Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (625) → Архиепископ Викентий: «Где чистота сердца, там и Бог, где кротость и смирение, там и Божие благословение»

Архиепископ Викентий: «Где чистота сердца, там и Бог, где кротость и смирение, там и Божие благословение»

№16 (625) / 18 апреля ‘11

Архипастырь

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Слушаем  звонок из Дмитровграда.

– Меня зовут Геннадий.  Я тяжело болею,  недавно был на Соборовании.

Но у нас в другом храме через неделю будет Соборование, я позвонил, спросил, можно ли прийти. Мне ответили, что нельзя и что собороваться можно только раз в год. Ответьте, пожалуйста, сколько раз в году больному человеку можно Соборование принимать?архиеепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий

– Мы все нуждаемся в помощи Божией, подкреплении наших душевных и телесных сил. И все православные люди должны, как минимум,  раз в год прийти в храм, чтобы  принять  таинство Елеосвящения, иначе – Соборование. Но  больные  нуждаются  в дополнительной помощи, и, конечно, собороваться можно чаще. Но в данном случае, думаю,  священнику виднее. Зная вас, он знает и то, что вам нужно. Поэтому вы должны прислушиваться к голосу вашего духовника.

– Из Дегтярска раба Божия Нина спрашивает:« Я замужем второй раз, брак венчаный, как мне вести себя с бывшим мужем?».

– Это плохо, что  так много разводов, по нескольку браков. Но если уж так случилось, и тем более есть Венчание, то, конечно, сейчас нужно больше думать о теперешнем муже, чтобы  вновь не потерять любовь и добрые взаимоотношения друг с другом. Мы все, православные христиане, обязаны друг за друга молиться, вот и вы можете молиться за бывшего мужа, с которым когда-то имели добрые близкие отношения, чтобы Господь даровал ему спасение и вечную блаженную жизнь.

– Следущий  звонок – из Сыктывкара.

– Мой сын крещен, как это раньше было, не священником, а бабушкой. Крестика он не носит. Я могу предложить ему носить крестик?

– Нужно  узнать у сына, помнит ли он, как бабушка его крестила? Если она совершила над ним Крещение, которое имеет право совершать любой православный христианин, полностью произнеся формулу Крещения «крещается раб Божий (имярек) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь», и если все было правильно совершено, то, конечно, мы признаем это таинство. Но нужно это таинство дополнить в церкви сейчас, прийти в храм, чтобы получить еще одно таинство – Миропомазания. Православный христианин обязательно должен носить нательный крест – это наше оружие, наша сила, оберегающая  от всех козней вражьих и помогающая   нести свой жизненный крест.

– Владыка, есть такой интересный вопрос: «Может ли быть так, что зависть к успеху одного человека или его семьи может создать вокруг него такую обстановку, что у этого человека – талантливого, успешного – произойдет несчастье? И как быть? Может, вообще никому не рассказывать о своих достижениях, все время прибедняться, говорить, что плохо живется, свое счастье таить и остерегаться, что кто-нибудь начнет завидовать?».

– К сожалению, многие завидуют  успеху человека, который своим трудом чего-то  достиг. Некоторые даже могут затаить зависть и причинить этому человеку зло.

Но для того  есть вера, есть Бог, Который готов нас спасти и  помочь. Ведь Сам Господь Иисус Христос тоже терпел от завистников много неприятностей, когда Он совершал добрые дела, исцелял больных, воскрешал мертвых, говорил очень хорошие, добрые слова о вероучении, отвращая людей от заблуждения, в котором находились книжники и фарисеи. И для тех это было очень неприятно. Тогда они  не понимали, что Он – Богочеловек,  и, конечно, зависть их очень сильно мучила. И эта зависть привела к тому, что они осудили Его на смерть...

Но  Господь победил  это зло и может и нам помочь побеждать всех завистников, всех, кто строит нам козни. И все эти козни вражьи могут быть разрушены благодатью Христовой, если мы с верой будем нести свое служение в этом мире.

– На линии – Новосибирск.

– Правда ли, что люди, рожденные накануне Благовещения, 6 апреля, и в Благовещение, 7 апреля, несчастные?

– Почему же они должны быть несчастными? Когда Господь судил, чтобы родился на свет человек, это уже благоволение и благословение Божие. И поэтому мы должны радоваться, что Господь дал нам новое дитя, которое прибыло в этот мир. Конечно, рождается это дитя с благовестием Божиим, что в мир пришел Господь Спаситель, чтобы искупить весь род человеческий. В том числе и дитя, которое родилось или накануне, или в день Благовещения Пресвятой Богородицы, чтобы, получая это благовестие, нести его в своем сердце до конца дней своих и сподобиться вечных благ в Царствии Божием.

Наша жизнь не зависит от времени нашего рождения, хотя у обывателей и существуют такие понятия, как «под счастливой звездой» родился, «под несчастливой», в неудачное с астрологической точки зрения время... Это все  обман бесовский. Если будем иметь крепкую веру, то Господь избавит нас от многих неприятных ситуаций. И даже если будут какие-то трудности, то с помощью Божией  мы должны преодолевать их как воины Христовы.

– Звонок из Московской области, из Фрязина.

– За души умерших родственников и вообще умерших мы можем молиться. А могут ли они за нас молиться? Вот, например, к маме моей я часто обращаюсь, и вроде помогает. Или такой пример: у нас умер батюшка, и сейчас прихожане приходят к нему на могилку, просят помощи в житейских делах. Допустимо такое? И второе: если они могут за нас молиться, получается, что за себя они не могут молиться, мы за них молимся? И если они нам помогают, почему они себе-то помочь не могут?

– Действительно, когда мы молимся за наших отцов и матерей усопших, то наши молитвы приносят им еще большую радость и утешение. И в то же время они имеют дерзновение к Богу, чтобы молиться за нас и помогать  в наших нуждах,  скорбях и болезнях, в наших трудах.

Но поскольку они уже получили от Бога милость – оказались в Царствии Божием, то им за себя уже не нужно молиться. Ведь они уже находятся во свете неприступного, во свете Божественного, и  только славословят Бога и благодарят Бога за то, что Господь по Своей милости сподобил их Царствия Божия.

И получается, что Небесная Церковь молится за нас, земных, а мы, земная Церковь, молимся за усопших. Мы не знаем, угодили они Богу или не угодили, но мы молимся и желаем им Царствия Божия, делаем, чтобы Господь упокоил их с праведными. Обычно мы молимся такими словами: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, и его молитвами, если он угодил Тебе, помоги, чтобы он посодействовал  в чем-то для нашей пользы духовной».

Мы знаем о многих святых угодниках Божиих: когда они еще не были причислены к лику святых,  люди шли на их могилки и молились. К примеру, на могилку блаженной Ксении Петербургской задолго до ее канонизации приходили люди и молились, совершали панихиды или литии, оставляли записки с просьбами. И ее молитвами Господь помогал людям. Или взять нашего праведного Симеона Верхотурского. Поначалу никто даже не знал, что это за гроб выходит из земли и что за человек был похоронен здесь. Но люди молились об его упокоении. И вот праведный Симеон помогал, исцелял, даже земелька, которая была взята от его могилки, исцеляла от различных болезней. А потом уже было Откровение Божие, и сам праведный Симеон явился и сказал, кто он такой. И люди узнали от старожилов о его жизни, трудах, подвигах, и он был причислен к лику святых.

– Ольга из Чайковского спрашивает: «Владыка, часто можно слышать такое обращение «матушка». Имеет ли оно строго определенное значение «жена священника», или может относиться к какой-то другой женщине, допустим, работающей в храме?».

– В нашей Церкви принято, что священник называется батюшкой, а его жена матушкой. Батюшкой он называется потому, что является духовным отцом паствы, которую  окормляет. Поскольку супруги неделимы, жена его является матушкой, духовной матерью всех прихожан. И они, как отец и мать духовные, имеют такое попечение и заботу о духовном возрастании своей паствы, своих духовных чад: ведут активную пастырскую работу и помогают людям в их нуждах, вместе молятся за всех, совершают дела милосердия, ведут работу по миссионерскому служению, по социальному служению, катехизаторскому и таким образом стараются помочь людям обрести истину, веру Христову.

– Еще один звонок – из Ставропольского края.

–  В 1974 году мы с мужем обвенчались, первый брак, у нас двое детей, внуки. Но мы, к сожалению, кумовья – крестили одного ребенка. Грех ли это, и как нам правильно поступить? Один священник сказал, что это очень большой грех, другой говорит, что ничего страшного в этом нет, хотелось бы узнать Ваше мнение.

– Конечно, супруги не должны вместе крестить  младенца, потому что вы в таком случае вступаете в духовное родство, и поэтому, если уж строго рассудить, вы должны быть как брат и сестра. Следует  посоветоваться со своим священником, как в данном случае поступить.

Галина из Челябинской области спрашивает, можно ли принимать в дар или дарить распятие?

– Конечно, можно. Распятие – это же символ искупительных подвигов Христа Спасителя. Это та сила, которая нас укрепляет. Это до распятия Христа крест считался орудием казни, орудием позора, а после того, как Господь был распят на Кресте, крест стал  символом  величайшей силы Божественной, знаком победы Господа над нашими грехами; Он смерть победил и даровал нам вечную жизнь.

– Теперь звонок из Ирбита.

–  Мы взяли как-то, по благословению нашего батюшки, маленького ребеночка в семью, воспитываем, все у нас хорошо уже два года. А потом нам посоветовали взять еще одного ребенка, девочку 14 лет. Мы просто пожалели ее и взяли в семью, но без благословения батюшки. Хотя, конечно, крестили ее. И вот уже прошел год, а мы никак не можем найти с ней общий язык. У девочки нехорошие подруги, с которыми она тайком где-то часто скрывается, мысли  какие-то нехорошие, черные, говорит, что в последнее время  слышит какие-то голоса, чертей каких-то видит, страхи у нее какие-то. Я не знаю, что делать: или нам эту девочку обратно отдать в детский дом, или продолжать нести этот крест?

– Конечно, жаль эту девочку, которая попала в вашу православную добрую семью, отправлять обратно в детдом. Желательно постараться повлиять на ее душу, чтобы исправить ее жизнь. Нужно молиться за нее, чтобы Господь и вам даровал мудрость, как  вести себя с нею, чтобы она оставила свои нехорошие привычки и прислушивалась к вашему голосу, полюбила Бога, полюбила Церковь, почувствовала бы, что Господь окружает ее Своей любовью, что Господь помогает ей в избавлении от всех этих бесовских наваждений и страстей, которые она чувствует.

Может быть, она имеет  какие-то грехи, которые скрывает от вас, может быть, вам постараться сделать так, чтобы она священнику на Исповеди открыла свою душу, очистилась... Потому что дьявол действует на нас через грехи наши. Они являются проводником бесовской силы. И вот через Исповедь, через церковные службы, через доброе слово, я думаю,  добро в ее сердце победит зло, которое она, может быть, унаследовала от своих биологических родителей. А сейчас нужно потрудиться, потому что мы знаем Бога и верим, что все возможно Богу, что Господь может совершить чудо с ней и преобразить ее душу, если мы будем усиленно молиться за ее духовное и душевное выздоровление, духовное и телесное исцеление.

– Владыка, позвольте мне от лица всех наших зрителей и слушателей поблагодарить Вас за все ответы, которые Вы дали на многочисленные вопросы. И традиционное напутственное слово для всех нас...

– Я всех поздравляю с приближающимся великим праздником Светлого Христова Воскресения, с Пасхой Христовой. Дай Бог, чтобы по нашим молитвам Господь укрепил нас в чистоте жизни по заповедям Христовым, чтобы  мы  получили от Бога радость мира Божественного. Потому что где  чистота сердца, там и Бог, где кротость и смирение, там Божие благословение. И нам надо постоянно стремиться к духовному совершенству, чтобы Господь призрел нас Своей милостью. Храни  всех Господь.

Беседовал Даниил Рябинин


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на  адрес редакции:  620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
Пасха Христова

Пасха – праздник победы света над тьмой

Протоиерей Вячеслав Зайцев, настоятель храма во имя Святого Преподобного Симеона Верхотурского, г. Екатеринбург: – Пасха Христова –  главный православный праздник. Поэтому все мы готовимся к нему,  очищаем свои сердца, свои души от грехов.

 
Церковный календарь

В Его воскресении надежда нашей жизни

Протоиерей Евгений Попиченко

24 апреля – Светлое Христово Воскресение Христос Воскрес, и в Его Воскресении надежда нашей жизни. «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа? Ибо воскрес Христос, и не видим во гробе».

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс