в виду женскую часть читателей. Это – книга-потрясение, книга-шок (однако эти слова ни в коем случае не несут негативной окраски). И я возьму на себя смелость сказать, что мужчинам эта книга совершенно необходима.

Вопросы, которые ставятся в ней, не просто требуют ответа – они требуют ответа совершенно конкретного, применительно к реальной жизни и собственной душе. Книга выхватывает читателя из уютного кресла и помещает в условия, когда он периодически, вместе с персонажами произведения, ставится перед выбором: трусливый компромисс или правда, за которую придется платить, жестокость или милосердие, предательство или любовь, выживание за счет другого или достойная смерть.

Итак, книга «Разорвать тишину» издана минским издательством Дмитрия Харченко. Ее автор, Николай Гаврилов, посвятил это произведение своему отцу.

«Никогда не стоит идти против своей совести. За вами придут, навалятся, придавят коленом, станут вязать руки, вы будете хрипеть, рядом будет истошно кричать жена, но поверьте, – страшно не будет. Все можно пройти и выдержать: и муки пыток, и смрад тесных камер, и серую тоску лагерей, – все можно пережить, если ваша совесть будет уважать ваш поступок. И даже тогда, когда вас выведут в темный тюремный дворик и неожиданно выстрелят в затылок, страшно все равно не будет. Ваша совесть сроднилась с вами, вы стали одним целым, ангелы еще при жизни оплакали вас. И в том, что все было не напрасно, вы убедитесь еще до того, как на бетонном, замытом от крови полу звякнет стреляная гильза. Но совсем по-другому совесть встретит вас за порогом смерти, если вы ее предали... Топограф этого не знал».

«Какой топограф?» – спросите вы. Обычный советский топограф 30-х годов, которому обычный советский чекист велел отметить на карте совершенно гиблое место на берегу великой сибирской реки как пригодное для проживания людей. И тем самым отправить в совершенно нечеловеческие условия тех, кого сам чекист людьми вряд ли считал, но кто таковыми все же были – спецпоселенцев: интеллигенцию, церковников, родственников врагов народа, бездомных и уголовников. Говоря словами чекиста, «деклассированный элемент».

Как повествует книга, «случаи, когда из поселений ссыльных со временем вырастали города, действительно были. Правда, в дореволюционной России. Эти удачные примеры и вошли в основу директивы освоения труднодоступных районов Сибири. В целях освоения дикого края эта идея имела успех. А вдруг зацепятся?.. Тогда, не потратив ни копейки, руководство области может смело рапортовать о своих достижениях».

А вот документальное свидетельство. Из спецсообщения УНКВД по Запсибирскому краю от 22 августа 1933 г.: «29 и 30 апреля этого года из Москвы, Ленинграда и Минска были отправлены на трудовое поселение два эшелона деклассированных элементов. Эти эшелоны, подбирая по пути следования подобный же контингент, прибыли в Томск и Тобольск, а затем на баржах в Нарымский округ...». Подразумевалось, что среди таежных болот абсолютно неподготовленные к этому люди, среди которых и дети, и женщины, не только без инструментов и оборудования, но даже без пищи и соответствующей условиям одежды и обуви смогут не только выжить, но и создать населенный пункт. Но это несколько облагороженное объяснение. Более правдиво и неприглядно другое – людей отправляли на верную смерть.

Один из персонажей произведения цитирует слова давно умершего философа: «Я знаю, что такое ад. Ад – это другие…». И действительно, даже не сами экстремальные условия становятся адскими – ад оказывается в самих людях, которые и распространяют его вокруг себя. Ему дано распространиться, но торжествовать – нет, не всегда и не во всем. Автор говорит об этом так: «Тысячелетия понадобились человеку, чтобы упрятать своего зверя в прочную клетку из добра, морали и нравственности. Результат – вот он, откройте любую книгу на вашем столе, и вы все быстро поймете. Но чтобы проделать обратный путь, достаточно всего одного месяца. Надо только убрать надежду и поместить людей в по-настоящему экстремальные условия, где каждый выживает за счет другого. Все остальное довершат страх и голод… Но на самом деле в жизни бывает не все так плохо. Есть нечто большее инстинкта самосохранения – есть вера, даже тогда, когда кажется, что веры больше нет, и есть любовь. Вот ради последних и хочется рассказывать дальше».

И он рассказывает. Рассказывает просто и правдиво, порой жестоко – и, может быть, трагические повороты каких-то судеб вызовут у читателя протест: как же так, нельзя ли было их пожалеть, оставить в живых? Но в том-то и состоит замысел книги, чтобы дать читателю понять и прочувствовать, что даже в таком кошмаре можно сохранять и веру, и любовь, и образ Божий. Несколько главных героев книги живут именно так. Они не похожи на плакатных героев. И им трудно, им приходится выбирать, выживать и умирать.

Говоря словами автора, «придется умереть многим, но каждый уйдет по-своему: кто-то отдаст жизнь в маленьком, незаметном и смелом подвиге, спасая человека; кто-то, наоборот, будет подталкивать в спину ослабевших, забегая в самый конец очереди. А кто-то, обвиняя Бога, подчиняясь отчаянию, сам не захочет ни спасать, ни спасаться... Умереть придется многим, но как встретит человек смерть, зависит от него самого, открывая главное – его внутренний стержень…». Именно ради этого автор и не щадит читателя – ради того, чтобы тот понял, ощутил, насколько важно честно вглядеться в самого себя: а есть ли там, в сокровенных глубинах души, настоящий внутренний стержень, который только и может выдержать проверку, подобную той, которую проходят герои книги, и от которой, в той или иной форме, никто не застрахован.

В числе высланных в Сибирь оказываются тридцатипятилетний врач с женой и сыном. Вернее, высылке подлежит жена как родственница врага народа. Мужу настойчиво предлагают развестись с ней и вместе с сыном остаться дома – такая модель поведения для того времени типична, и автор рассказывает нам несколько подобных историй. Но в маленькой любящей семье придерживаются другого взгляда: «Близких бросать нельзя. Ни в зависти, ни в беде. Все пройдет: горы обветшают и рассыплются, океаны исчезнут, солнце погаснет, и небо свернется, как свиток, но следы наших поступков останутся навечно. Потому что только они покажут Тому, Кто взвешивает наши души, какими мы были на самом деле. Не надо бояться, не надо трусливыми шажками отходить в сторону от тех, кому плохо. Это вода течет, куда ее направишь, опереться на нее невозможно – сразу утонешь, а она, журча, потечет дальше. Цена копейка малодушным людям. Не надо обманывать себя и других, не надо переносить свой выбор на завтра – ничего этого не надо. Потому что все это – ложь. А нужно только одно – встать рядом, разделяя боль тех, кого мы называем своими. Беда, как известно, тяжела только для одного. Стоит ее разделить на троих, как сразу становится легче, и за ней уже можно различить силуэт надежды».

Силуэт надежды. Он, безусловно, есть в этой книге, которая получила очень высокие оценки читателей, в том числе и духовного звания. Член Издательского совета Белорусской Православной Церкви кандидат богословия протоиерей Феодор Кривонос назвал ее великим, выдающимся произведением современной литературы и поставил в один ряд с произведениями Солженицына и Шаламова. А другой священник, духовник Минской епархии протоиерей Игорь Латушко в своем отзыве подчеркнул: «Автору удалось удивительно рассказать о любви. В книге нет суда, но есть любовное отношение ко всем людям. Всегда оставаться Божиими людьми – этому учит книга».


Смотрите программу «У книжной полки» на телеканале «Союз»: по будням 06.15, 11.45, 18.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№43 (604) / 10 ноября ‘10

У книжной полки

«Свидетель Православия»

Светлана Ладина

№38 (599) / 6 октября ‘10

У книжной полки

«Как сохранить душевное здоровье ребенка и подростка»

Светлана Ладина

№35 (596) / 15 сентября ‘10

У книжной полки

«Страсть, грех или болезнь»

Светлана Ладина

 
Информация

Профессор А.И.Осипов: Разговоры о точной дате конца света не имеют никаких оснований ни в Библии, ни в учении Церкви

Известный богослов, профессор Московских Духовных школ Алексей Ильич Осипов призвал не поддаваться на уловки тех, кто утверждает, будто знает точную дату конца света.«Все эти разговоры о годе, дне и тем более часе конца света не имеют под собой никаких оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании Церкви»

 
Церковь и молодежь

Первая легкоатлетическая эстафета в честь дня рождения императора Николая Второго

Материалы подготовила Лариса Ларионова

15 мая 2011 г. Спортивно-патриотический отдел Екатеринбургской епархии и екатеринбургский Благотворительный Фонд имени Святого Великомученика Димитрия Солунского провели Первую легкоатлетическую эстафету

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс