Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы продолжаем знакомство с литературно-богословскими творениями митрополита Вениамина (Федченкова) – напомню, ранее мы говорили о двух книгах, включивших в себя избранные части знаменитых «Записок архиерея». Издательство «Правило веры», выпустившее их в свет, предлагает читателям еще одну его книгу. Это труд, носящий название «Мысли о Литургии верных», где митрополит Вениамин не только разъясняет порядок совершения Божественной литургии, что и само по себе ценно, но делится чувствами, переживаемыми им за богослужением, исследует восприятие людьми церковной службы, описывает «жизнь души»: покаяние вечерни, подвиг и славу утрени и вершину общения с Богом на Литургии.
Издатели, представляя книгу, обращают внимание читателей на то, что здесь собран «духовный опыт и размышления многолетнего совершителя Литургии, которая, по выражению митрополита Вениамина, «есть вершина и средоточие всего христианства, полнота и завершение всех прочих богослужений», «суточная Пасха».
Сам Владыка Вениамин открывает предисловие к этой книге молитвенным обращением: «Господи, благослови меня коснуться таин Твоея Литургии, где Ты Сам «и приносящий, и приносимый». Эта краткая молитва подвигает и человека, взявшего в руки книгу, предварить ее чтение устремлением к Богу, и настраивает на серьезное и благоговейное отношение к рассматриваемой автором теме.
Владыка смиренно поясняет читателю, что мысли, изложенные в этом труде, являются плодом его размышлений и чувств, а потому субъективны. И снова мы получаем от мудрого Архипастыря духовно-нравственный урок: оценка плодов собственных размышлений и чувств как неполных и субъективных – это, согласитесь, редчайшее явление в современном мире. «Несомненно, – говорит Высокопреосвященный автор, – можно переживать и объяснять все это и с других сторон, и гораздо глубже, и полнее, и разностороннее, и даже исторически точнее. Я запишу, что отложилось у меня в результате как некоторого изучения, так и многократных служений Литургии. Прежде всего я остановлюсь на том самом основном моменте, который составляет центр ее, и вообще центр всего православного богослужения. Я разумею так называемый Евхаристический канон. Я вскрою основной лишь смысл Евхаристии, как он открылся мне, и притом недавно, по милости Божией».
Познакомиться с мыслями митрополита Вениамина о Божественной литургии, думается, правильнее предоставить самим читателям – слишком высок и важен предмет разговора, чтобы уместиться в одну небольшую статью с коротенькими цитатами то из одной, то из другой главы. Мы же с вами обратимся к биографии автора, митрополита Вениамина, насыщенной ярчайшими событиями.
Будущий архиерей родился 2 сентября 1880 года в селе Ильинка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Мальчика по причине слабости здоровья крестили прямо в день появления на свет и нарекли Иоанном. У Вани Федченкова было двое братьев и трое сестер. Отец семейства Афанасий Иванович был крепостным крестьянином в имении Баратынских, затем служил там же конторщиком. Семья жила материально трудно, но дружно, в любви и благочестии, о чем свидетельствуют детские воспоминания Владыки Вениамина. Родители сумели дать детям хорошее образование. В частности, Ваня учился в земской школе и уездном училище. Далее была учеба в Тамбовской Духовной семинарии, а затем и в Санкт-Петербургской Духовной академии.
Пострижение его в монашество с именем Вениамин совершилось в ноябре 1907 года. Не прошло и месяца, как инок Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Годы учебы в академии подарили будущему Владыке несколько судьбоносных встреч и событий. Тяжелая болезнь на какое-то время приковала его к больничной койке и подвигла к глубокому изучению аскетических творений святых отцов – аввы Дорофея, преподобных Варсонофия и Иоанна, Иоанна Лествичника и Макария Великого, – тогда он и почувствовал влечение к монашеству. Оно укрепилось и благодаря паломничеству на Валаам и беседе со старцем монастыря. Были и встречи с отцом Иоанном Кронштадтским, и совместное служение со всероссийским батюшкой.
Октябрьский переворот 1917 года застал архимандрита Вениамина (Федченкова), ректора Таврической Духовной семинарии, в Москве. Он принимал деятельное участие в работе Поместного Собора. Архимандрит Вениамин был сторонником восстановления Патриаршества, участвовал в избрании на Патриарший престол святителя Тихона, которого глубоко почитал.
10 февраля 1919 года он взошел на архиерейскую кафедру. Епископ Севастопольский, викарий Таврической епархии, настоятель Херсонесского монастыря в Одессе Вениамин (Федченков), как только город заняли красные, был арестован, но под давлением паствы вскоре освобожден. Весной 1920 года Владыка вступил в Белое движение: по приглашению генерала Врангеля он стал епископом армии и флота. Этот титул и, точнее сказать, многочисленные обязанности воинского епископа сохранились за ним и после вынужденной эмиграции из России.
Не однажды Владыка Вениамин оказывался перед выбором: остаться верным Русской Православной Церкви, действующей на Родине, или примкнуть к Зарубежной Церкви – и всякий раз выбирал первое. В годы Великой Отечественной войны он, тогда уже возглавивший Алеутскую и Северо-Американскую кафедру, Экзарх Московской Патриархии в Америке, стал одним из вдохновителей мощного патриотического движения, охватившего все слои русской эмиграции.
Возвращение митрополита Вениамина на горячо любимую им Родину состоялось в 1948 году: Владыка был назначен на Рижскую кафедру. Позже в его управлении была Ростовская епархия – находясь там, он особо сблизился со святителем Лукой (Войно-Ясенецким), архиепископом Симферопольским и Крымским. В 1955 году Владыка Вениамин стал митрополитом Саратовским и Балашевским. Новое назначение было связано с тем, что в Саратове в то время действовала духовная семинария, и поэтому туда требовался архиерей с высшим богословским образованием и опытом педагогической деятельности. В феврале 1958 года Владыка ушел на покой.
В заключение вернемся непосредственно к книге «Мысли о Литургии верных». По словам издателей, она адресована читателю воцерковленному, знакомому с чинопоследованием служб. Но размышления автора о главном православном богослужении, обращение к истории возникновения отдельных его частей, написанные просто и увлекательно, будут интересны и полезны тем, кто только приобщается к великому сокровищу Божественной литургии.
Рекомендуем книгу
Митрополит Вениамин (Федченков). «Мысли о Литургии верных»
Беседа с митрополитом Калужским и Боровским Климентом в эфире телеканала «Союз» – Прошло ли время печатной книги, выстоит ли она в конкуренции с книгой электронной?
Пасха – это радость, это награда человеку. Как сказал преподобный Серафим Саровский, любой земной царь в награду своим подданным раздает подарки, так и Бог верующим дает особый, благодатный подарок. Вот такой благодатный подарок от Бога мы получаем в празднике Пасхи.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.