Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
24 мая – память равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских
Господь, создавая человека, наделил его величайшим даром – способностью понимать, мыслить, доносить свои мысли до сознания другого. Все, что человек узнает о Боге, и практически все, что знает, он узнает через слово – родительское, учительское, зафиксированное в книге, в Священном Писании. Далеко не каждый народ на огромной нашей Земле может быть горд, что в основании его словесности, одного из основных факторов народообразования, стоят святые.
24 мая – День славянской письменности, день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Святой Кирилл, в миру Константин, и Мефодий были детьми Льва, вельможи в городе Солуни, славянина, получившего отличное образование у греков. Их мать звали Марией. Старший из братьев, Мефодий, сперва правил одной из областей близ Солуни, потом удалился в Малую Азию, на гору Олимп, для подвигов благочестия. Кирилл учился сначала дома, потом в Царьграде, вместе с юным императором Михаилом, у знаменитого ученого мужа Фотия, бывшего впоследствии патриархом. За обширные познания его прозвали Философом. Окончив учение, Кирилл сначала был книгохранителем при Софийском храме, затем преподавал философию. Но мир не привлекал Кирилла, и вскоре философ Кирилл, оставив все мирские занятия, поселился с братом на горе Олимп.
Борис, или Богорис, царь Болгарский, пожелал принять Христову веру, к чему побуждала его сестра, жившая к тому времени в Царьграде. К Борису был послан Мефодий. Рассказав царю о Страшном Суде, о блаженстве праведников и муках грешников, Мефодий убедил его сделаться христианином. Потом и другие славянские князья захотели услышать Евангелие не на латыни, как проповедовали латинские и немецкие епископы, а на славянском языке. Это были Святополк и Ростислав, князья Моравские, и Коцел, князь Паннонский. К ним были посланы Кирилл и Мефодий, как знавшие славянский язык. Желая, чтобы дело было прочно, Кирилл не хотел довольствоваться только одной устной проповедью, а задумал изобрести славянскую азбуку. После усердного поста и молитвы он составил азбуку и стал переводить Евангелие с греческого языка на славянский. Четыре с половиной года трудились братья в Моравии, в Паннонии, призывая народ к познанию Бога истинного. Кирилл перевел на славянский язык сначала Евангелие, Псалтирь, затем многие книги Ветхого Завета, Литургию и богослужебный чин.
Но проповедь святых братьев причинила им много бедствий. Латинские епископы пожаловались папе Николаю на учителей славян, что они отделяют славянские племена от власти Римского папы. Кирилл и Мефодий, повинуясь папе, тогда еще не отдалившемуся от Вселенской Церкви, отправляются в Рим, взяв с собою часть мощей святого Климента. Но в Риме был уже другой папа, Андриан II. Желая мира церковного, он принял проповедников милостиво, оказал подобающую честь мощам святого Климента, перевез их в храм, сооруженный в память святого Климента, принял из рук Кирилла и Мефодия славянский перевод священных книг и позволил в некоторых церквах Рима отслужить обедни отчасти на латинском, отчасти на славянском языках.
В Риме Кирилл от беспрестанных изнурительных трудов тяжело заболел. Перед кончиной он принял схиму и завещал Мефодию не оставлять дело просвещения славян. Молил Господа не оставить просвещенные славянские племена, соединить их в Православии и единомыслии. Кирилл скончался на 42-м году жизни, в 869-м году. Похоронив брата, Мефодий, в сане епископа Паннонского и Моравского, возвратился к славянам, с апостольской ревностью трудился здесь много лет среди враждовавших против него латинских проповедников.
Мефодий прочно поставил в славянских землях дело евангельской проповеди, и труды его увенчались полным успехом. Через шесть лет почти все славянские народы стали совершать службы на языке славянском. Чувствуя близость кончины, Мефодий из среды своих учеников избрал благочестивого и ученого мужа по имени Горазд, которому завещал продолжать труды просвещения славянских племен и затем мирно отошел ко Господу в 885 году.
Переведенные святыми братьями и их учениками священные книги и церковная служба перешли впоследствии и в Русскую Церковь. Мы прославляем Кирилла и Мефодия за труды, потому что они даровали нам высшее благо – познание Бога истинного, грамотность и духовное просвещение. Русский язык – один из немногих языков мира, зная который, человек может постигать не только сокровища русской поэзии, литературы, науки, но и все мировые шедевры, ведь они переведены на русский. Достаточно любому чукотскому юноше приложить немного усилий и выучить русский язык – и для него открыты все пути в науке, в математике, в языкознании, в литературе, в поэзии, в космонавтике, ибо русский язык связывает со многими источниками познания не только мира, но и познания о Боге.
И можно только посочувствовать народам стран, бывших когда-то частью единой Российской империи, где сейчас сознательно вытравливается из сознания граждан любовь к русскому языку. Грустно за наших братьев латышей, украинцев, армян, азербайджанцев, потому что империя объединяла многие народы, и слово «русский» было именем прилагательным. Как однажды заметил на Русском Народном Соборе один человек: я татарин, так что – я не русский, что ли?
У нас сегодня праздник русской истории, Русской Церкви, русских святых. Праздник выдающихся успехов русских подвижников, ученых, поэтов, художников, писателей. Праздник русского слова, слова, которое изначально было найдено, чтобы человеку рассказать о Христе, рассказать о Боге, научить молиться. Дай Бог, чтобы мы любили и ценили русский язык, понимали важность богослужебного славянского языка, дорожили его красотой, полнотой и многообразием оттенков, передаваемых языком, на котором молится Русская Православная Церковь. Дай Бог, чтобы мы нашим детям и внукам передали эту любовь и это сокровище
22 мая – память святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца Не так давно, общаясь со студентами, вновь пришлось подводить современную студенческую молодежь к очень важному вопросу
23 мая Седмица 5-я по Пасхе. Апостола Симона Зилота (I). Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского (1226). Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого (XVI). Мчч. Алфия, Филадельфа, Киприана, Онисима, Еразма и иных (251). Мч. Исихия Антиохийского (IV). Прп. Исидоры юродивой (IV). Блж. Таисии (V).Киево-Братской иконы Божией Матери (1654).
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.