Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (626) → Село с благодатным названием

Село с благодатным названием

№17 (626) / 1 мая ‘11

Инна ПостоянНаш приход

Взгляду каждого проезжающего по федеральной трассе через село Покровское Каменского района открывается монументальное строение, стоящее на возвышенности в самом центре. Лишь ныне, когда уже видны очертания будущей колокольни, здание снова стало напоминать церковь – когда-то огромную, белокаменную, видную со всех концов большого села.

Для кого строим?

В конце прошлого века, когда во многих окрестных селах возродилась религиозная жизнь, в Покровском верующие молились в маленькой комнатке сельской администрации. Обидно мне было за малую родину! И хотя в селе уже сложился небольшой коллектив активных прихожан, им не под силу было без пастыря браться за восстановление бывшей церкви. Жизнь в возвращенном верующим храме Покрова Божией Матери закипела с приездом в село деятельного отца Святослава Байдана. Однако короткое его пребывание не позволило приступить к масштабному строительству, хотя ему вполне удалось начать духовную «перестройку» части селян. Сегодня настоятелем Покровской церкви служит отец Михаил Шляхтюк; именно теперь обезображенное позднейшими пристройками здание начинает обретать черты настоящего храма.

По-моему, сельского священника вполне можно назвать духовником села, как называют духовником монастыря священника, в обязанностях которого духовное руководство насельников на пути к спасению. По церковному Уставу, духовник печется о своих подопечных, знает все их беды и горести и в меру сил помогает им советом, направляет мудрым словом. Правда, в отличие от монастыря, советы и наставления от сельского священника получают лишь те, кто желает их услышать. Поэтому для Покровского, как и для других сел и деревень, остается важным вопрос: а нужна ли вообще сегодня деревенским жителям вера? Если городские храмы в воскресную службу полны молящимися, то в деревенских церквах по-прежнему немноголюдно. И все же приход растет...

Суровый край

– Я три года здесь служу. Поначалу было очень тяжело. И даже не из-за уральской природной суровости людей, а из-за бытовых и финансовых проблем. Храм я получил с большими коммунальными долгами, нам обрезали отопление, за долги на нас подали в арбитражный суд. К сожалению, в государстве к Церкви подход, как к любому коммерческому предприятию, зарабатывающему прибыль, без всяких скидок на то, что религия – не бизнес, тем более на селе. Но, слава Богу, все разрешилось относительно благополучно. С долгами расплачиваемся. Однако и сегодня храм стоит без отопления. А тепловая пушка, которой мы нагреваем центральный придел перед службой, съедает много электроэнергии, – быстрый говорок отца Михаила с мягким украинским акцентом завораживает – как ручеек бежит по камушкам.

Кстати, родился покровский священник в Украине – в селе Залесцы Збаражского района Тернопольской области, всего в нескольких километрах от Почаевской Успенской Лавры. Это древнейший и крупнейший монастырь Киевской Руси (к сожалению, не сегодняшней), где хранятся великие православные святыни – икона Божией Матери «Почаевская» и мощи святых преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Видно, святостью пропитаны и все окрестности великой Лавры, если даже из небольшого села Залесцы (около 1000 жителей) за его историю вышло более 200 священнослужителей. Достаточно назвать одного из них – настоятеля Богоявленского Елоховского собора Москвы протопресвитера Матфея, долгие годы служившего секретарем нескольких российских Патриархов. По словам о. Михаила, сразу восемь его одноклассников стали священниками. В селе есть семьи с династиями священников, где Богу служат сразу пять-шесть человек. Местные жители считают, что на старинное село с 700-летней историей огромное благодатное влияние оказывает оплот Православия на украинской земле – Почаевская Лавра. Насельник Почаевской Лавры архимандрит Савва (Скиданчук) 22 года служил настоятелем Свято-Покровского сельского храма, духовно окормлял село, был духовником нашего отца Михаила.

К сожалению, на Урале нет подобных Залесцам сел. Разница у нас в менталитете. По мнению историков и краеведов, вера на Урале и раньше была не слишком крепкая из-за ссыльных, каторжных и беглых крепостных, обосновавшихся в самых корнях генеалогического уральского древа. В некоторых городах и селах на священника в подряснике смотрят как на диковинку, в Залесцах же, по словам отца Михаила, человек в этом одеянии вызывает уважение и благоговение. Там даже при социализме с размахом отмечали все православные праздники, церкви не закрывались, а народ, не таясь, крестился, венчался, исповедовался. Вот из такого благодатного края, можно сказать, из оранжерейных условий, попал отец Михаил на суровый Урал. Тем нужнее он здесь.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с. Покровского был построен в первой половине XIX века и освящен в 1834 году. Согласно архивным данным, храм был построен в честь победы над Наполеоном и символизировал силу русского духа.

В 30-х годах XX века храм закрыли. В это время в селе находился НКВД района. По словам очевидцев, церковь пытались взорвать, но разрушился только верх церкви вместе с куполом, все рухнуло на дорогу. Снесены апсида (алтарь), ярус звона колокольни, разрушены центральный световой барабан с луковичной главой, мраморные столбы входа.Были полностью сбиты все массивные кирпичные своды внутри храма. В завершение сделали боковые пристрои, закрывающие фасады, и устроили скатные крыши. После 1945 года здание было отдано под дом культуры, что спасло от разрушения его стены.

Трудная вера

– Да, люди здесь другие, но те, кто сегодня ходят в церковь, – истинно верующие или ищущие веры. Они много помогают в организации церковной жизни села. Постепенно учатся строить свою жизнь согласно вере, исполнять положенное по церковному Уставу. К примеру, в пост 20 прихожан ежедневно прочитывают всю Псалтирь. Для них и это уже большой духовный труд. Жаль только, что приход растет медленно. Причина? Вера – это ведь великая ответственность и страх нарушить заповеди. Сегодня ответственность не в чести. Молодежь не желает венчаться, чтобы не брать на себя ответственность за другого человека. Родители самоустраняются от воспитания, не несут ответственности за своих детей. На селе, где нет работы и все едут за ней в город, у людей почти не остается времени на воспитание детей. Но все-таки есть семьи, которые несмотря на бытовые тяготы не оставляют своих чад без попечения, – сожалеет и одновременно утешается батюшка.

Наверное, в маловерии села виноват не только народ, но прежняя советская власть, ведь можно же было экономику поднимать без разрушения церквей и моральных ценностей? Как это было, к примеру, на родине отца Михаила... У людей хоть что-то бы в душе осталось. А сейчас даже школа открещивается от преподавания морали, мол, наше дело давать знания. Кто же тогда научит ребенка, что такое «хорошо», а что такое «плохо»? В этом смысле покровчанам повезло. Директор школы пошла навстречу: отец Михаил регулярно проводит в школе православные занятия.

Своих детей, трех дочек, отец Михаил с матушкой Ксенией воспитывают в послушании и молитве. Естественно, вся жизнь сельского священника на виду у односельчан. В городе с этим проще: отслужил в храме и растворился в людской толпе, а в селе все друг друга знают. Да, соглашается отец Михаил, жизнь на селе налагает определенную ответственность. Есть в том и плюсы: можно и нужно своим примером доказывать людям, что с верой в душе не страшны никакие трудности. Наверное, именно эти убеждения помогают ему преодолевать и личные невзгоды: бытовые условия семьи священника сегодня оставляют желать лучшего – временно живут в деревянном здании бывшей сельской библиотеки (по документам здание нежилое), требующем ремонта. Но ремонт делать нельзя, так как все еще не решен вопрос с пропиской семьи или передачей здания Екатеринбургской епархии под дом священника и православную школу. На то нужна воля районных депутатов и администрации.

И все же за прошедшие три года в церкви произошли значительные изменения. В первую очередь, внешние: вокруг здания появилась капитальная ограда, по заказанному новому проекту (старых фотографий Покровской церкви так и не нашли) строится колокольня – высота ее будет 33 метра. Желающих материально поучаствовать в строительстве храма на селе не находится, да и какой спрос с селян – их заработки невелики. А к городским «имущим» сельскому священнику не пробиться…

Зная, что многих селян волнует, надолго ли в Покровке останется новый батюшка, задаю его отцу Михаилу.

– Не дано мне знать, что будет впереди. Пока будет на то воля Божия, будут силы и здоровье, будем строить храм, будем поднимать село.


Вера Абрамова, начальник Каменск-Уральского филиала Научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры:

– К нам за помощью обратился отец Михаил. Здание бывшей церкви с. Покровского настолько было обезображено и искажено переделками и пристроями, что невозможно было понять, каким оно было в начале XX века. Вместе с архитектором и реставратором Аллой Кузнецовой мы попытались найти старые чертежи Покровской церкви или фотографии, чтобы восстановить ее первоначальный облик. Но тщетно. Решили делать новый проект. Пришлось по крупинкам самостоятельно «собирать» вначале силуэт храма, затем детали и декор, продумывать конструкции. По всем признакам стиль здания – классицизм, это и послужило отправной точкой. Алла Витальевна от руки нарисовала несколько подходящих вариантов эскизов храма с колокольней, соблюдая стиль. И мы увидели, каким красивым может быть этот храм. Показали батюшке, затем большой чертеж представили архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию. Он утвердил наш проект.

Теперь, проезжая мимо храма, мысленно говорю себе: подожди еще немного… Очень благодарна отцу Михаилу за его самоотверженность. Знаю, через какие препоны он прошел, оформляя документы на церковные землю и здание, сколько ему пришлось выслушать незаслуженных упреков. Но очень надеюсь и верю, что найдутся добрые люди и благодетели, которые помогут восстановить церковь и вернуть храму былую красоту.

 
У книжной полки

Святитель Иоанн Златоуст: «Письма к Олимпиаде»

Светлана Ладина

Эпистолярный жанр, который сегодня – увы! – уходит в небытие, когда-то был весьма популярен. Нам, сегодняшним, досталось бесценное сокровище переписки великих личностей – с глубиной осмысления событий, с интереснейшей полемикой, с завораживающим слогом.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс