Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (625) → «Церковь обязана свидетельствовать миру о Божией правде!»

«Церковь обязана свидетельствовать миру о Божией правде!»

№16 (625) / 18 апреля ‘11

Патриархия. РуПервосвятитель

В этой теме:

Первосвятитель
«Где епископ, там и Церковь; и где Церковь, там епископ»
Патриархия. Ру

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в выпуске телепрограммы «Слово пастыря» 9 апреля 2011 года

В передаче «Слово пастыря», вышедшей в эфир 9 апреля 2011 года на Первом канале российского телевидения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопрос телезрителя о причинах критики, звучащей в наше время в адрес Церкви.

Доброе утро, дорогие телезрители.

В адрес передачи «Слово пастыря» и лично в мой адрес поступил целый ряд вопросов. Я отобрал, на мой взгляд, наиболее интересные из них и хотел бы в меру своих сил на них ответить.

«Ваше Святейшество! Я всегда с душевной болью сталкиваюсь с людьми, которые враждебно относятся к вере и к Православной Церкви. Удивляюсь, почему этих людей так много. После стольких мучений и страданий, перенесенных в XX веке нашей Церковью, священниками, верующими, это кажется странным. Нет такой лжи и злобной клеветы, пущенной о Церкви и ее иерархах в СМИ, которая бы не была с радостью подхвачена. Может быть, и самой Церкви стоит иначе относиться к этому и как-то изменить свою работу с людьми и с миром?» (Из письма Валерии Яковлевны Кошелевой, город Москва).

Валерия Яковлевна, Вы поднимаете очень важный вопрос, и боюсь, что подробный ответ на него не уложится в рамки нашей программы. Но начну с последнего – может быть, Церкви стоит что-то поменять? Церкви нужно все время анализировать свою работу, свой стиль общения с людьми, с окружающим миром, постоянно корректировать свое служение. Такова задача Церкви, и это действительно происходит.

Церковь критикуют не потому, что она неэффективна, не потому, что она плохо работает. Церковь критикуют по другим причинам. И для того чтобы доказать этот тезис, я приведу пример из нашей недавней истории.

Действительно разрушенная, изничтоженная Русская Православная Церковь: погибшие священники и миряне, закрытые храмы, оскверненные святыни… Вся страна стояла, да и сейчас стоит в этих церковных руинах. Достаточно пролететь на самолете на небольшой высоте над Подмосковьем, над Ярославской областью, над другими областями русского Нечерноземья, чтобы увидеть страшные памятники той эпохи – полуразрушенные, разрушенные, разрушающиеся храмы. Ни в одной стране мира никогда, за всю историю человеческой цивилизации не было сделано с религией, с верой то, что было сделано у нас.

И вот наступили иные времена, и Церковь начала восстанавливать эти храмы. Силенок было мало, людей не хватало, о деньгах уж и говорить не приходится. Потихонечку, потихонечку всем миром наваливались, восстанавливали, но ведь и тогда звучала критика в адрес Церкви – может быть, не такая яростная, как в наше время, но тоже звучала. За что же тогда критиковали Церковь? А нам показывали пальцем на других, в частности на западных христиан, и говорили: «Ну посмотрите, какой они ведут диалог с обществом! Как они активны в области миссии! Как у них развито социальное служение! Как они занимаются образованием молодежи! А вы-то что делаете? Да ничего не делаете, вы как прорабы на своих стройках!» До самого недавнего времени нашу Церковь обвиняли именно в ее неэффективности. Но то была не забота об эффективности Церкви, а просто желание сказать нечто, что отвратило бы людей от Церкви.

Настали времена, когда Церковь активно участвует в диалоге с обществом – и с интеллигенцией, и с политическими силами, и с творческими союзами, и с профсоюзами, и с отдельными людьми; причем участвует в этом диалоге активно, не как ведомое, слабое начало, а предлагая идеи, часто очень яркие, привлекательные, которые активно обсуждаются. Церковь повернулась лицом к молодежи – работа с ней организуется во всецерковном масштабе. Церковь занимается социальной работой, благотворительностью, идет к бедным, нищим, сиротам, бездомным, участвует в тушении пожаров, поддерживает жертв природных катаклизмов...

И что? Раздается еще более яростная критика – теперь уже за эту активность: «Церковь лезет во все поры! Церковь мечтает взять контроль над нашими душами! Церковь сращивается с государством! Церковь – самая богатая организация! Посмотрите, сколько у нее недвижимости!».

Посмотрите с вертолета на эту недвижимость, на эти руины и полуруины, которые еще надлежит восстановить! Но кто об этом знает? Важно создать миф – миф о богатой Церкви, опирающейся на власть, на государство, влезающей во все поры, стремящейся контролировать сознание. И одно, и другое – ложь. Как лгали тогда, обвиняя Церковь в беспомощности, так лгут и сейчас.

А вот теперь вопрос: а почему так происходит, и настанет ли время, когда этого не будет? Такого времени не будет, потому что «диавол с Богом борется, а поле битвы – сердца человеческие» (Ф.М. Достоевский). И всегда будут люди, которые откликнутся на весть Христа Спасителя, которые пойдут за Ним подобно тому, как шли за Ним апостолы, как шли за Ним Жены-Мироносицы, как шли за Ним мученики и исповедники в Древнем Риме, как шли за ним мученики и исповедники XX века, уничтожаемые как раз теми, кто боролся против слишком активного присутствия Церкви в жизни народа и в жизни общества.

Но кто-то может спросить: «Почему же все это происходит?». Ведь есть и те, кто ни в Бога, ни в диавола не верит, и ссылки на Бога и диавола их не убеждают. Таким людям нужна доказательная социальная база: «Вот покажите, что в обществе происходит. Покажите, что происходит в реальной жизни, – в это мы поверим».

Таким людям можно сказать следующее. Причина противления Церкви заключается не в идеологическом несоответствии доктрин. Ведь сейчас практически никаких доктрин не существует – светских доктрин. Причина – во внутреннем неприятии проповеди Церкви. Когда Церковь находилась в замкнутом пространстве, когда она была у себя в храмах, когда ее слово никто не слышал, тогда у большинства, в том числе и у нашей интеллигенции, было романтически-снисходительное отношение к Церкви как к некоему фольклору, как к некоей части культурной традиции. Тогда Церковь была где-то там, вдали. Но когда Церковь обращается сегодня к людям и проповедует Христа так, что это становится слышным, то эта проповедь многих не устраивает, потому что она расходится в принципе с их жизненными установками.

Например, привык человек грешить, а ему говорят: «Грех – это плохо; ты неправильно живешь». Привык человек злоупотреблять пищей, алкоголем, наслаждениями, а ему говорят: «Так жить нельзя», и объясняют, почему; причем говорят так, что очень многие другие слышат. Кто-то откликается на эту проповедь и старается изменить свою жизнь. А кто-то говорит: «Нет, это вы должны уйти из общественного пространства. Я вас слышать не хочу. Вы мне мешаете, вы бросаете вызов моей идентичности. Я грешник, это моя суть, но я не хочу, чтобы мой грех назывался злом». Вот здесь и происходит мировоззренческое столкновение, которое претворяется в реальной жизни, которое затрагивает суть человеческих отношений.

Если говорить о противодействии церковной проповеди – она была всегда. В римское время гнали Церковь, просто физически уничтожали. Во времена внешне как бы более благоприятные для Церкви ее пытались, выражаясь современным языком, «переформатировать», переделать, приспособить. Иногда это удавалось – по крайней мере, по отношению к отдельным представителям Церкви. Что же касается тех, кто не «переформатировался» даже в условиях, казалось бы, очень благоприятных, за теми присматривали или тех наказывали. Самый яркий пример – святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, великий отец Церкви, живший в V веке. V век – расцвет Православия в Византии, торжество веры. А где закончил свою жизнь святитель Иоанн? В ссылке, в Абхазии. В то время это было гиблое место – малярия, инфекции, тяжелый климат… Там он и погиб, будучи сосланным «благочестивыми» императорами Византийскими. XX век полон самых что ни на есть жестких примеров того, как Церковь ограничивали, уничтожали или пытались «переформатировать»...

То же происходит и сегодня. Нас пытаются «переформатировать», изменить наш язык, понизить влияние на сознание людей. А что мы можем ответить? Нас нельзя «переформатировать», потому что если меняется природа Церкви, то Церковь исчезает и от такой Церкви народ отказывается. Церковь всегда будет нести миру свидетельство о добре и зле, о правде и лжи, о свободе и рабстве, об ответственности и безответственности. Если когда-то этот голос умолкнет, то люди потеряют всякую способность различать добро и зло, в том числе и в общественном пространстве.

Вот почему Церковь будет продолжать свое служение – со смирением, неся поношения. Ничего нового нет – мы к таким поношениям привыкли за 2000-летнюю историю. Но Церковь обязана свидетельствовать миру о Божией правде, свидетельствовать, как говорит апостол Павел, «во время и не во время» (2 Тим. 4, 2), утверждая великую весть о Царствии Божием и привлекая к этому Царствию каждое последующее поколение людей.

На этом я заканчиваю нашу передачу. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами, и до новых встреч.


Смотрите программу «Первосвятитель» на православном телеканале «Союз»: по будням 09.45, 1.45, вторник, четверг 06.00, 18.35, среда 03.30, суббота 12.15, воскресенье 03.15, 12.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Первосвятитель

«Где епископ, там и Церковь; и где Церковь, там епископ»

Патриархия. Ру

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Артемию (Снигуру), епископу Петропавловскому и Камчатскому 10 апреля 2011 года, в Неделю 5-ю Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. За богослужением Святейший Патриарх возглавил хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского.

 
Пасха Христова

Пасха – праздник победы света над тьмой

Протоиерей Вячеслав Зайцев, настоятель храма во имя Святого Преподобного Симеона Верхотурского, г. Екатеринбург: – Пасха Христова – главный православный праздник. Поэтому все мы готовимся к нему, очищаем свои сердца, свои души от грехов.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс